КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Контакт человека с Богом не является одномоментным и статическим явлением, но подвержен постоянным изменениям
ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНОСТИ
Контакт человека с Богом не является одномоментным и статическим явлением, но подвержен постоянным изменениям. Решающее значение имеет вопрос: каким образом в жизни личности рождается и развивается религиозность?. В понимании онтогенеза религиозности первостепенное значение имеет понимание человека как религиозного существа и религиозной личности ( см. гл.1-2). Развитие этих признаков является основным измерением динамики религиозности. Известно, что религиозная жизнь растет, или должна расти, вместе с человеком, проходя различные испытания, переживая частые кризисы. В таком случае, какое значение имеют кризисы в динамике религиозности? Жизнь человека - это полоса бесконечных поворотов. Поэтому необходимо говорить, что в религиозном развитии запрограммировано обращение, которое следует понимать как одномоментное действие или же, как процесс постоянной корректировки однажды совершенного религиозного выбора. В этой главе будут рассмотрены вопросы, связанные с развитием религиозности в человеке, а также теории, освещающие динамику религиозности.
ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ РЕЛИГИОЗНОГО РАЗВИТИЯ
РЕЛИГИОЗНОСТЬ не является чем-то неизменным, что дано человеку раз и навсегда, но она как будто бы возрастает вместе с человеком, становясь каждый раз все более сложной и интегрированной. Религиозное развитие и созревание не происходит изолированно от интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Но нужно отметить, что в каждой религии есть личности, которые глубоко вникают в религиозную жизнь и вроде бы опережают нормальное психическое и религиозное развитие. Главную роль в религиозности человека играют несколько факторов, к которым относятся прежде всего следующие: опыт, потребности, эмоции и социальные группы.
ОПЫТ Опыт, приводящий к религиозным переживаниям и вызванный религиозными факторами, охватывает всего человека. Это открывает для людей неповторимые возможности для развития в направлении Бога. Нужно отметить, что жизнь взрослого человека в большой мере обусловлена опытом, вынесенным из детства, а прежде всего - из контактов с матерью. На почве этих контактов создается основание доверия, являющееся основанием для открытия возможностей и формирования своего способа понимания Бога. Так, ребенок, который не узнал акцептации в своей семье, во взрослом состоянии будет иметь серьезные проблемы с доверием Богу, поскольку опыт, вынесенный из жизни в кругу семьи, делает наиболее весомый взнос в развитие его сегодняшней и будущей религиозности. В родственных контактах и первых воспитательных влияниях происходит передача детям определенной экзистенциональной сути, то есть всего, что касается наиболее ценных аспектов жизни человека, прежде всего - правды о смысле жизни. Сформированный в этот период образ Бога составляет или может это делать как помощь, так и препятствие в религиозной жизни. Как и в каждом восприятии и переживании важной для человека сути, определяющее значение имеет пример конкретного человека или встреча с кем-то, кто является для ребенка авторитетом. Но не только ребенок тянется к авторитетам и аутентичности, это происходит с каждым человеком. Религиозные переживания человека могут быть очень разнообразными, начиная с простой заинтересованности и достигая вершин мистики или духовной жизни. Конечно, не все следует принимать за истину - это отдельный вопрос - чаще всего приходится иметь дело с проявлениями средней религиозности, которая более всего отвечает человеческим потребностям.
|