Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Итальянские сады эпохи Возрождения. Сад виллы Капаролла. Сад виллы дЭсте




Читайте также:
  1. I. Сущность современной эпохи
  2. Актуализация проблемы личности в переломные эпохи истории.
  3. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
  4. В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.
  5. В чем заключалась специфика философии эпохи Возрождения?
  6. В чем заключались особенности философской мысли эпохи Просвещения?
  7. В№15 Философия эпохи возрождения.
  8. Глава 17. Гриммельсгаузен и проза его эпохи
  9. Глава 37. Китай эпохи Дэн Сяопина.
  10. ГОРИЗОНТЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Вилла Капрарола

Она находится около г. Витербо, примерно в 70 км от Рима. Местность очень гористая. Вилла построена во второй половине XVI в. и представ­ляет собой дворцово-парковый комплекс, создан­ный для кардинала Александра Фарнезе.

«Главное здание было задумано как дворец-кре­пость в виде монументального пятиугольника, а крутой подъем к нему оформлен великолепны­ми лестницами и террасами. С северо-востока и северо-запада были разбиты красивые парте­ры, за которыми начиналась роща, а вдали, на расстоянии 300 м, на склоне холма, расположи­лась маленькая вилла с садом, предназначенная для уединенного отдыха (в те времена так на­зываемый секретный сад).

Несмотря на расстояние, отделяющее виллу от дворца, и на самостоятельную трактовку маленькой композиции, она связана с дворцом по­вторением одних и тех же архитектурных мо­тивов и применением однородного строительно­го материала (туфа и травертина). Площадь сада невелика, около 1 га. Конфигурация участ­ка примерно 1 : 3, он расположен на трех уровнях.

Терраса вместе со зда­нием виллы занимает доминирующее положение в плане сада. По размерам (75 х 45 м) она пре­восходит другие площадки, а декоративное убранство чрезвычайно интересно. Терраса из­вестна под названием «Сад Кариатид». Кариа­тиды установлены по периметру террасы на ка­менном парапете. Высота их около 4 м, на головах — корзины цветов или плодов — симво­лы плодородия страны. Расположенные на оди­наковом расстоянии друг от друга, 28 изваяний создают определенный четкий ритм. Их силуэ­ты вырисовываются либо на фоне деревьев, ра­стущих за пределами сада, либо на фоне неба. Кроме того, они служат рамкой для восприятия далекого ландшафта Чимианских гор. Парапет остроумно использован для сидений.

Здание виллы имеет два этажа.

Симметрич­но расположенные по сторонам виллы лестни­цы, ведущие к третьему уровню, декорированы скульптурами дельфинов, перемежающимися с небольшими чашами. Тоненькая струйка воды льется из пасти дельфинов в чашу, здесь инте­ресен ритм воды.

Третий уровень сада задуман для утилитар­ных целей, — для расположения резервуаров воды, питающих фонтаны и каналы.

Сад виллы д^Эсте

Этот сад расположен в Тиволи, маленьком городе, находящемся в 80 км от Рима.



Вилла построена для кардинала д 'Эсте архи­тектором Пирро Лигорио и инженером (фонтан­ных дел мастером) Оливиери. Начало строитель­ства относится к 1540 г.

Территория, занимаемая садом, невелика, все­го 3,5 га, но решена компактно; рельеф чрезвы­чайно крутой, достаточно сказать, что между зданиями виллы и нижней частью сада разница уровней достигает 35 м. Вилла, представляющая собой (в отличие от Капраролы) значительное по объему сооружение, находится на вершине хол­ма, а сад — на склоне, ближе к равнине. Часть сада, прилегающая непосредственно к дому, тер­расирована, другая, нижняя, занимает плоский участок. С таким приемом мы уже встречались в саду виллы Ланте, но при других соотношениях и другой конфигурации плана.

Сад виллы д 'Эсте строго геометричен. Сет­ка плана состоит из взаимно перпендикулярных поперечных и продольных осей: они членят тер­риторию сада на регулярные участки.

Основная продольная ось берет свое начало у здания виллы, объединяет между собой терра­сы (всего восемь), оформлена гротами, устро­енными в толще земли на склоне. На одной из террас по этой оси расположен значительный композиционный узел фонтан Драконов, ней, плоской части территории ось замыкается круглой площадкой.



Характерная черта сада д 'Эсте — наличие по­перечных осей, причем очень ярко выраженных. Особый интерес представляет первая поперечная ось, известная под названием: «Аллея Ста Фонта­нов»; вторая оформлена системой плоских бассей­нов. Остановимся подробнее на их описании.

Значительным элементом главной продольной оси является фонтан Драконов, представляющий собой также монументальный композиционный узел. Он состоит из бассейна с фигурными кон­турами, ограниченного со стороны склона вы­сокой подпорной стеной, а с севера и юга — по­лукружиями лестниц.

Лестницы объединяют между собой терра­сы склона.

Отличительными чертами виллы д 'Эсте яв­ляются: «во-первых, законченность каждого отдельного участка, который может быть вос­принят как самостоятельный объект и вместе с тем является неразрывной частью целого; во-вторых, удивительно продуманная последова­тельность и разнообразие восприятия: первая точка — с балкона второго этажа виллы высо­ко над садом и по главной оси с широкой панора-

мой на далекие горы; вторая точка — с площад­ки лестницы бельэтажа виллы, также по оси, далекая местность еще воспринимается, но уже в другом ракурсе.

Третья точка — от края первой террасы вниз на вертикаль высокой струи воды у фонтана Драконов. После такого общего восприятия сада особое впечатление производят внутренние пей­зажи» .

8 Творческие приемы в работах Андре Ленотра. Версаль. Время создания, площадь, общая характеристика планировки. Развитие пространства по главной оси

Творчество Андре Ленотра Родился в 1613 г. «Жил в маленьком домике, расположенном на территории Тюильрийского сада. Специального образования не получил, но учился рисунку у художника Симона Вуэ, где и познако­мился с художником Лебреном, будущим соратни­ком. Кроме того, известно, что он обучался зако­нам перспективы в семье архитектора Франсуа Мансара. В возрасте 24 лет он уже работает садов­ником, его практическая деятельность охватывает довольно много лет, хотя он и назначен в 1632 г. «королевским садовником» при саде Люксембург­ского дворца, но он еще не проявляется как проек­тировщик и создатель самостоятельных парковых композиций».



Версаль

По своим масштабам территория Версаля была огромна: так называемый Маленький парк занял 1738 га, Большой охотничий — 6600 га. Перспек­тива, раскрывающаяся от дворца до границы Ма­ленького парка, составляет более 3 км. Версаль существовал еще в начале XVII в. как охотничий замок, построенный в 1631-1634 гг. для Людовика XIII. Около замка были расплани­рованы партеры, разбитые по проекту Жака Бу-ассо. Перед Ленотром стояла задача — включить существующий объект в новую дворцово-парковую композицию. Естественно-природные условия местности были чрезвычайно неблагоприятны: глинистая почва, бесконечные болота, исключительно скуд­ные водные ресурсы.

Первоначальный проект отвода течения реки Эр между Шартром и МенТеноном не был осуще­ствлен, несмотря на все попытки, в результате ко­торых погибло много людей и были затрачены ко­лоссальные средства. В конце концов работы были прекращены, «остались только бесформенные па­мятники, увековечившие это жестокое безумие».

Пришлось ограничиться использованием мес­тных водных ресурсов путем каптажа рек и речу­шек, дождевых вод и даже воды, получаемой отснеготаяния. Для этого были построены четыре ре­зервуара и водонапорная башня; а также акведуки и каналы от прудов, находящихся в окрестностях, из которых вода поступает в резервуары и водона­порную башню. Лишь часть территории была покрыта мелко­лесьем, остальная — лишена насаждений.

Пришлось создавать искусственную почву и перевозить огромное количество деревьев из Нор­мандии, Дофинэ и даже Фландрии. (Надо заметить, что, несмотря на все старания, деревья стали гиб­нуть по прошествии 150 лет и были заменены в конце XVIII в., а в 1939 г. необходимо было заме­нить не менее 30 ООО деревьев).

Для создания боскетов были перевезены в огромном количестве следующие породы де­ревьев: дуб, вяз, липа, ясень, бук, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный; из хвой­ных — тис и ель; из плодовых — вишня, ябло­ня, груша и др.

Посадка деревьев в боскетах производилась правильными рядами на близком расстоянии друг от друга. Надо было создать большой древесный массив. Масштаб работ был поистине грандиозен.

Хотя территория строящегося ансамбля отлича­лась довольно спокойным рельефом, все же к севе­ро-западу, и особенно к юго-западу, она значитель­но понижалась. По В. Я. Курбатову, «топография места была лишь канвой для Ленотра. На ней он создал свои волшебные грезы».

Несмотря на малоблагоприятные естественно-природные условия, этой местности присуща не­броская чарующая красота. Ленотр поставил себе задачу — связать новый крупный архитектурный ансамбль с окружающей природой.

Параллельно этому осуществляется и другой замысел Ленотра: от естественной природы к ар­хитектуре и садово-парковому искусству и от них обратно к природе. Этот замысел нашел свое выра­жение в традиционной схеме Ленотра:

1) диагональные дороги или аллеи, прорезы­вающие местность и сходящиеся к курдонеру и дворцу;

2) дворец в окружении партеров малого сада;

3) парковая территория, расчлененная боске­тами и объединенная единой композиционной осью всего ансамбля;

4) лесопарковая часть и диагональные аллеи, расходящиеся от ансамбля к нетронутой природе.

Начало строительства Версаля относится к 1661 г., но работы продолжались длительное вре­мя. После смерти Лево в 1670 г. его преемником стал архитектор Мансар. Когда в 1682 г. король ре­шил избрать Версаль постоянной резиденцией и пе­реехал туда со всем своим двором, для размещения колоссальной свиты не хватило помещений и зда­ние было расширено путем пристройки двух кры­льев — южного и северного.

Дороги образовали традиционный трезу­бец, столь излюбленный Ленотром и впо­следствии его учениками. Лучи сходились у площади военных парадов, она была отделе­на от курдонеров и дворца изумительной по красоте золоченой кованой решеткой.

9 Садово-парковое искусство Китая

Социально-исторические условия Китая

Построенные пейзажные композиции подчеркивали красоту ес­тественной природы и создавали «бесконечное разнообразие меняющихся видов». Ландшафтное искусство Китая достигло сво­его расцвета в Х-ХП вв. и вновь — в XIII— XIV вв. Китай сотрясали различные войны и вос­стания, завоевания и борьба с завоевателями. Од­нако традиции народа оставались неизменны.

Природно-климатические условия Китая

Западная часть страны занята Тибетским на­горьем, обрамленным горными системами Гима­лаев, Каракорума, Куньлуня, Тяньшаня и Сино-Тибетскими горами. На севере и северо-западе — равнины и горы восточного Тянь-Шаня. Восточная часть Китая менее высока, а на северо-востоке расположены Маньчжуро-Корейские горы, Б. и М. Хинган, рав­нины в бассейне р. Сунгари. Южнее Лессовое плато, Великая Китайская равнина; на юге — горы Наньлин, Юньнань — Гуанчжоуское наго­рье, Сычуаньская котловина. Из вышесказанного ясно, что Китай — «стра­на гор». Климат на западе континентальный, а на востоке — муссонный. Пейзажи очень разнооб­разны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.

Растительность

Здесь произрастают различные виды сосен, мож-жевельников, кленов, а также дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красиво цветущей флоры — камелии, азалии, рододендроны.

Особенно ценится сосна Бунге — высокое стройное дерево со светло-серебристым оттен­ком ствола после сбрасывания коры и шелковис­тыми иглами. Ее сажают у дорожек, около хра­мов свободными группами, в виде небольших сквозистых рощ. Часто сажают сосну горную китайскую с широкой зонтикообразной кроной. Она хороша в одиночных посадках. Для одиноч­ных посадок или компактными группами приме­няют кипарис. Очень ценится можжевельник (для одиночных посадок около дворца или храма).

Цветочному декору уделяется также большое внимание, тем более что цветы широко вошли в народный быт. Излюбленной породой являют­ся пионы белые и розовые, их сажают свободно, без всякого рисунка, и подчас на сравнительно больших участках. Затем — ирисы и орхидеи; первые применяются для береговой полосы во­доемов, а вторые — возле композиций из скал.

Характеристика китайского парка

Подробное описание китайского парка нахо­дится в стихотворении Хси Ма-Куанга.

«В центре сада располагали главный павиль­он с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Всюду в саду были разбросаны павильо­ны и искусственные холмы, соединенные моста­ми. На лужайках росли душистые цветы, целеб­ные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы»

В стране насчитывают 6 типов садов:

1) при императорских дворцах;

2) при императорских гробницах;

3) при храмах;

4) сады естественных пейзажей;

5) домашние сады;

6) сады ученых, или литературные.

В 197 г. до н. э. Ути установил своеобразный рекорд, построив парк 200 км по окружности. По сравнению с ним Версаль — всего лишь маленький партер. Устройством этого парка были заня­ты 30 тыс. рабов. Каждая провинция государства доставляла лучшие растения. Сады Пекина до Рождества Христова были очень велики, дости­гали 50 миль в окружности. Разумеется, только ближайшая к строениям часть обустраивалась архитектурно. 206 г. до н. э. — 201 н. э. — двор­цы строились на насыпных холмах или же выби­рали для парков территории, «усеянные холма­ми». Таков парк императора Вути (140 г. до н. э.). В это же время, кроме прямоугольной разбивки городов, появилась радиальная. Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружа­ющим ландшафтом и как бы постепенно вырас­тал из него, незаметно теряясь в нем.

Большой дворцовый парк Пекина

Собственная парковая территория небольшая и представляет собой то узкую, то более широ­кую береговую полосу земли. Она обсажена де­ревьями с прихотливо вьющимися тропинками.

Ихэюань

Другой значительной дворцово-парковой ком­позицией является Летний дворец в окрестностях Пекина — Ихэюань (парк «Безмятежного отды­ха»). Когда-то этот парк примыкал к огромному парковому ансамблю, расположенному в 20 км северо-западнее Пекина и состоявшему из трех садов: Чангунь-юань («Сад вечной весны»), Юань-мин-юань («Сад круглого света») и сад Ванчунь-юань («Сад десятитысячной весны»). Эти сады получили общее название Три сада и являлись местом отдыха китайского императора. Данный комплекс создавался, начиная с династии Мин (вторая половина XIV — первая половина X в.), и особое развитие получил в XVIII в.

Три сада занимали площадь около 400 га и имели свыше 140 архитектурных ансамблей. По­следние представляли собой изумительные по красоте ландшафтные объекты с прудами, искус­ственными горками, пещерами, мостами, стена­ми и вековыми деревьями.

Анализируя описания садов и парков Китая, можно сделать вывод, что их пейзажи подраз­делялись на три основных вида:

1) устрашающий;

2) смеющийся;

3) идеалистический, или романтический.

Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нави­сающих над головой. Был слышен шум подзем­ной реки, а вырванное с корнем дерево преграж­дало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги тем­ные ели и туи, закрывающие солнце, расступа­лись и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадо­стный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей — романтический — навевал лег­кую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная паго­да на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Парковая композиция Китая строится с при­менением следующих принципов:

1) «инь» — действовать в зависимости от ме­стных условий;

2) «цзе» — максимально использовать окру­жающую природу;

3) определять главное и второстепенное;

4) применять контраст;

5) в малом добиваться большого эффекта;

6) стремиться к достижению гармонии про­порций и последовательному раскрытию видов;

7) учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

Интересным приемом садового зодчества Ки­тая является соединение различных парковых комплексов при помощи приемов в каменных сте­нах, так называемых проникающих окон. Такие проемы иногда оформлялись по контуру и стано­вились рамкой для пейзажа. В китайских садах для украшения интерьера широко применяли карликовые деревья, которые выращивались в специальных условиях и точно повторяли форму больших.

В древнем Китае возникла наука Фэн Шуи (ветер — вода), согласно которой Земля отража­ет поток дыхания Природы. В рельефе выража­ется присутствие Небесного дракона (мужской принцип — Ян) или Белого тигра (женский прин­цип — Инь). Инь и Ян считаются двумя осново­полагающими полярными силами, их взаимодей

Итак, характерные особенности садово-пар­кового искусства Китая:

1) активное использование камня;

2) обилие водных поверхностей;

3) большое количество и продуманное разме­щение малых архитектурных форм;

4) тщательный подбор декоративной расти­тельности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;

5) создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;

6) подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проема-

ми — «проникающими окнами», беседками, во­ротами;

7) включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.

Китайские сады и парки поразили воображе­ние европейских путешественников. Письма француза Аттирэ (1747 г.) с описанием «сада са­дов» китайского императора, статья В. Чемберса «Восточное садовое искусство» (1772 г.), ряд книг на тему «англо-китайского» стиля, гравюры ки­тайских императорских садов повлияли на пла­нировку первых пейзажных объектов ландшафт­ного искусства.

10 Садово-парковое искусство Японии, приемы использования рельефа, камня, воды и растительности

Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было глав­ной целью японского ландшафта.

Социально-исторические условия

Ландшафтное искусство Японии весьма инте­ресно для современности теоретическими поло­жениями. А развивалось оно поэтапно:

1. Эпоха Нара и Хейан — VII-XII вв. Тогда ком­позиция сада отличалась значительными размера­ми территории, имела большой пруд с естествен­ными контурами, оформленными несколькими островками. Сад на этом этапе — обширный парк, созданный под влиянием китайской куль­туры. В конце этого периода формируются сады вокруг вилл.

2. Эпоха Камакура — XIII-XIV вв. Сад распо­лагается на двух уровнях, а пруд получает доволь­но сложные очертания. Они выражают идею понимания «Природы как воплощения Истины и Абсолюта», т. е. духа Будды. В атмосферу их включена монастырская жизнь с ее строгой дис­циплиной и психофизическими упражнениями.

3. Эпоха Муромати — XIV-XVI вв. Появля­ются сады без водоемов — «сухие» сады, где реалъную воду символически заменили на песок и гравий. Их загадочная абстрактность просто завораживает зрителей. Именно в этот период получают широкое распространение небольшие садики для чайных церемоний).

Природные условия

Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложи­ли естественно-природные условия. Это и влаж­ный субтропический климат: местами с различ­ным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом компо­зиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами — прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и фор­мой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.

Растительность

Вечнозе­леная флора в саду являлась источником блажен­ства и покоя. Доминирующим элементом счита­лась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспри­нимается на фоне газона акцентом и дает эффек­тное отражение в воде. Палитра хвойных много­красочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др. То же можно сказать, и о ли­ственных, и о красиво цветущих породах: наря­ду с плодовыми весьма часто применяются ро­додендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гинго и камфарное дерево — не редкость.

Японцы всегда любили вишню сакуру и пер­сиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осен­нюю листву. Часто недалеко от дома высажива­лись банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и допол­нять зрительные впечатления слуховыми. А лотосы на прудах — в особом почете. Одна­ко предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам.

Старинный японский сад не знал газона. От­крытые пространства покрываются речным пес­ком, украшенным бороздками, иногда со слож­ными узорами. Японцы не стремятся к яркому красочному антуражу своего сада. Он скорее од­ноцветен. Один из одобряющих штрихов приро­ды — мох разных оттенков и одноцветный. Весь пейзаж строится на массе нюансов крон деревь­ев или побегов кустарников или их листвы.

Характеристика японского сада

Тяготение к символике — характерная особен­ность японского сада. Там можно созерцать и дерево с причудливой кроной, напоминающее превратности судьбы человека, и изображение че­репахи в виде определенной композиции из скал, и группировку камней и деревьев по семь, пять или три, кстати, тоже не случайно — расчет на воображение человека, который домысливает тот или иной пейзаж самостоятельно. К примеру, вод­ную гладь заменяет гладкий песок, а горы — ком­позиция из камней и обломков скал.

Японский сад (или парк) существует трех ви­дов:

1) сад с холмами и водоемами;

2) плоский сад с водоемами и островами;

3) плоский сад без водоемов.

В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля:

1) под здания — 40 % от общей территории;

2) под открытые пространства сада или пар­ка — 30 %;

3) под закрытые пространства — 30 %.

В Японии существовали в основном четыре типа садов:

1) императорские;

2) сады при монастырях;

3) миниатюрные садики при жилых домах;

4) сады чайных церемоний.

«Сад камней»

Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырех­угольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы.

В итоге главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:

1) символизм;

2) использование мотивов, подсказанных при­родой;

3) включение в композицию озер и потоков, камней;

4) подстрижка деревьев;

5) мягкость общего тона;

6) введение на небольших территориях кар­ликовых деревьев — бонсай;

7) составление и украшение интерьеров: ике­бана — «сохранение цветов во второй жизни» — искусство составления композиций из сухих ра­стений;

8) широкое применение национальных тради­ций, в частности таких, как чайная церемония;

9) создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;

10) формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.

11 Возникновение пейзажного стиля в Европе. Характерные черты пейзажных парков

Социально- экономические условия

Буржуазное общество полностью отвергло геометрический характер садов и парков с их аристократично- церемониальным характером использования. Экономике раннего капитализма была присуща стихийность, проявившаяся в паркостроении. Главное направление садового зодчества этого времени- создание природных условий для произрастания различных видов растительности естественного ландшафта. Новые романтические направления в литературе и живописи

Оппозиция против регулярного геометрического строгого парка французов всретила широкую поддержку среди писателей и поэтов.

Сады с извилистыми ручьями и аллеями были известны уже во времена Цицерона и что в то время имелись защитники и противники тех и других приемов садоводства.

Увлечение литераторов пейзажными садами происходило по большей части потому, что она сама переживала сначала времена сентиментализма, потом романтизма, а затем и натурализма.

Архитектурные парки не подходили ни к одному из этих направлений, вследсвие чего такие парки отвергли и заменяли кажущиеся противоположностью пейзажными.

В живописи тоже наблюдается переворот. Лоррен, Ватто и др. художники изображали рощицы, невозделанные поля и болотца без всяких прикрас, но необычайно живописно.

Итак, пейзажные парки формировались под влиянием следующих факторов:

1) знакомство с дальневосточным искусством паркостроения;

2) социально-экономические условия;

3) вырождение регулярных композиций, ска-завшееся в чрезмерной сухости плана, чопорно-сти, витиеватости, перегруженности декоратив-ными элементами. В потере масштаба и чувства меры при создании больших пространственных композиций;

4) пробудившийся интерес к красоте есте-ственных ландшафтов, воспеваемых поэтами, писателями, философами и художниками;

5) археологические исследования, в результа-те которых установлено то, что история пейзаж-ного парка древняя и возникла задолго до бурно-го ее триумфа. Тогда существовали разные естественные акценты в виде развалин, гротов, рощиц и т. п.

В эпоху Ренессанса — в виде отдаленной от здания части имения, где, помимо участков с пло-довыми деревьями и огородов, прокладывались прогулочные дорожки, а также в Англии были в форме цветущих лугов с отдельными группами и единичными экземплярами ценных деревьев, как чисто духовное явление.

И только Англия до конца сформировала идеи и принципы пейзажного парка, который и стал своеобразным протестом против французского классицизма XVII в.

Художественная концепция и общая характеристика пейзажных парков

сущностъ пейзажного парка:

«Пейзажный парк, сменивший регулярный парк, в своих приемах резко от него отличается. Подражание природе заставляет аетора свобод-но трактоватъ композицию плана, который внешне как бы лишен общей последователъности. План всецело подчиняется природным условиям. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожается даже ограда, кото-рая заменяетсярвом или ограждением, спрятан-нымвзамаскированныйров. Естественный ланд-шафт служит продолжением парка».

Конечно, подражание природе в парках XVIII в. очень условно. Парк насыщался всевозможными романтическими и сентгтенталъными затеями. Смена настроения, обязательная для этих ларков, достигаласъ разнообразными приемами. Веселые открытые поляны чередоеались с густыми темными лесными массивами, где стояли руины или ложные могилы. На искусственных холмах ставилисъ засохшие деревья, напоминающие о тлениослт всего земного. В парк вводились разрушенные, обгоревшие постройки, убогие хижины, водопады, мшистые утесы, пастбища, мелъницы и, наконец, всевозможные павилъоны разных стилей и назначений.

Если естественный релъеф не удовлетеорял требований разнообразия, то он насыпался искусственно.

Зеленые насаждения группировалисъ как ес-тественные массивы. Существующие насаждения упорядочивалисъ и разнообразились. Основным приемом была группировка насаждений, где соответственно подбирался колорит деревъез и кустарников, учитывалась светотень, группы располагались с учетом перспектив и рельефа. Главным в компоновке зелени был учет открытых пространств полей, объемных групп и массивов деревъев и кустарников. С развитием цветоводства в болъшом количестве начинают применятъся цветы. Стремление к разнообразию пород заставляло все более и более расишрять ассортимент деревъев и кустарников путем акклиматизации новых растений.

Конечно, естественное исполъзование природных элементов в парках нашего времени отличается от пресыщенности и изысканности парковых композиций XVIII в., но как раз XVIII в. положил начало развитию нового стиля, прочно утвердившегося в современном паркостроителъстве».

12 Английское садово-парковое искусство 17-18в. Парки Стоу, Стоурхэйд, Гайд-парк

Пейзажные сады и парки Англии

Классицизм, пришедший на смену барокко, не был явлением ординарным. Он проявлялся в стремлении к простоте «канонизированных античных форм, противопоставленных себе самой чувственной пластике барокко» в скульптуре и архитектуре.

Наиболее интенсивно новые идеи начали появляться в Англии, где и природа, и история способствовали возникновению романтизма. Там к началу XVIII в. создались благоприятные усло-вия для его развития.

Природные условия

В Англии мягкий влажный климат. Ландшаф-ты с невысокими холмами, обширными луговы-ми пространствами пастбищ, рассеянным осве-

щением и частыми туманами, которые создают особые эффекты воздушной перспективы.

Растительностъ

В Англии уже к XVIII в. лесов почти не осталось.

Характерными для пейзажной страны являются отдельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья (например, ливанский кедр, акклиматизированный уже в то время там и ставший лучшим украшением ландшафтов) и группы (из бука, граба, дуба и т. п.), а также живые изгороди (в основном из боярышника), разделя-ющие сады, пашни, пастбища.

Луга английских парков имели как утилитарное значрние, так и играли роль декоративных пастбищ.

На них выпускали стада овец, которые уплотняли почву и тем самым укрепляли газон. Такие луга не нуждались в подстрижке.

Подобно тому как к середине XVII в. выдвинулся Ленотр (олицетворявший искусство французских садов), в начале XVIII в. в Англии приступил к творчеству художник Вилъям Кент, ставший выдающимся мастером нового стиля в ландшафтном искусстве.

К этому стилю Кент пришел не сразу. В те годы (40-70 гг. XVIII в.) было лишь становление пейзажного парка. Сохранились регулярные черты, и одновременно формировались новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо водных партеров с фонтанами — пруды и ручьи со свободными очертаниями, партеры заменяются лужайками1а боскеты — рощами и древесными группами.

Парк Стоу

«потерпел» полную реконструк-цию. Общая площадь парка — 100 га, а с окру-жающей территорией, которая составляет с ним одно целое владение, — 500 га.

Он находится в 96 км от Лондона, и перепланировка его относится к 1738 г. Здесь раньше находился регулярный парк, построенный по проекту архитектора Ванбрега, затем его стал переделыватъ, согласно новым веяниям в садово-парковом искусстве, архитектор Бриджмен, но окончателъному завершению композиции, дошедшей до наших дней, мы обязаиы Вильяму Кенту. Замысел парка Стоу — слияние парковой територии с окружающей природой — лугами, иднеющимися вдали деревьями — при подчинеии всей композиции главному зданию дворца классической архитектуры.

Центром композиции является здание дворца. К северу от него со стороны подъезда расположена болъшая лужайка. К югу от деорца также тянется лужайка удлиненной конфигурации. Она служит началом композиционной оси всего ансамбля и соединяет главный композщионный центр — дворец с прудом и с раскрывающейся к югу далекой перспективой. По сторонам лужайки групповые и одиночные насаждения, своего рода «зеленые клинья», образуют кулисы и направляют взгляд на водоем. Постепенное сужение лужайки не случайно, оно задумано с целъю зрителъного удлинения перспектиеы.

Композиционная осъ делит всю территорию парка на две части — восточную и западную. Каждая из этих частей решена по-своему, но их объединяет единый композиционный прием, т. е. чередование открытых и закрытых пространств, лужаек и групп или куртин деревьев. В период работы Кента и его помощника Броуна предпочтение отдавали буку с его мягкой воздушной линией, дубу, грабу, вязу и сосне обыкновенной. Лишъ впоследствии в парке Стоу, как и в других композициях, стали вводитъ экзоты и разные декоративные породы, особенно красиво цветущие каталъпу, паулонию, магнолию, иудино дерево, каштан и др.

Большое значение в ландшафтной композиции парка имеет прогулочный маршрут, объединяющий между собой различные участки территории.

Парк Стоурхэйд

Примером создания принципиально нового парка является парк Стоурхэйд. Он возник в Англии в XVIII в. и относится к замечательным произведениям садово-паркового искусства. Стоурхэйд создан не профессионалом-архитектором, а любителем Генри Хоэром.

«Его планировка очень своеобразна: композиция парка не связана с домом, который находится в стороне, в некотором отдалении».

Центром композиции служит искусственный пруд, оформленный островками. Водное зеркало вытянуто с севера на юг и образует на севере, юго-западе и юго-востоке три глубоких залива со сложными очертаниялш. Берега представляют собой склоны, полого спускающиеся к воде, лишъ южный склон более крутой.

Вдоль прогулочного маршрута, почти параллельного береговой линии, а также с мостиков водная гладь пруда постоянно воспринимается в различных ракурсах, являясь лейтмотивом композиции. Большое значение в художественном облике Стоурхэйда имеют декоративные сооружения —ротонды, павильоны, беседки — в большинстве случаев классической архитектуры. Очень продуманны точки восприятия сооруже-ний и связь их с рельефом и пейзажем. Перспек-тивы чрезвычайно разнообразны, благодаря чему нет впечатления перенасыщенности

Обсадка берегов состоит преимущественно из лиственных пород — бука, граба, дуба с подлеском из лещины, рододендрона, лавровишни и других декоративных кустарников, причем насаждения чередуются с неболъшшш лужайками. В юго-восточной части парка расположен Пантеон.

Несмотря на то что планировка и композиция парка Стоурхэйд не типична для Англии XVIII в., она является значителъным достижением садово-паркового искусства»

Гайд-парк

Площадь его — 160 га, а создан он в 1730 г Бриджменом. По его проекту была сооружена дамба на р. Вестбурн и образован большой пруд

Серпантин. С южной границы Кенсингтонского сада (S = 140 га) располагается Альберт-холл — зрительный зал вместимостью до 10 тыс. мест. Большие открытые поляны — для митингов. Полоски асфальта в парке образуют уголок «ораторов»: со всех сторон парк окружает жилая застройка, откуда в него ведут многочисленные входы. Территория изрезана большим количеством дорог, пересекающих ее во всех направлениях, в результате образовалось несколько композиционных центров.

13 Пейзажные сады и парки Германии, Верлиц, Мюскау, Сансуси

Первым пейзажным парком на территории Германии был Вертлиц. Авторами его являются садовый мастер И. Айзербек и архитектор Ф. Эрдмансдорф. Строительство парка началось в 1765 г. Его владелец — герцог Франц фон Дессау. Площадь парка — 122 га. Парк отделен от долины р. Эльбы земляной дамбой, защищающей от наводнения. Многочисленные романтические сооружения (павильоны, гроты, храмы и мосты) являются композиционными узлами и акцентами пейзажных картин».

Сад подразделялся на пять частей. Часть, прилегающая к дворцу, называлась Елисейскими Полями. Она устроена в виде очень сложного лабиринта с густыми вечнозелеными шпалерами. Рядом открывался вид на озеро с островками наподобие Эрменонвильского. Напротив дворца лежал сад при готическом доме, который первоначально был жилищем садовников, затем он был превращен в маленький музей. Большинство мелких построек было ограждено архитектурно выстриженными стенами из зелени.

Многочисленные мосты служили бельведерами (с них почти всегда открывались перспективы с каким-нибудь зданием в главной точке). Многочисленные павильоны в парке грубоваты по сравнению с изяществом цветников. Мосты считаются там образцовыми и в большинстве своем затейливы.

Парк Мюскау

Типичным загородным парком начала XIX в. является парк Мюскау на р. Нейссе (граница Германии и Польши). Автором и владельцем парка был Г. Пюклер, а в его строительстве принимали участие садовый мастер К. Петцольд и художник И. Ширмер.

Мюскау насчитывает 1250 га земли, расположенноп по обе стороны реки Нейссе, вблизи городка Мюскау. Несмотря на то что болъшая часть территории расположеиа к востоку и юго-востоку от реки, эта последняя стала композиционной осъю всего обширного имения. Замок — композиционный центр — был построен на северо-западе, на левом берегу Нейссе. В пейзажах территории около замка значителъное место отводилосъ полянам и лужайкам с растущими в одиночку или группами деревъями лиственных пород — липой, вязом, дубом, тополем, ивой.

По периметру всей территории была проложена дорога для верховой езды и также предусмотрен ипподром очень оригинальной планировки. В парке находились фазанник, оранжерея, павильоны и самые разнообразные уголки отдыха. Никаких зданий, кроме дворца, в парке нет. Однако созданный малый сад у дома — «Сад удоволъствий» — не контрастирует с ландшафтом и не дает максимум «уюта» и «элегантности». Применение ковровых клумб в виде корзинок, рогов изобилия, звезд, кругов и прочих геометрических форм создало необычайную пестроту. Впервые примененные здесь ковровые цветы стали широко использоваться в конце XIX — начале XX в. при оформлении садов и парков.

В начале XX в. парк стал таким, каким представлял его себе Пюклер. В течение долгих часов прогулки по парку пейзаж его постоянно менялся. Рощи, луга, группировки насаждений, водоемы создают пейзажи, где свет и тень, разнообразная цветовая гамма еще более усиливают смену впечатлений.

Пюклер проявил себя выдающимся мастером паркостроения в создании там пейзажей, в гармоничном сочетании полян, небольших искусственных водных зеркал и холмов.Достоприлгечательность этого парка — возведенные две земляные пирамиды. Одну он поставил на озере, а другую — на берегу. Пирамиды стали надгробиями для самого Пюклера и его возлюбленной.

Дворцово-парковый ансамблъ Сансуси

1825-1860 гг. — время второго периода строительства дворцово-паркового ансамбля Сансуси.
Авторами были К. Ф. Шенкель и П. И. Леннэ. После созданного архитектором Г. Кнобельсдорфом регулярного с уникальным террасным садом-виноградником комплекса спустя 20 лет в 1,5 км от него вырос торжественный новый дворец со своим садом. Оба ансамбля соединялись аллеей, идущей по оси нового дворца. В начале XIX в. ансамбль завершил Леннэ, создав по сторонам этой центральной аллеи систему полян и рощ, плавно пронизанных изгибающимися тропами и дорожками. В эту систему были вписаны классицистический дворец Шарлоттенхоф, «Римские термы», китайский павильон, парковая скульптура, стоящая в локальном окружении, мастерски выполненном. Спроектированный Леннэ пейзажный парк создал идеальную пространственную среду для экспонирования маленьких шинкелевских шедевров. Более того, Леннэ удалось добиться замечательной визуальной пространственной связи между дворцом Шарлоттенхофем и возвышающимся на горизонте зданием Нойе Пале.

Достойно уважения искусство, с которым Леннэ «подвязал» созданный им новый парк (S - 73,9 га) к существовавшей сложной планировочной системе. С одной стороны, благодаря своему ландшафтному характеру парк Шарлоттенхоф идеально сочетается с Регартеном и становится его непосредственным продолжением. С другой стороны, чтобы не дать возникшему огромному ландшафтному массиву свободно «потечь» к югу от центральной оси, Леннэ поставил дворец Шарлоттенхоф с его собственным садом, довольно крупный «лесной» ипподром и фазанник на легко читаемую планировочную ось, имеющую традиционное для Сансуси широтное направление и останавливающую это движение. Тем самым он четко включает парк Шарлоттенхоф в общую структуру ансамбля, причем незначительная сбивка угла, делающая эту ось, строго говоря, не параллельной главной оси, лишает использованный прием какой бы то нибыло механистичности.

Последним крупным событием в истории развития ансамбля Сансуси стало сооружение в 50-х гг. XIX в. дворца Оранжерея с величественной террасной композицией и двумя садами — Сицилианским и Северным. Согласно желанию Фридриха-Вильгельма IV, прототипом на этот раз послужили итальянские виллы эпохи Возрождения и Уффици Джорджо Вазари. По проекту Перзиуса А. Штюлером и Л. Хессе, тоже учениками Шинкеля, было построено монументальное, благородных пропорций здание, соединившее в себе оранжерею, картинную галерею и гостевой дворец. Выразительно нарисованный и благодаря сквозным лоджиям как бы прозрачный двухбашенный силуэт Оранжереи торжественно возвышается над пышно увитым зеленью прихотливым каскадом террас, образуя одну из самых замечательных пространственных картин, которые дарит зрителю главная аллея Сансуси.

14 Типы древнерусских садов допетровского времени

Обожествление природных явлений, ритуальное восприятие некоторых ландшафтных урочищ, введение системы строгих запретов на их хозяйственное использование-таковы древнейшие будущих русских садов и парков. Древнерусские объекты садово-паркового исскуства можно подразделить на следующие типы:

1)Сакральные сооружения на вершинах (места поселения божест высшего ранга. Распологались на высоких вершинах, под открытым небом)

2) священные рощи (посвящалось богу молний и громц Перуну, украшались черепами или клыками кабанов, береза – символ добра и плодородия, объектами поклонения могли стать даже крупные валуны, )

3) Пантеоны ритуальные урочища

4) Увеселительные рощи и гульбища;

5) Монастыри

Следы подобных явлений относятся еще к 1-3 тыс. до н.э временам неолита и обнаружены археологами и энтографами во многих географических реги онах Евразии, на обширных территориях России. Так, расположение сакральных святилищ Саяно-Алтая указывает на их связь с культом нежных вершин местами поселения божеств высшего ранга. Они расположены под открытым небом на невысоких вершинах.

Древние лабиринты из камней, где вокруг большого валуна выложены башен, а также каменные кольца поминаль­ных очажков. Пример тому — лабиринт на ост­ровке Анзер (Соловецкий архипелаг).

В Киевской Руси объектами поклонения и ри­туальных игр нередко становились священные рощи, даже отдельные деревья. Дубы, культ ко­торых уходит своими корнями в глубокую древ­ность, посвящались Перуну (богу грома и молний). Они всегда особенно выделялись и украшались (например, кабаньими челюстями, клыками). Другим почитаемым деревом в период становле­ния Киевской Руси (IX-XIII вв.) была береза — символ добра и плодородия. Подле берез, в осо­бенности если они росли у источника, соверша­лись ритуальные действия. Чаще всего язычес­кие празднества проходили на берегах рек и озер. Самый крупный праздник — Ивана Купалы — приходился на июньские дни летнего солнцесто­яния. Вода служила здесь для купания, обрядо­вых молений в воде... Вокруг березы девушки, одетые в яркие, праздничные наряды, водили хо­роводы, плели венки и бросали их в воду. Здесь же разжигались из веток дуба костры, в которые кидали жертвенные куклы. В лесах издревна совершались ритуальные обряды, для них выбирались приметные места у излучины реки, на склоне горы, на поляне и т. д. Культ растений — деревьев, цветов и трав — в Средние века и позже был характерен как для восточных славян, так и для многих других на­родов, населявших территорию России.

15 Монастырские сады в России допетровского времени

Сад-вертоград в стенах монастыря, а иногда вне монастыря, но тоже ограниченный особой стеной, являлся символом или олицетворением небесного рая на Земле. Он имел прежде всего нравственно-воспитательный, точнее, настави-тельный смысл. Яблони, водный источник у кре­стообразного пересечения дорожек, душистые цветы, птицы на ветвях деревьев — все это атри­буты райской жизни. Он имеет форму прямоугольника площадью около 2 га, примыкает к юго-восточной стене монастыря и обнесен кирпичной оградой.

Главная особенность его — подковообразный и симметричный по отношению к продольной оси пруд-канал, обсаженный сибирскими кедрами. Канал огибает круглую площадку, окруженную 12 кедрами-«апостолами». Рядом на главной оси — группа из 3-х лип, символизирующих Святую Троицу, и далее небольшой цветочный партер. Вся эта композиция рассчитана на восприятие не только во время прогулки по главной аллее.

Монастырские сады имели культовые и практи­ческие цели, т. е. являлись источниками лекарствен­ных трав, овощей и плодов. Они были компактны и имели форму прямоугольника с крестообразным расположением дорожек. В центре часто находил­ся небольшой бассейн. Замкнутость и расчлененность пространства, акцент на плодовые растения, символизирующие небесные кущи, являются главными признаками монастырских средневековых садов, которые еще долгое время влияли на развитие садово-парко­вого искусства в европейских странах, включая Россию.

Монастырские сады были двух типов:

1) большие плодовые сады за стенами монас­тыря;

2) малые, в основном декоративные палисад­ники вблизи келий и церквей внутри монастыря.

Троице-Сергиев монастырь

Он был основан в 1345 году самим Серг Радонежским (1314-1392 гг.) среди глухих боровых лесов, на холме у речки Кончуры. Первоначально огороды и сады располагались только в северной части монастыря, а у южной стены у речки был устроен пруд. Монастырь расположен на относительно низких отметках по сравнению с отдельными от него водораздельными холмами и не примыкает к берегу большой реки или озера. Тем не менее ансамбль органично вписан в контуры рельефа и эффектно открывается на разные стороны горизонта вдоль глубоком лощины, начинающейся у села Благовещенского. Там архитектура монастырских построек воспринимается на фоне темноеловых рощ и широк их полей.

Ново-Иерусалимский монастырь.

Здесь задумывалось воспроизвести саму «Свя­тую землю» — Иерусалим. Для этого пришлось усилить перепады рельефа (стены возвести на насыпном грунте), вырыть «Святой источник», углубить русло ручья, отделяющего возвышен­ную часть сада от низинной (р. Золотушка), орга­низовать пруды, насадить экзотические деревья, устроить мостики, лестницы и пр. Окрестности монастыря были частично пре­образованы таким образом, чтобы напоминать топографию древнего Иерусалима.

Принципиально важно, что все окружение мо­настыря в целом воспринимается как большой парк с продуманным и уравновешенным соотно­шением открытого, залесенного пространства, как природная оправа ансамбля. Внутри территории организованы более строго и лаконично. Два ого­роженных плодовых сада расположены у южной стены, два — у северной, один — у западной. Рощи декоративных деревьев и прямые аллей­ные посадки тяготеют в основном к центральной группе сооружений.

Валаамский монастырь.

Сегодня там можно увидеть уникальные па­мятники природы: четырехсотлетнюю сосну-великан. Плоды валаамских урожаев получали золо­тые медали на всероссийских выставках и даже на парижских выставках — огромные яблоки, тыквы до двух пудов, дыни, арбузы... Раститель­ность Валаама исключительна в селекционно-ге­нетическом отношении, т. к. естественным путем образует гибридные формы, крайне важные для дальнейшего изучения и развития. Одна из при­чин этого в том, что Валаам — «перекресток аре­алов», то есть растения, обитающие в различных зонах, здесь пересекаются, существуют вместе, что дает возможность изучать особенности их вза­имовлияния. Чрезвычайна ин­тенсивность флоры — на уголке суши, который занимает всего пятитысячную часть площади Карелии, растет почти половина видов высших растений, встречающихся в Карелии.

Крутицкая обитель

Она сыграла роль своеобразного просвети­тельского центра в Москве во второй половине XVII в. Там было впервые опробовано устройство садов голландского регулярного типа с беседка­ми, фонтанами, заморскими деревьями. Золотые купола, многоцветье изразцов, белокаменные на­личники и карнизы, черепичные кровли Успен­ского собора, Вознесенской церкви, Митрополи­чьего дворца, теремка — все это на фоне зелени сада создавало необычайно своеобразную и пра­здничную картину.

Среди них можно выделить следующие типы:

1) государевы и боярские сады;

2) аптекарские огороды;

3) верховые сады;

4) хозяйственные и увеселительные усадьбы;

5) зверинцы.

Государевы и боярские сады

По летописям и грамотам таких садов было немало. Так, один из них находился у Никольских ворот Кремля, другой — ус. Кудрина, говорится и о древних садах на Воронцовом поле, о знаме­нитом Царицыном луге на правом берегу Моск­вы-реки напротив Кремля.

Государев сад

«Его заложили по приказу Иоанна III в 1495 г.

ограничивался пойменными прудами, с юга при­мыкал к большому замоскворецкому торгу и Ка­дашевскому братскому двору. У главного входа находились площадь и церковь Введения Богоро­дицы. Само расположение Государева сада го­ворит о его первостепенной значимости.

В восточной части сада вблизи моста через Мос­кву-реку находился Государев дворец с оранже­реями. По его оси симметрично располагались прямоугольные куртины сада, а также «садовая» церковь Софии Премудрости Божьей.

Аптекарские огороды

Они появились в XVI—XVII вв. «Зачатками их были издавна разводимые гряды с лекарственны­ми растениями-травами (шалфей, цикорий, мята, мак, укроп, иссоп и т. д.) и кустарниками, плоды которых использовались в лечебных целях. Бо­лее поздние аптекарские огороды, в особенности после учреждения Иваном IV «Верховой аптеки», увеличились в размерах, В середине XVII в. в Москве было 4 аптекар­ских огорода: на берегу реки Неглинной между Боровицкими и Троицкими воротами, в Немец­кой слободе, у Мясницких ворот и в Китай-горо­де, за восточной кремлевской стеной. Помимо ле­карственных растений, некоторые из них имели плодовые деревья.

Аптекарские огороды наряду со старыми мо­настырскими садами являлись «как бы провод­никами ботанических знаний». По сути дела, они стали зародышами тех ботанических садов, ко­торые появились в России в начале XVIII в.

Верхний сад.

Он был устроен еще в XVI в. на подклете так называемого Запасного двора, имел П-образиук) форму плана и охватывал со стороны реки дворцовое здание. Он членился на 5 последовательх расположенных прямоугольных куртин и имел в восточной части дополнительный участок и другом уровне. Сад-крыша простирался в длину на 62 сажени и был обнесен специальной стенкой с частыми проемами, через которые просматривалась панорама Замоскворечья и долина Москвы реки. Небольшой бассейн с водяными

фонтанами.

 


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 85; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.045 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты