КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г) Младший школьный возрастОдновременно с началом обучения в школе формируется новое отношение к миру. Ребенок проявляет заинтересованность к познанию естественной и человеческой среды. В связи с этим возрастает круг личностей и организаций, имеющих значение для ребенка. Сюда входят не только родители и дом, но и учителя и школа, церковь и люди в ней (пастора, учителя воскресных школ, дьякона, регента и др.) К 9 годам жизни исчезает наивный образ Бога и возникает понимание Его как Духа Святого, имеющего ряд особенных черт, таких как вездесущность, доброта, справедливость. В восприятии Бога преобладает Его исключительность и наивысшая ценность. Возникает также и амбивалентность чувств относительно образа Бога, который является добрым, но одновременно исполняет человека страхом. Бога еще не сравнивают с источником и целью моральной жизни, но быстрее с хранителем. Но если в этот период проводить интенсивное наставничество, то дети приходят к пониманию Бога как Отца и Всемогущего Попечителя. Конкретный характер мышления еще приводит к перенесению черт родного отца на образ Бога. В этом явлении задействованы различные психические процессы, особенно наследственность, идентификация и проецирование. В образе отца вмещаются три существенных элемента, которые пребывают в связи с христианским восприятием Бога. Отец выступает носителем прав, определенных приказаний и ограничений, а также образцом, который необходимо наследовать. С ним связаны возможности дальнейшего развития. Иногда формирование образа Бога может складываться и из представлений другого рода, например ассоциаций, связанных с мамой, учителем, монахиней, священником. Но все-таки отец выступает самым главным. Психологами исследована закономерность, что дети "злых" родителей имели значительно более негативный образ Бога, нежели дети "добрых". Доказано также, что мальчики в большей мере, нежели девочки, переносят особенности личности отца на образ Бога. Американская статистика утверждает, что 61% взрослых признали похожими черты собственного отца с их представлениями о Боге, а 25% подтвердили о подобии личности матери к своему видению Бога. С личности матери на образ Бога переносятся такие черты: терпение, примиримость, нежность, что помогает понять черту милосердия. Отмечено, что образ Бога как Творца, Целителя, Друга, или Милосердного Отца ближе к восприятию своей матери. Но концепция Бога как Царя, Судьи, Учителя, Освободителя является проекцией черт отца. В процессе дальнейшего психического и религиозного развития личность может отступать от механического приписывания Богу тех черт, которые она видит у своих родителей.
|