КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сады древнего мира. ЕгипетСтр 1 из 6Следующая ⇒ Одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков, считается Египет. Как самостоятельное государство он был основан в конце IV тыс. до н. э. Нил отвоевал у пустыни узкую долину, где из-за наводнений можно было выращивать лишь сельскохозяйственные культуры и невозможно было создавать сады. Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы: 1) священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов; 2) озеленение улиц; 3) сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков); 4) сады при жилых домах знати. В Новом царстве недостаток лесов возмещался обилием священных рощ. Каждая из 42 областей, на которые был разделен Верхний и Нижний Египет, имела свой храм. Уже с древних времен дерево для египтян было священным, и каждый храм имел свое такое дерево, которое культивировалось в его саду. Источники подтверждают, что большие храмы обладали обширными владениями, а следовательно, и священными рощами. Следует особо отметить, что «город-сад» — изобретение египтян. В городе Ахетатоне вокруг его центра, дворца Эхнатона и Великого храма устроены были два «небольших» города-сада. Они состояли из равномерных прямоугольных участков, каждый со своей виллой и оборудованный садом, настолько одинаковыми, что нельзя не предположить наличия «типового проекта». В этих садах размещались: птичьи клетки, оранжереи, павильоны, теневые беседки, пруды, а также молельни, посвященные Амону — Ра. Ландшафтное искусство параллельно развивалось с живописью, архитектурой, скульптурой, порой границы между ними по существу не было видно. Сочетанием пальм и скульптурных изображений открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его залов, последовательным изменением их размеров при движении за счет ритмичного чередования достигалась постоянная смена впечатлений. Египетский сад Территория небольшая, общей площадью 1 га. Вход в сад подчеркнут пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксов). Участок окружен типичной для Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделены друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти «загородки» служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, находящийся в глубине сада, а композиционной осью — крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада были предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду располагались четыре водоема и две беседки симметрично по сторонам входной аллеи. Этот сад — образец регулярного стилевого направления. Древний египетский сад органично сочетал в себе религиозные, утилитарные, эстетические функции. Итак, садово-парковое искусство Древнего Египта было сформировано с четкими плани-ровочно-композиционными канонами: 1) регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции; 2) наличие водоемов как неотъемлемой части сада; 3) использование ритма как композиционного приема; 4) применение рядовых посадок; 5) использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений; 6) сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное в оформлении ансамблей; 7) формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями. Социальные условия Т.к. фараону принадлежала не только вся земля, но и огромное количество рабов, так же ему принадлежали и трудились свободные ремесленники и земледельцы. Их положение мало чем отличалось от положения рабов. Несметные богатства и дармовая рабочая сила позволили фараонам строить гигантские сооружения: дворцы, храмы, гробницы, возводить целые города. Природные условия Природные условия Египта характеризуются, прежде всего, очень засушливым климатом, почти с полным отсутствием осадков и горячими, знойными ветрами, несущими мелкие частицы песка. Природный ландшафт Египта весьма своеобразен: это и ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, и широкие перспективы с мелькающим на горизонте силуэтом нагорья, и спокойное, медленное течение Нила, и почти застывшая гладь воды, сливающейся порой с полями. Такая мрачная картина оживляется небольшими оазисами, например из группы пальм с четким характерным силуэтом высоких стволов. Южное знойное и безоблачное небо в часы восхода и заката солнца придает пейзажу очаровательность и колорит. Растительность Растительность представлена в Египте: на берегах реки это гигантские папирусы и тростники, образующие целые заросли, а также «водные поля» многочисленных лотосов — белых, розовых, голубых; из древесных пород значительное место имела финиковая пальма, дающая плоды и тень, столь ценную в таком знойном климате. Затем инжирное и гранатовое деревья, пальма Дум и акация. Ориентировочно, по различным археологическим находкам, в садах произрастало двадцать различных древесных пород, многие названия которых не удается расшифровать и поныне. Все вышеперечисленные представители флоры употреблялись в пищу. На полях египтяне разводили ячмень, пшеницу, просо, а из технических культур — лен. По изображениям бытовых сцен, живописи можно представить некоторые деревья египетского сада. Так, инжирные деревья фигурируют в росписях, где сюжетом является сбор плодов рабами. Сохранились фрагменты пересадки взрослых деревьев. Священным в Египте считался кустарник тамарикс, по рисункам имеющий прозрачную крону и удивительно гибкий силуэт. Использовался также и тростник. Предпочтение отдавалось в первую очередь деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от знойных ветров, тень, прохладу, во вторую — плодоносящим породам, а затем — видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов. Египтяне любили цветы. Их использовали везде и в качестве украшений: «гирлянды цветов висели на стенах домов и на колоннах портиков»; букеты стояли в самых разнообразных вазах, на пирах охапки цветов лежали на столах и обвивали сосуды с винами, украшали головы и плечи пирующих и слуг; а также цветы росли просто наряду с другими представителями флоры. Излюбленными травянистыми считались гвоздика, маки, васильки. Широко использовались интро-дуценты — розы и жасмин. Бесспорную роль в оформлении сада играли виноградники. Это яркий пример сочетания утилитарных целей с декоративными. Для винограда создавались специальные остовы — перголы (см. словарь терминов), из них создавались целые крытые тенистые аллеи с лозами и необычными декоративными эффектами. Архитектура Архитектура Древнего Египта отличается целостностью, мощностью, статичностью, колоссальностью, грандиозностью, контрастом с пейзажем пустынь. Характерной чертой в Египте, повлиявшей на садово-парковое искусство, является развитие архитектурных ансамблей, которые состояли «из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси». Используются светотени, эффект перспективы, контраста при чередовании открытых и закрытых пространств (имеются в виду закрытые помещения и дворы). Пальмы, папирус, лотос в стилизованном виде — главные элементы отделки зданий. Водоемы (бассейны, каналы, пруды) — неотъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размера территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративного оформления.
|