Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФУНКЦИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ




 

Исследователи религиозности часто рассматривают генезис и функции религиозности параллельно. Самыми важными естественными потребностями человека, в пределах которой функционирует религиозность, относятся познавательные, эмоциональные и общественные нужды. Иногда трудно разграничить эмоциональные и познавательные потребности, например, чувство идентификации. Оно держится на фундаментальной стабильности Я, но содержит также и удовлетворение (или неудовлетворение) от этого факта. Разграничение затрудняется из-за того, что субъектом исследования является один и тот же человек.

Среди эмоциональных нужд первоочередной потребностью является чувство безопасности. Оно формируется первым и фундаментально определяет бытие человека в мире. Его успокоение производит в человеке склонность к доверию. Религиозность - доверие своей жизни Всевышнему - гарантируют человеку чувство безопасности, утверждают в победе добра над злом, жизни - над смертью. Чувство опасности рождает хаос. Религия не только помогает выбраться из этого состояния, но и указывает на неизменный Абсолют-Творца, Который близок к человеку, Который может развязать проблему угрозы чувству безопасности.

Известно, что напряжение и страх возникают из-за расхождением между возможностями и желаниями человека, что проявляется в потере чувства собственной тождественности человека. Религиозная самоидентификация у каждого отдельного человека связана с осознанием способа восприятия его Богом - что Бог думает обо мне? Основной опыт - это принятие истины, что Иисус Христос принимает личность без всяких условий, такой как она есть.

Самоактуализация - необходимость делать то, что человеку доступно. Связь религии из самоактуализацией для многих людей определяет способ реализации своих даров и обязывает их к этому.

Самооценка также имеет этико-религиозные аспекты: если она правильная, то способствует нормальному поведению, а если занижена, то возникают: агрессия, эгоцентризм, легализм (показательное послушание, законничество). Ю. Макселон по этому поводу в своей работе показывает зависимость самооценки и поведения человека , что можно рассмотреть в таблице.

 

 

Этико-религиозные связи самооценки

Аспекты поведения

Самооценка

 

Высокая

Низкая

Общая позиция

Покорность

Грубость

Способ интерпретации действия

Эмпатия

Заинтересованность в себе

Мотивация

Удовлетворение

Страх

Реакция на похвалу или критику

Достойная

Отсутствие чувства достоинства

Стиль защиты собственных ценностей

Смелость

Страх

Источник

Благодать

Легализм

 

Применяя данные психологии познания, можно утверждать, что религия обеспечивает человека системой моральных понятий, опираясь на которую, она приводит в порядок и оценивает его внутренний мир. Эта оценка начинается с формирования образа собственной личности. Поэтому необходимо найти ответ на вопрос о смысле жизни, человеческой чести, критериях ценностей. Это и первичные, и фундаментальные вопросы человеческой сущности, на которые религия имеет ответы.

Религиозное самовосприятие разрешает преодолеть различные сомнения - помогает человеку защищаться от пустоты.

Убежденность в неизменном и божественном характере любви Бога также составляет окончательный и ничем не обусловленный источник познания. Это в свою очередь приводит к условности других источников познания. Религиозный человек ни в одном из общепринятых описаний не находит определений того, что он переживает, но владеет неизменным пунктом отношения, относительно которого разные аспекты жизни поддаются осмыслению .

Религиозность, основанная на неизменной любви Бога, помогает избежать опасности чрезмерного подчеркивания и абсолютизации собственного Я, и достичь определенной свободы в сфере развития ряда гипотез относительно реального мира. При всем своем развитии, наука не в состоянии объяснить многих фактов из человеческого опыта, а религия, несмотря на все перегибы, всегда исполняет незаменимую роль интегрирующего личность носителя трансцендентности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты