КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел V. Отечественная и зарубежная практика национализма, экстремизма и последствия глобализации для этносов
Термин «национализм» возник в эпоху Великой французской революции как выражение чувства принадлежности своей нации (в отличие от прежней принадлежности королю). Согласно идее национализма восприятие личности, группы или социальной общности изначально должно основываться на их национальной принадлежности. Идеологи национализма утверждают, что главным видом общественных связей и отношений являются национальные а главным субъектом истории- национальные (этнические) общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Как правило, идеи национализма получают интенсивное развитие и распространение в борьбе за независимость, национальное самоопределение народа, не обладающего собственной государственностью, либо в условиях борьбы с внешним противником. Тем самым национальные идеи и чувства способны играть позитивную роль, выступать в форме патриотизма, содействовать мобилизации сил общества на решение жизненно важных задач. Национализм и экстремизм в межэтнических отношениях. История человечества с ее самого раннего – первобытнообщинного этапа и до современности изобилует проявлениями враждебных отношений между этническими группами. Нередко борьба за существование или за улучшение условий своей жизнедеятельности приводила к господству одного этноса над другим, а в отдельных случаях и к физическому уничтожению враждебной группы. Изучение конфликтных форм межэтнических отношений позволяет говорить о том, что при враждебных отношениях между этносами всегда присутствует особая сила, которая не только объединяет отдельных индивидов в один этнос, но и заставляет их действовать сообща для достижения определенной цели. Термин «национализм» появился в XVIII в. во Франции. Основное качество национализма заключается в его реальной способности объединять членов этноса для совместных действий. Такая способность обусловлена этническим сознанием и опирается, с одной стороны, на естественный этноцентризм, а с другой – на этническую идеологию, вырабатываемую этническими лидерами. В соответствии с традицией советского времени в отечественной литературе национализм трактуется как отрицательное явление в жизни народа. Национализм – искусственное гипертрофированное противопоставление особенностей своей этнической группы своеобразию других народов. Проявления национализма всегда связаны с искаженным отражением фактов объективной действительности в сознании людей, взаимодействующих в пределах конкретной этнической общности. Существование и функционирование национализма обусловлены аномальным состоянием сознания тех индивидов, которые выступают его носителями. Эта аномалия возникает в результате иррациональных психических процессов, для которых характерны некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о собственной и других этнических группах. Националистическая психология не возникает сама по себе. Она базируется на тех этнопсихологических явлениях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других этнических общностей, в негативное отношение к представителям других этнических групп, в готовность к предвзятому реагированию на информацию о своем и чужом этносе. Внешние признаки национализма наиболее открыто проявляются в поведении его носителей – в предвзятых высказываниях или поступках, которые означают непризнание прав других народов или народностей, служат установлению и поддержанию отношений неравноправия, выливаются в преследования и дискриминацию других народов. Как психологическое явление национализм обладает определении свойствами и признаками, прежде всего устойчивостью и заразительностью. Однажды воспринятые националистические идеи очень трудно изменить, поскольку собственные установки негативного отношения к какой-нибудь этнической общности кажутся индивиду истинными, позволяют поддерживать отношения единомыслия с носителями аналогичных установок. Национальный экстремизм (лат. extremus – крайний) – практика приверженности решению межнациональных проблем и противоречий силовыми методами. Идейно национальный экстремизм представляет собой крайнюю форму этноцентризма. Чаще всего становление национального экстремизма начинается «сверху», с силовой национальной политики правящих кругов. Когда им удается привлечь к своим идеям большое количество сторонников, тогда национальный экстремизм получает серьезную поддержку «снизу» в форме фанатизма и распространяется на все сферы общественной жизни. Разумной альтернативой национальному экстремизму является политика межнационального согласия, достигаемая путем межнационального диалога. Национализм как форма политического сознания, идеология, социокультурный феномен, политическая практика. Национализм как социальное явление привлекает внимание исследователей уже более 100 лет, и за это время появилось множество его определений. Так, В.В. Коротеева отмечает, что «национализм – это совокупность идеологий и политических движений, использующих в качестве символа понятие «нация».[120] По мнению Э. Геллнера, «национализм – это прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также чтобы управляемые и управляющие в данной политической единице принадлежали к одному этносу».[121] Э. Смит утверждает, что национализм – это «идеологическое достижение и установление автономии, сплоченности и индивидуальности социальной группы, часть членов которой видит себя реальной или потенциальной нацией».[122] Близкое по смыслу определение национализма сформулировал К. Янг: национализмом называют политическую идеологию, рассматривающую нацию как «сформировавшееся сообщество, к которому люди испытывают чувство высшей преданности, и оценивающую легитимность политического режима с точки зрения его приверженности этому принципу».[123] В странах, которые образуют современный Запад, национализм, возникший в XVIII столетии – в век Просвещения, был в первую очередь политическим движением, направленным на ограничение власти правительства и обеспечение гражданских прав. Большинство исследователей фиксируют изменчивость исторических форм и политической роли национализма. В частности, американский исследователь Луис Снайдер различает четыре типа национализма. 1. Интегрирующий национализм (1815-1871). В указанный период национализм представлял собой объединяющую силу, которая способствовала консолидации феодально-раздробленных народов (Германия, Италия). 2. Разъединяющий национализм (1871-1890). Успехи национализма в деле объединения Германии и Италии стимулировали борьбу за национальную независимость народов, входящих в Османскую, Австро-Венгерскую и другие империи, что привело к распаду последних. 3. Агрессивный национализм (1890-1945). В те годы национализм становится идентичным империализму и повинен в двух мировых войнах. 4. Современный национализм (с 1945). Новый национализм заявил о себе главным образом путем антиколониальных революций, отмечен распространением национализма в глобальном масштабе. Политолог Джек Снайдер также выделил 4 типа национализма: гражданский, революционный, контрреволюционный и этнический.[124] Н.С. Мухаметшина в монографии «Трансформации национализма символьная элита: российский опыт» отмечает, что национализм, который имеет место быть в современной России, – русский, башкирский, татарский – это этнический национализм. И российскому обществу еще предстоит «созреть» до гражданского национализма. Современные российские ученые выделяют 5 типов национализма: – классический этноприоритетный; – паритетный; – экономический; – защитный; – модернизационный, или реформаторский. Однако массовым сознанием термин «национализм» по-прежнему воспринимается как оценочный с явным преобладанием негативизма. Трактовка национализма как возвышения одной нации над другой часто встречается и в политическом лексиконе элит. В таком качестве термин «национализм» близок к понятию «шовинизм». Шовинизм (фр. chauvinisme – термин, образованный от имени собственного) – крайняя и наиболее агрессивная форма проявления национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти и силовое подавление представителей одних этносов другими. Данный термин является производным от имени французского капрала наполеоновских войн Н. Шовена, восхвалявшего завоевательные войны Бонапарта и провозглашавшего идею военного превосходства одной нации над другой. Сам термин «шовинизм» появился в 1831 г. после постановки во Франции комедии братьев Коньяр «Трехцветная кокарда», одним из героев которой был воинственный новобранец Николя Шовен, преданный идее «Великой Франции». На основе этнической неприязни возникает ряд практик, приводящих к истреблению людей по национальному признаку. Наибольшим негативизмом отличается геноцид (греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – тип этнической политики, направленной на полное или частичное уничтожение этнических, расовых или религиозных групп населения. Согласно Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1848)[125] к проявлениям геноцида относятся: убийство каких-либо групп населения по религиозным, политическим, расовым или национальным мотивам; причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп; меры по предотвращению деторождения в этих группах; насильственная передача детей из одной группы в другую. Проявлением национализма может быть этническая дискриминация (лат. discriminatio – различение) – ограничение или лишение части граждан (или целых народов) политических и личных прав и свобод по принципу этнической принадлежности. Этническая дискриминация выражается в ограничении избирательных прав, свободы передвижения, выбора места жительства граждан некоренной национальности, представителей национальных меньшинств. Вследствие таких ограничений дискриминируемая часть населения вынуждены покинуть страну своего проживания и стать беженцами. Обратной стороной этнической дискриминации является привилегированное положение титульной нации. Этническая дискриминация порождает межэтническую напряженность и конфликты. Русофобия (греч. phobos – страх) – сознательно культивируемое в ряде стран чувство неприязни и вражды к людям русской национальности, нередко выражающееся в организованных против них действиях. Русофобия имеет длительную историю, разные аспекты и формы проявления. В современных условиях русофобия нередко в политических интересах (например, националистами в странах Балтии) путем нагнетания неприязни к русским и всему русскоязычному населению этих стран с целью его вытеснения в Россию. Наряду с русофобией в этнополитологии встречаются и другие термины, обозначающие негативное отношение и страх перед другими народами: синофобия (отношение к китайцам), цыганофобия и др. Обобщающим понятием может служить термин ксенофобия (греч. xenos – чужой и phobos – страх) – психологическое чувство страха и вражды ко всему чужому, иностранному, незнакомому. В этнологии ксенофобия проявляется в форме неприязни, нетерпимости, враждебного отношения к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, представителям других регионов. Этническая неустроенность может сопровождаться сецессией (лат. secession – отпадение, отделение) – выходом из состава государства какой-либо его части, происходящим мирным путем или в результате борьбы за самоопределение. Напротив, этническая символика может вызывать уважение, доверие, интерес. Этническая символика – совокупность образов и знаков в материальной и духовной культуре какого-либо этноса, выполняющих этноразличительную функцию и обозначающих этническую принадлежность их носителей. Например, этнической символикой в одежде являются: у японцев – кимоно, у узбеков – стеганый халат, у кавказцев – папаха и т.д. Этническими символами России считаются Волга и береза, символом Японии – сакура (вишневое дерево), символом Монголии – степь и т.п. В число этнических символов могут входить некоторые виды пищи (блины – у русских, борщ – у украинцев, плов – у узбеков, гуляш – у венгров и др.). В настоящее время этническая символика присутствует главным образом в таких областях духовной культуры, как ценностные автостереотипы, национальная литература, государственная геральдика. В мировой практике обострением национализма могут служить последствия колониализма. Колониализм (лат. colonia – поселение) – система политического, экономического и культурного подчинения стран и народов, менее развитых в социально-экономическом отношении. Колониальная система сложилась к 20-м гг. XX в. в связи с завершением территориального раздела мира между крупнейшими империалистическими державами В результате этого раздела на колонии и зависимые страны приходилось 2/3 территории и 60 % населения Земли. В 1960-1970-е гг. произошел распад колониальной системы, и в настоящее время в мире колоний не существует. В качестве наследия колониализма выступает апартеид (апартхейд) (афр. apartheid – раздельное проживание) – тип политики, проводимой в отношении определенных национальных или расовых групп населения страны и выражающейся в лишении или существенном ограничении их политических, экономических и гражданских прав, территориальной изоляции мест их проживания (резервации). На практике политика апартеида предполагает жилищную сегрегацию, запрещение межрасовых контактов, сегрегацию на посещение общественных мест, определение круга профессий, возможных для каждой расовой группы. Существенная угроза национальным приоритетам в современных условиях исходит от политики глобализации. Как справедливо заметил Ульрих Бек – социолог и философ Мюнхенского университета и Лондонской школы экономики, «за открывающиеся новые перспективы и новые возможности управления, т.е. за экспансию политического суверенитета и политического контроля, приходится расплачиваться «самоденационализацией» – ограничением независимости национальных правительств... В условиях экономической глобализации имеет место «западня национального»: держась за свои суверенные права, национальные государства сталкиваются как с нарастающей взаимной конкуренцией за источники инвестиций, так и с опасностью формирования международных монополий, обесценивающих значение государственной власти».[126] Однако вряд ли можно согласиться с тем, что одним из ответов на вызовы глобализации может быть «космополитическое государство». Полагаем, что именно многообразие многонациональных государств может обеспечить сдержки и противовесы всеохватывающей политике глобализации.
|