Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ




Человек - социальная личность и может полноценно развиваться только в отношениях с остальными. Библия говорит о том, что человек создан Богом для общения: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". (Быт. 2:18) Даже жизнь в монастырях, где предусмотрена внешняя изоляция, не означает полного разрыва связей с миром. Наоборот: в некотором понимании смысл существования таких религиозных общин заключается в помощи миру таким способом, чтобы быть образцом для него. В то же время монахи пользуются материальными благами мира.

Во свете постоянно длящейся дискуссии на тему эффективности изучения религии в школе следует отметить, что на формирование религиозной жизни детей гораздо большее влияние имеет религиозность родителей нежели уроки изучения Библии или Закона Божьего. Не следует также забывать, что семейное религиозное воспитание происходит не в пустоте. Оно соединяется с определенным климатом среды, который довольно часто только частично затрагивает сущность религии. Основными факторами влияния считаются группы сверстников, друзей, "идолов", мода, средства массовой информации и др. Входя в общественную среду, человек постоянно учится чему-то новому. Это относится и к религиозному поведению, и к умению лучше понять себя самого - на что способен человек и чего ему следует избегать.

Существует еще одна очевидная истина, что любое религиозное развитие возможно благодаря Божественной милости и основным биолого-психологическим склонностям. Даже самое лучшее религиозное окружение не может помочь обрести развитую веру умственно или эмоционально незрелому человеку.

Как любое другое развитие, так и религиозное связано с аккомодацией, то есть с приспосабливанием собственных систем познания к требованию приобретения нового опыта. Поэтому на религиозное развитие следует смотреть как на процесс интеграции нового и старого. Здесь не говориться о механическом сложении нового религиозного и старого нерелигиозного опыта, но о попытке соединения его на высшем уровне. Со временем углубления религиозных знаний эти уровни становятся еще более стабильными, а горизонты интегрирования все более расширенными. На протяжении столетий ученые-теологи и философы описывали ситуации, когда кто-то прожил короткую жизнь, но прожил много - имел специальные возможности для непосредственного и глубокого схождения к самим высотам религиозного опыта.

Приобретение нового религиозного опыта и согласование его с тем, который приобретен раньше, не происходит легко. Этому препятствует желание сохранить status quo или страх перед изменениями. Не исключено, что страх перемен становится основным составляющим страха перед действительностью. Помимо разных способов обороны перед новым встречается много случаев, когда люди разного возраста пытаются сопоставить новое понимание религиозности с теми принципами, которые вынесли с детства. В этом случае старый нерелигиозный опыт может препятствовать новому и не может быть речи об их интеграции. С этой целью переоцениваются старые жизненные системы и накапливается новый религиозный опыт. Такая же ситуация может случится и при переходе человека из одной религии в другую.

В теориях религиозного развития обращается внимание на два типа восприятия перемен: относительно взгляда на пассивность человека считается, что такое развитие возможно, но это вопрос времени, поэтому не следует его сильно ускорять; согласно другому типу утверждается, что религиозная жизнь развивается благодаря усилиям человека. Эти две концепции религиозного развития человека можно условно разделить на пассивную и активную. Последняя становится все более популярной в психологии религии вообще, а в христианстве - в православии, в католицизме и в некоторых протестантских деноминациях. Большинство же протестантов придерживаются первой концепции - пассивной.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты