КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зрелость - цель формирования христианской личности.Религиозность имеет еще одну сторону-это зрелость. Критерий зрелости можно рассматривать как высшую и более значительную категорию, относительно других типологий. Религиозная зрелость базируется на зрелости личностной и в какой-то мере она зависит от типа вероисповедания. Но общим для всех конфессий в христианстве является отношение человека к святости, любви, истине. По этим признакам можно говорить о духовной (религиозной) зрелости человека. Можно определить несколько критериев такой зрелости: рефлексионность и критичность автономность открытость и толерантность объективность интегральность центральность прообщность Ларри Крабб отмечает, что зрелость христианина "…связана не столько с совершенством, сколько с растущим осознанием несовершенства, осознанием, которое усиливает нашу благодарность кресту и ведет нас к зависимости от Христа, Который может изменить нашу жизнь к лучшему. Зрелые люди борются со своей греховностью, главным образом ведя внутреннюю борьбу против пятен, которые видны только тем, чьи стандарты несоизмеримо выше и чье осознание самообмана гораздо сильнее. В самый разгар бесконечной борьбы они находят отдых в ощущении Божьей благодати и совершенной любви. Зрелые люди внутренне испытывают уют, но никогда не испытывают самодовольства" . Формирование христианской личности определяется конечной целью - стремлением возрасти "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова". По мнению Аласдер Мак-Интайра "без хотя бы частичного представления об окончательной цели, telos, едва ли может быть положено начало развитию" . Каким же должен быть зрелый христианин: может ли он быть зрелым, будучи эмоционально неустойчивым? А может ли не христианин быть духовно зрелой личностью. Эту тему можно рассмотреть в свете представления о "святой целостности". Святость - часто применяют для определения зрелости в исключительно религиозном понимании. Целостность - больше ассоциируется с психологической зрелостью. Иногда эти понятия воспринимаются или как изолированные, или как синонимы. (Освящение и самоактуализация также не синонимы, поскольку самоактуализация иногда препятствует восстановлению образа Бога в человеке-освящению). Оптимальное человеческое развитие заключается в соединении святости и целостности. Это развитие определяют следующие категории: -самооъбективация - способность смотреть на себя со стороны, важнейшая характеристика зрелой христианской личности. Быть незрелым - значит не обладать рефлексией. Один из главных способов достижения самооъбективации - борьба за последовательность своего образа жизни - выработки такой философии жизни, которая помогла бы соединить все аспекты существования воедино, подчинить свои поступки и мотивы одной цели. Для христиан Евангелие является той нитью, которая связывает все жизненные аспекты воедино. Человек становиться самим собой тогда, когда помещает свою жизнь в контекст божественной истории, явленной через Христа. Такая зависимость "Я" от Евангелия вырабатывает в человеке несколько качеств, которые называют зрелыми религиозными чувствами: последовательность, ответственность, стабильность. - самокритика - способность критически судить о своем образе жизни. Человек страдает от несовершенства своей природы, а самокритика - это одно из средств ее преодоления. Самокритичный человек признает, что жизнь - очень сложная вещь и на многие вопросы жизни легких ответов нет. Это приводит к выработке такой веры, которая способна выдержать натиск повседневности и не страдать упрощенчеством. А отсюда следует вывод, сделанный апостолом Павлом, что мы не способны познать истину во всей ее полноте. Понимание этого ведет к примирению с неоднозначностью жизни, к скромному восприятию собственных знаний о Христе и к терпимости по отношению к видению христианской веры, не схожему с личной. Христианская зрелость означает твердое следование принципиальным убеждениям и терпимое отношение к разнообразию мнений по несущественным вопросам. Она также означает способность критически оценивать чужую позицию. Рабочей площадкой для самокритики является юмор. Устремленные к зрелости люди работоспособны во всех областях жизни, в том числе в области веры. Они способны с юмором относиться к себе и избавлены от чрезмерной эгоцентрической серьезности. - самотрансцендентность. Главное различие между христианской и нехристианской концепцией человеческого развития заключается в цели этого развития. Нехристианская концепция сконцентрирована на индивидууме; христианская - выходит за рамки самоактуализации и понимается как достижение полнейшего общения с Богом. Поскольку человек не самодостаточен, самоактуализация не может быть целью развития. У самотрансцендентности есть два важных аспекта: аллоцентричность (забота о других), и генеративность (забота о следующем поколении). - личность в обществе. Дэнил Дженкинс полагает, что у понятия зрелость есть два аспекта, без которых оно немыслимо. Первый заключается в том, что зрелость познается только в рамках межличностных отношений… второй - в том, что мы заинтересованы в движении друг друга к зрелости" . Совершенствующиеся христиане сознают необходимость в общении и сообщество верующих предоставляет необходимые условия для движения к зрелости. Лорент Дейлоз в своих исследованиях говорит по этому поводу следующее: "среда обеспечивает три вещи: подтверждение, противоречие, постоянство" . Будучи средой утверждения, сообщество верующих дает личности возможность идентифицировать себя и осознать свое место, свои возможности и дарования, а также оно создает необходимые условия для выполнения миссии, дает понимание того, как мы можем послужить верующим, обществу в целом и Царству Божьему. Но иногда могут возникать конфликты между отдельными людьми и группой в целом. Здесь необходим критический подход с двух сторон и поддержка друг друга. Одним из необходимых условий процесса самоидентификации является, помимо одобрения и критики, постоянство сообщества. Благодаря постоянству сообщество приобретает историю и характер, дающие ему право как подтверждать, так и противостоять. Дикстра отмечает: "Характером сообщества формируется характер его членов" . Стабильность важна, когда необходимо противостоять альтернативным историям жизни, непригодным для совершенствующегося христианина. - Личность в процессе. В результате обсуждения как богословского, так и психологического понимания личности можно сделать вывод, что человек находится в процессе развития. А понимание жизни как процесса - это качество личности, стремящейся к совершенству. Человек сам по себе всегда стремится к стабильности и неизменности - он консерватор по отношению к переменам. Но если бы мы были зрелыми личностями, то нам не пришлось бы меняться. В. Боусма в своих исследованиях вопросов духовного развития указывает: "В основе христианского понимания человека лежит представление о процессе роста,.. христианство понимает незрелость как отказ расти, неспособность мириться с неопределенностью будущего (значит и с самим будущим), а в результате и как отрицание того, что жизнь есть процесс" . Исходя из этого было бы правильнее говорить не о зрелости, а о созревании и совершенствовании - "пунктом назначения является сама дорога".
|