КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребности как источник религиозностиПсихологи утверждают, что человек характеризуется творческим беспокойством, которое связано с поиском ценностей и смысла, дающих возможность упорядочить и объединить отдельные переживания. Такими критериями, по мнению Ю. Макселона, должна была бы обеспечивать человека религия, которая проявляется как результат поисков объединяющей философии жизни. Религиозность-это результат познавательного развития еще и потому, что Бог воспринимается как естественный результат поисков стабильности . Человеческое мышление стремится к представлению многих фактов в виде символов, демонстрирующих разнородность переживаний. Понятие Абсолюта, которое возникает в психике человека в процессе его интеллектуального развития, перенимает 1) множество выдающихся для человека переживаний, 2) открывает то, что недоступно человеческому представлению. Религия объединяется с познавательной активностью человека. Интегрируя познания о мире, личность стремиться узнать не только что есть, но также и почему так есть? Исходя из естественных человеческих потребностей, вытекают типичные для религии вопросы и ответы о начале и смысле вселенной, о жизненных критериях и моральных ценностях, возможности познания истины. Бердяев утверждает, что "совесть и есть источник оригинальных, первородных суждений о жизни и мире…есть воспоминание о том, что такое человек, к какому миру он принадлежит по своей идее, Кем он сотворен, как…и для чего сотворен" . А Э. Фромм пишет следующее: "Нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности - в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Человек может поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому богу, святому человеку или вождям с дьявольским обличьем; он может поклоняться предкам, нации, классу или партии, деньгам или успеху; его религия может способствовать развитию разрушительного начала или любви, угнетению или братству людей; она может содействовать его разуму или приводить разум в состояние паралича; человек может считать свою систему религиозной, отличающейся от систем светского характера, но может также думать, что у него нет религии, и интерпретировать свое служение определенным, предположительно светским целям - таким как власть, деньги или успех, -- лишь как заботу о практическом и полезном. Вопрос не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия: или это религия, способствующая человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует. … Тезис о том, что потребность в системе ориентации и объекте для его служения корениться в условиях человеческого существования, видимо, достаточно подтверждается фактом универсального присутствия религии в истории" .
|