КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние романтизма на дворцово-парковое зодчество Беларуси (начало XIX века)42 Уникальным шедевром романтизма является городской острог в Минске – так называемый «Пищаловский замок» (1825). В соответствии с композицией – это трёхэтажное прямоугольное здание с четырьмя цилиндрическими угловыми башнями с крепостными зубцами наверху и небольшим барбаканом перед входом. По периметру замок был окружён стеной с контрфорсами и Брамой. Сейчас обсуждается его использование в туристических целях. По одной из версий Пищаловский замок первоначально проектировался как частная городская усадьба. Сейчас точно не известно, но в дворцово-парковом зодчестве того времени романтический стиль использовался довольно активно. Исторические романы В. Скотта читали повсеместно, и многие хотели иметь нечто подобное на замок времён Робин Гуда и Ричарда Львиное сердце. При этом необходимо учитывать, что классицизм ещё сохранял прочные позиции и поэтому неоготика использовалась только как дополнение. Бывший дворец Г. Потёмкина в Кричеве при новых хозяевах в 1840-я г был реконструирован. Ряд прямоугольных оконных проёмов заменили на стрельчатые, а по бокам центрального ризалита возвели неоготические башенки. В 1837 – 1851 гг по желанию князя Паскевича был “романтизирован” Гомельский дворец. Главный корпус остался без изменений, а боковые флигеля были перестроены полностью: с северного сняли весь класссический декор, а на месте южного возвели массивную четырёхярусную башню – павилион, где неоготичные черты для усиления внешнего эффекта были дополнены неоренессансовыми. В этой башне размещалась богатейшая коллекция живописи, а на верху были установлены часы. Значительным изменениям подверглась и резиденция графов Пусловских в д. Старые Пески (Берёзовский р-н) Так же Пусловские стали инициаторами строительства и самого знаменитого отечественного дворца периода романтизмав д. Коссово (Ивацевичский р-н) в 1838 году. Место для него было выбрано не случайно возле знаменитой усадьбы Т. Костюшко, что придавало всему комплексу сентиментально-историческую окрашенность Дворец представлял собой вытянутое в плане большое здание и состоял из основного корпуса и двух немного выступающих вперёд крыльев. Его ступенчатая композиция (высокий центральный и долее низкие боковые объёмы) усиливалась за счёт использования многочисленных гранённых “замковых” башенок и зубчатого атика. Для отделки резиденции был использован весь спектр неоготического декора - контрфорсы, стрельчатые ниши, оконные и дверные проёмы, узкие бойницы, большие кресты, аркатурный фриз. После подавления восстания 1863 года Коссовский дворец был конфискован государством и передан графам Трубецким , при которых он пришёл в запустение и был заброшен. В 1944 году при освобождении Беларуси он сгорел и только сейчас появились проекты по его восстановлению. Идеализация средневековья в особых случаях приводила к тому, что некоторые землевладельцы желали иметь у себя настоящий феодальный замок, который впечатлял бы своей монументальностью и величием. В подобном романско – готическом неостиле был построен дворец К. Любомирского в д. Юрцево (Оршанский р-н). Расположенное на высоком цоколе прямоугольное двухэтажное здание по углам имело мощно выступающие за внешний периметр стен массивные гранённые башни с зубцами наверху. Его внешний декор ограничивался аркатурным фризом и стрельчатыми нишами, в которых размещались арочные оконные проёмы. Теперь в этом здании находится Республиканский госпиталь инвалидов ВОВ. Нашло на Беларуси проявление и такого направления в развитие романтизма как копирование широко известных дворцов. В д. Жемыславль (Ивьевский р-н) по заказу графов Умястовских в 1860 – 1870-е годы архитектор Л. Маркони возвёл усадебный дом очень подобный на “Лазенки” – варшавскую резиденцию короля Станислава Августа. Т-подобный в плане двухэтажное здание с большим бельведером наверху имел шикарную классическую отделку (колонны и пилястры коринфского ордера, кованные балконы, цветные витражи). Сохранившийся в неизменённом виде сейчас он приспособлен под правление колхоза и клуб. Парковое искусство эпохи романтизма проявилось в дальнейшей разработке идеи пейзажного парка. Его композиция характеризовалась большой свободой и логичностью. Господство природного начала должно было положительно влиять на душевное состояние человека, склоняя его к философско-сентиментальным переживаниям. В парках имелись уютные полянки, полуоткрытые площадки на берегу озер, а так же икусственные острова. На них возводились беседки, из которых можно было любоваться местными красотами. Романтический дух паркам придавали декоративные руины, гроты и каплицы. Например, в д. Хальч Ветковского района за дворцом возле холма имелся узкий проход в выкопанную в его толще пещеру, облицованную камнями и освящённую факелами. В д. Высокое романтическое настроение парку придавали остатки древнего бастионного замка. Каменный форт, который когда-то защищал вход в него, был преобразован в оригинальный павильон, а просторный замковый двор стал местом разведения экзотических растений и цветов. В д. Освея (Верхнедвинский р-н) в парке были два декоративных кратера вулканов. Неотъемлимым атрибутом парков были мемориальные плиты и валуны с надписями (Залесье, Сморгонский р-н, Видзы Ловчие Браславский р-н). Проходили в парках и выставки оружия. Т.о., романтизм на Беларуси представлен рядом интересных памятников, большинство из которых являются настоящими архитектурными шедеврами. Нельзя не признать тот факт, что именно они во многом определили направление эволюции отечественных городов и частных резиденций43
|