Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Стиль: «виленское» барокко




Читайте также:
  1. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО
  2. Барокко
  3. Барокко. Петровское барокко
  4. Гобелен барокко
  5. Интерьер барокко (общая характеристика).
  6. Интерьер французского барокко (на примере Зеркальной галереи).
  7. Мебель барокко
  8. Настенные росписи барокко.
  9. Начало формирования архитектурного облика города. Петровское барокко.
  10. Общая характеристика декоративно-прикладного искусства барокко

Построен на фундаменте Софийского собора XI века (заложен между 1044 и 1066 гг.), камни фундамента доступны к осмотру в нижней (подвальной) части собора. От собора XI века сохранилась состоящая из трех частей апсида (на восточном боковом фасаде, высота около 9 м; главный фасад собора обращен к югу), остатки стен, склеп. Эта апсида — самое старое каменное сооружение на территории Республики Беларусь.

Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. О первоначальном виде собора сведения имеются самые противоречивые. В одних источниках он указан как семиглавый, в других — пятиглавый. В середине XVIII в. памятник был полностью видоизменен: верх его надстроен, главы исчезли; появились две башни на новом главном фасаде; храм был превращен в униатскую базилику с барочной обработкой (архитектор И. Глаубиц). От собора остались только отдельные части фундаментов, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов.

Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками.

Одна из особенностей полоцкого Софийского собора — граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются. Отличительной чертой собора является также отсутствие внешних обходных галерей и башен. Благодаря этому наружный объем храма был компактным и динамичным.

Софийский собор — первый и еще робкий пример памятника, в котором проявлялись черты, свойственные искусству Полоцкой земли. После "Софии", преимущественно в XII в., в Полоцке появляются многочисленные памятники с оригинальной интерпретацией крестовокупольной системы.

Ныне закончена реставрация полоцкого памятника XI—XVIII вв., в нем открыт концертный зал с органом.

 
 



 

 


 

 

В конце XV — начале XVI в. в Беларуси появился тип цитадельных церковных зданий, укрепленных с помощью угловых башен, который затем стал характерным для белорусской готи­ки. Родоначальником нового типа храмов стал Софийский со­бор в Полоцке, сооруженный в 50-е гг. XI в. На рубеже XV и XVI вв. храм был перестроен в пятибашенную церковь-замок.

Возникновение такого типа сооружений в стольном Полоц­ке закономерно, так как этот богатый и многолюдный торгово-ремесленный город на восточном рубеже Великого княжества Литовского считался тогда «ключом от Ливонии и самой Лит­вы». Владеть Полоцком хотели и Ливония, и Московское го­сударство. Реальная внешняя угроза вызвала необходимость укрепления храмов.

Инкастеллированные пяти- и четырехбашенные храмы — результат развития белорусской готики. Они являются ярким образцом органичности этого стиля, в котором удачно сочета­лись достижения местной гражданской и военной архитекту­ры. В частновладельческом замковом строительстве выкрис­таллизовался тип компактного, небольшого и хорошо укреп­ленного здания. Рационализм здесь был одним из основных факторов, которые в условиях бесконечных войн ускорили переход испробованных архитектурных элементов из военной архитектуры в церковную.



Пятибашенная Полоцкая София просуществовала в Верх­нем замке до 1710 г. Сохранившиеся изображения храма 1578 и 1707 гг. свидетельствуют о том, что это был, на первый взгляд, обычный замок с башнями, бойницами и кованой герсой над входом. Во время осады Полоцка эта церковь становилась убежищем для состоятельных горожан. Кроме того, в храме находились святыни и сокровища города. Едва ли не главным из них была великолепная библиотека. Здесь хранились древ­ние рукописи, летописи, грамоты, была литература на гречес­ком, латинском, старобелорусском, церковнославянском и дру­гих языках. В Полоцкой Софии проходили наиболее торже­ственные собрания горожан. Здесь принимали послов. Имя храма было увековечено на городской печати.

В 1607 г. во время пожара Софийский собор сгорел, но вскоре был восстановлен. Угловые башни были уменьшены на один ярус, а средняя башня стала более высокой. Еще раз церковь пришлось восстанавливать после пожара 1643 г. Во время Се­верной войны в подвалах храма находился склад боеприпасов войск Петра I. В мае 1710 г. он неожиданно взорвался, и храм фактически был уничтожен. В 1738—1780 гг. его перестроили в двухбашенный барочный костел.

В процессе археологического изучения Полоцкой Софии ос­татки древних оборонительных башен не были обнаружены. Видимо, у них были небольшие фундаменты или они имели эркерное устройство. Сейчас в здании Полоцкой Софии нахо­дится концертный зал.

На территории Нижнего замка стоял еще один пятибашенный инкастеллированный храм, который был почти точной копией Софийского собора. Он хорошо виден на плане Полоц­ка 1707 г. Отчетливые оборонительные черты имели и другие городские церковные сооружения: комплекс иезуитского кол­легиума и иезуитского костела, который закрывал подход к мосту через оборонительный ров Верхнего замка. Здание кос­тела бернардинского монастыря имело башню, где насчитыва­лось три яруса бойниц. На подступах к замку стояло массив­ное двухэтажное здание еврейской школы



 

31.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: Спасо-Преображенский собор г. Полоцк

Дата строительства ,обновления:1128—56 гг. / XIX в.

Стиль: древнерусское зодчество

Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера.

Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные

 

32.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: церковь св. Бориса и Глеба (Каложская) г. Гродно

Дата строительства: до 1183 г.

Стиль: древнерусское зодчество (гродненская школа)

Борисоглебская, или Коложская, церковь — замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.

Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13x25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художником В. Грязновым.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных в полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни — определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.

 

 

33.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: замок Гедимина г. Лида

Дата строительства, обновления: 1323—25 гг. / конец XX в

Стиль: готика, романский

Крепость была построена в 1323—1325 гг. князем Гедимином и на протяжении нескольких столетий оставалась мощной цитаделью на западных землях Беларуси.

Многочисленные осады, которые выдерживала крепость, привели к повреждению стен, разрушению башен и полному уничтожению ее застройки внутри.

Крепость заложена на насыпном холме высотой 5—6 м в окружении рва и водоемов. Ее план в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов.

Две башни, прямоугольные в основании, располагались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом находились православная церковь (в 1533 г. перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что было обычным для ранних произведений монументального строительства на белорусской земле.

Ныне Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками выявлены его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и отчасти художественные характеристики, что используется при восстановлении памятника.

 

 
 

 


34.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: Троицкий костёл, д. Ишкольдь

Дата строительства: 1472

Стиль: готика

Самый старый (из не подвергшихся перестройкам) костел на территории современной Беларуси.
Строился как католический храм. Во 2-й половине XVI в. был приспособлен под кальвинский сбор, в 1641 г. возвращен католикам.

В Ишкольди — старой деревне Барановичского района, расположенной близ шоссе Минск — Брест, сохранился с 1472 г. уникальный памятник каменного зодчества — Троицкий костел. Его небольшой по размерам прямоугольный план (10х14,5) завершается пятистенной апсидой. Площадь апсиды немного меньше площади основной части храма и является ее органическим завершением как в плане, так и в объемном построении. Стены кирпичные. Нижние части их орнаментированы сетчатой кладкой из темного кирпича-железняка. Позднее фасады были оштукатурены и побелены.

Костел построен в готическом стиле. Элементы, свойственные готике, проявляются в звездчатом и крестовых сводах с нервюрами, наружных контрфорсах, в высокой щипцовой крыше, убранстве главного фасада и контрфорсов плоскими нишами различного очертания и размера, в стрельчатых оконных и дверных проемах. Фигурное завершение стены главного фасада и мягкие криволинейные очертания контрфорсов придают храму скульптурность, смягчающую монументальный облик памятника

В результате многократных перестроек в течение XVII—XX вв. (под кальвинистский собор, церковь и вновь под костел) художественно-декоративное убранство внутри памятника изменилось.

 
 

 

 


35.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: замок Ильиничей г. Мир

Дата постройки, обновления: 1506—10 гг.? / начало XVII в. / 1978—2005 гг

Стиль: готика, ренессанс

Замок в Мире — выдающееся произве­де­ние белорусского зодчества. В его архи­тектуре нашла зримое отражение эпоха феодализма: за мощными стенами и баш­нями, способными защитить владельца от неприятеля, стоял богатый дворец — рези­денция магната. Выполненный из камня и кирпича, окруженный земляными валами с бастионами и рвами с водой, замок своей монументальностью и неприступностью олицетворял силу и неогра­ничен­ную власть феодала.

План замка представляет собой перекошенный четырехугольник, близкий к квадрату, образованный крепостными стенами протяженностью в среднем около 75 м. По углам, выступая за стены, стоят четыре башни. Пятая башня — главная — с аркой въезда находится в середине западной стены и обращена к поселку.

Первоначально стены замка имели высоту до 13 м при толщине их у основания около 3 м. Кладка трехслойная: наружная часть стен выложена из кирпича с вкраплением камня-валуна, а внутренняя, составляющая ее основной массив, представляет собой забутовку из мелкого камня и кирпичного боя. Высота комбинированной кладки стен около 1,5 м, в главной башне она достигает 7 м. Верхние части стен башен, а также стены, цилиндрические своды и полы дворца выполнены из кирпича.

Строительство дворцово-замкового комплекса проходило не единовременно, что хорошо прослеживается в характере архитектуры его различных частей. Первоначально, в XVI в., были построены крепостные стены и башни. Позднее, уже при Радзивилле Сиротке, в начале XVII в., вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Новое строительство вызвало изменения облика стен, к которым примкнул дворец: у них исчезли бойницы, были пробиты большие оконные проемы, заново возведена верхняя часть. Большие окна получила и достроенная часть северо-западной башни. Тогда же по внешнему контуру замка вдоль южной и западной стен строятся одноэтажные хозяйственные постройки и конюшня.

Достопримечательностью замка являются башни высотой около 25 м. Они возвышаются над стенами и в прошлом все имели характерный готический декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Такой прием обработки фасадов был распространен в белорусской архитектуре XV—XVI вв. Побеленные ниши и пояса удачно контрастируют с красными кирпичными стенами, усиливая художественную выразительность замка. Ныне только главная, въездная и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса: они оштукатурены или облицованы тесаным камнем.

С конца XIX в. пейзаж, окружающий замок, значительно изменился. Здесь был разбит парк, устроен пруд, в 1904 г. в парке сооружен храм-усыпальница.

Замок в Мире за свою более чем четырехвековую историю был свидетелем многочисленных войн. Так, в 1655 г. он пострадал от длительной осады шведов, в 1705 г. они вторично напали на замок и сожгли его. Сильно разрушен замок и во время Отечественной войны 1812 г. Дважды — в июле и ноябре этого года — между русскими и французскими войсками в Мире велись ожесточенные бои. Тогда была взорвана северо-восточная башня замка, в которой находился пороховой склад, сожжен дворец, были сильно разрушены и фортификационные сооружения. Сейчас в замке ведутся реставрационные работы, в процессе которых получены новые данные по его истории и архитектуре на разных этапах строительства.

 

36.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: церковь Рождества Богородицы, д. Мурованка

Даты строительства,обновления:1524 г. / 1817 г. / 1871—72 гг. / начало XX в

Стиль: готика, ренессанс

В Мурованке, деревне Щучинского района, сохранился выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины XVI в. — Маломожейковская церковь. Она относится к храмам оборонного типа. Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, ведущими к бойницам, опоясывающим верхнюю часть храма. Церковь четырехстолпная, одноапсидная, завершается высокой двухскатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. Апсида занимает всю ширину храма, способствуя созданию зального интерьера.

Своеобразная конструкция перекрытий: сплетения гуртов и нервюр звездчатых сводов образуют треугольники и ромбы различного очертания и величины. Система готических сводов характеризуется изяществом и тонким рисунком. Поверхности наружных стен, фронтона и башен украшены многочисленными неглубокими нишами. Спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком близки традиционным формам декорации памятников московского каменного зодчества. Круглое окно над входом — прием, обычный для культовых памятников романской и готической архитектуры.

В целом же конструктивное и архитектурно-художественное решение храма представляет местные традиционные черты белорусской архитектуры XVI в. Во второй половине XIX — начале XX в. Маломожейковская церковь подверглась перестройке: к западному фасаду был добавлен притвор, башни надстроены

37.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: Спасо – Преображенская церковь, г. Заславль

Стиль: ренессанс

Достопримечательностью Заславля является Преображенская церковь, построенная в середине XVI—XVII в. на территории замка, в окружении его валов. Вначале это был кальвинистский храм, а затем в 60-х годах XIX в. здание было превращено в православную церковь.

Преображенская церковь — бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное и приземистое здание ее перекрыто щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипятиметровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Башня была пристроена позже, очевидно, в XVII в.

О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами. Она трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре Беларуси.

 
 

 

 

 

 


38.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи

Даты строительства,обновления:начало XVI в. / 1841 г. / 1880—81 гг

В Сынковичах - деревне Зельвенского района — находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма — слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину.

Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей.

Оригинальный прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под одним покрытием. Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием, по существу, превращает крышу постройки с трехапсидным планом в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви начала XVI в. в Вильнюсе, подтверждая гипотезу о единстве архитектуры православных храмов в Великом Княжестве Литовском.

В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества. К первых можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды, и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде — элементы готики. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными декоративными нишами, которые снимают впечатления тяжеловесности стены.

 

39.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: Костёл Божьего тела г. Несвиж.

Даты строительства, обновления: 1587—93 гг. / 1705 г.

Стиль: раннее барокко

Костел Божьего Тела — первая постройка в стиле барокко на территории Речи Посполитой.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» — гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Ему более четырех столетий, и за все это время он ни разу не закрывался и не перестраивался. Костел построен в 1593 году для католического ордена иезуитов по приказанию и на средства владельца города Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки.

Несвижский костел — своеобразный памятник роду Радзивиллов. Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие их колонны символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут — их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Миколая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви. Есть в костеле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, по легенде, ее похоронили заживо — в состоянии летаргического сна.

В подземелье под костелом, в крипте — родовой усыпальнице — в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом. Существует множество легенд о покоящихся здесь людях. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями. Но, видно, для призраков это не помеха…

Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко — также построен Яном Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом его является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г. зодчими Виньолой и Портой. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.).

Фарный костел — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые вефи, расчлененные на квадраты,- крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные ж горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые — развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Хески в 1752—1754 гг. Тогда же художником была написана и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела.

Храм является родовой усыпальницей князей Радзивиллов.

 

40.Охарактеризуйте историческую и художественную ценность памятника архитектуры: Дворцово – парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 15; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.045 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты