Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Романский стиль в отечественном храмовом зодчестве




 

Культовые сооружения в романском стиле были распространены в Западной и Центральной Европе. В восточноевропейских государствах они так же возводились, но не

так активно и с учётом архитектурных традиций Византии. В целом романские храмы продолжали развитие раннехристианского европейского зодчества. Среди типов культовых сооружений преобладали базилики и ротонды. Наиболее значительные храмы XII – XIII вв. кроме продольных нефов имели и поперечный (трансепт), в месте пересечения которых возводилась башня с большим куполом. Все части храма были отделены, а хоры были сделаны недоступными для прихожан. Между собой нефы разделялись массивными колоннами и полкруглыми арками, создававшими впечатление о сверхустойчивости конструкции храма. Содействовали этому и высокие целиндрично-ребристые своды, которые пришли на смену обычному плоскому деревянному потолку.

До середины XI в. европейские храмы украшались фресками, а позднее техника строительства усложнилась, стены и своды получили более сложную конфигурацию, и поэтому больше внимания стало уделяться лепному декору. Распространились объёмные монументальные рельефы, которые украшали порталы, фасады и внутренние интерьеры. При этом лепнина сохранила органичную связь с поверхностью стены, как бы прорастая особыми элементами декора, например, фигурки сказочных химер.

На Беларуси романские храмы не получили значительного распространения из-за сильного влияния, византийских по характеру, Полоцкой и Гродненской школ зодчества. Однако, устойчивые контакты отечественных городов с Европой обусловили проникновение и сюда особых элементов романской архитектуры. Так в Полоцке в XII в под влиянием романского стиля была проведена реконструкция Софийского Собора, стены которого укрепили контрфорсами. Кроме этого к боковым стенам храма достроили полуоткрытые галереи, а со стороны апсид возвели комплекс каплиц-захоронений. В Гродненской школе зодчества проявлением романского стиля в первую очередь стало использование щлифованного камня для украшения фасадов и голосников, которые по форме были ближе к европейским аналогам.

Однако, наибольший интерес при изучении влияния романской традиции на храмовое зодчество Беларуси имеет Минская замковая церковь, элементы которой были выявлены во время раскопок 1949 года на территории детинца. Согласно предположениям учённых, этот храм возводился польскими мастерами на месте деревянной церкви, сожжённой в 1067 году и имел характерные черты романского стиля. К сожалению, его строительство по невыясненным обстоятельствам так и не было завершено (стены возвели на высоту чуть выше 1 м), но сохранившиеся фрагменты свидетельствуют про оригинальность конструкции Замковой церкви. Это был небольшой, размерами 12\16 м трёхнефовый трёхапсидный храм с четырьмя столбами, на которые был должен опираться купол. Главная апсида храма выступала за периметр стен более чем на 4 м, что было типично для византийских храмов. Но то, что этот выступ в стене сглаживался выступающими боковыми апсидами, было достаточно оригинальным решением. Необычным для отечественной архитектуры был фундамент церкви, который включал деревянные элементы.

Такое отступление от Византийских традиций можно объяснить только тем, что во время строительства храма Минск был независим от Полоцка и пртендовал на создание самостоятельного княжества. Но в 1084 г. Минск сново был разрушен войсками Владимира Мономаха. Да и Полоцк восстановил здесь свою власть. Вероятно по этим причинам возведение церкви в Минске было остановлено, запасы камня пошли на укрепление внешнего вала, а недостроенный храм превратился в городской некрополь, где археологи нашли 21 захоронение. В середине XIII века фрагменты Замковой церкви окончательно засыпали землёй, что и спасло их от дальнейшего разрушения . В 1993 году в честь храма на берегу реки Свислочь был создан небольшой мемориал – из плиток выложен контур храма и установлен памятный знак, посвящённый 200-летию Минской епархии.11

Кроме Минска романские храмы очевидно возводились и в других городах Беларуси. Благодаря Ипатьевской летописи известно, что одновременно с возведением “волынских башен” в Бресте и Каменце были построены и каменные храмы. К сожалению, Каменецкая Благовещенская церковь была разрушена ещё в средневековье, а фрагменты церкви св. Петра в Бресте уничтожили в XIX век при строительстве крепости. Эти храмы были возведены в технике балтийской кладки из кирпича большого размера. Скорее всего, они были крестовокупольные с тремя апсидами.

Т.о. проникновение на белорусские земли романских традиций в XI – XIII вв. положило начало новой архитектурной традиции, при которой местные зодчие использовали отдельные элементы различных стилей и перенимали прогрессивные строительные навыки разных школ. Такой подход существовал в Беларуси и в дальнейшем, что привело к созданию уникальных памятников архитектуры мирового значения/12


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты