Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Французские сады позднего Средневековья. Сад Вилландри




Природные и растительные условия

В ландшафте Франции преобладают равнин­ные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Здесь нет яркого солнца и зноя, которые предполагают преобладание закрытых про­странств. Ровный рельеф покрыт обширными лес­ными массивами с преобладанием лиственной флоры — граба, бука, дуба, вяза, каштана, липы, ясеня. Сажали цветы: фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

В садах появляется новый элемент берсо — крытый каркас из дерева или металла, возво­димый над дорогой. Разрастаясь, растения обра­зовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались цветниками, которые в XVII в. пре­вратились в роскошные кружевные партеры — брод ери. Где, помимо цветов, вводились травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал — уголь, толченый кирпич, песок и пр

Здесь ярко прослеживаются периоды развития , садов от Средневековья до раскрытого барокко.

Следует отметить, что объекты садово-паркового искусства Франции XVI-XVII вв. были четырех типов:

1) обширные парки охотничьих замков и дворцов;

2) небольшие сады около домов;

3) широкие бульвары;

4) ботанические сады

Сад Вилландри

Основан в 1536 г. и стал последним крупным замком, возведенным на берегу Луары в эпоху Возрождения. Он был построен Жаном де Бретоном, министром при короле Франциске I, с использованием изученного опыта итальянского садово-паркового искусства.

Под строительство были использованы руи­ны более древнего (XII в.) замка.

Весь ансамбль расположен на 3-х террасах, поднимающихся по склону берега реки Луары. Сразу от парадного въезда в замок начинается обширная эспланада. С нее открывается вид на весь комплекс, в частности, парадный двор зам­ка, перед которым выделена гостевая площад­ка, окруженная каналами с водой. Этот сад прозвали садом любви.

Сад Любви имеет свой сюжет и состоит из четырех квадратов, орнамент которых создан топиарной стрижкой вечнозеленых самшитов с заполнением сменяющимися цветочными по­садками и подсыпкой дорожек розовым щеб­нем. Любовный сюжет отражен в названиях каждого квадрата (А — любовь притягательная, В — любовь терпеливая, С — любовь перемен­чивая, Д — любовь трагическая). Внимательный анализ рисунков каждого из квадратов подтвер­ждает нюансы этого чувства в геометрических фигурах и сочетаниях.

Боуленгрин — тоже партер, но отличался бо­лее простым рисунком, располагался вдали от построек и был опущен ниже окружающих до­рожек. Он нарушал однообразную ровную повер­хность почвы.

Вертюгаден — это своеобразный итальянский «амфитеатр», представляющий собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изго­роди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кад­ках. В противоположность итальянским амфи­театрам французские вертюгадены лишены парал­лельности всех кривых, составляющих данное устройство, и балюстрад.

Основные черты классицистического парка:

1) наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

2) размещение на плоском рельефе;

3) симметричность композиции по отноше­нию к центральной оси;

4) индивидуальность отдельного дерева теря­ется в массиве;

5) использование топиарного искусства: зеле­ные стены коридоров, беседок, залов и кабине­тов, шаров, кубов, пирамид;

6) применение трельяжных конструкций (бе­седок, арок, оград);

7) интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, распо­ложены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

8) центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов;

9) использование партеров-вышивок или «вы­резного» газона с редким включением натураль­ных цветников;

10) умеренность в применении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко;

11) основным украшением служила парковая аллея из 2-х или 4-х рядов деревьев, открывав­шая далекие перспективы на окружающую мес­тность.

Итальянские сады эпохи Возрождения, роль климата, рельефа, воды и растительности в архитектурно-планировочном решении садов

Возрождение связано с возращением к антич­ным образам, развитием производительных сил и производственных отношений, стремлением че­ловека освободиться от подавляющего гнета цер­кви, созданием новых великолепных городских ансамблей, общественных сооружений, возведе­нием дворцов и храмов.

Природные условия

Италия в окрестностях Флоренции и Рима чрезвычайно способствовала расцвету ландшафт­ного искусства. Климат мягкий средиземномор­ский с обилием воды, с преобладанием горных потоков, живописных рельефов.

Растительность

Она весьма разнообразна. В аллеях росли пла­таны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Для создания зеленых стен применя­лась флора, сохраняющая форму после стрижки. Это такие растения, как самшит, мирт, лавр, тис, туя западная. Самшит «организовал» узорчатые бордюры и арабески на партерах.

Из свободно растущих дубов состояли зеле­ные массивы (боскеты), обрамленные стрижены­ми зелеными стенами. Использовались листопад­ные породы: тополь, каштан, ильм, маслины. Хвойные породы применялись в основном в груп­пах, и ведущей являлась сосна. Доминирующую роль исполнял колонновидный кипарис с темным силуэтом.

Архитектурно-планировочное решение итальянских садов

Они были регулярными, замкнутыми и стро­ились на внутренних композициях. Строго спла­нированные части садов гармонировали с при­родой и особенностями местности.

На рубеже XV-XVI вв. большинство компо­зиций террасированы и расположены на склоне холма. Правда, вначале главенствующее внима­ние уделялось террасе, расположенной перед са­мим домом и являющейся его продолжением — «комнатой под открытым небом». Остальные тер­расы не связаны между собой. Деревья затеняли террасу. Вода давала прохладу. Подпорные сте­ны, лестницы, боскеты, фонтаны, расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющиеся в строгой последователь­ности, были рассчитаны на создание разнообраз­ных эффектов.

Перспектива сада сначала строилась парал­лельно склонам. Затем (позже), главным образом поперек рельефа, пронизывая весь ансамбль и раскрывая далекие виды.

Основным типом сада в Италии эпохи Ренес­санса является сад при вилле.

Однако получил широкое развитие прием оформления площадей при помощи мощения и отдельно стоящего монумента.

Строительный материал — мрамор, туф, травертин. Мраморный или каменный декор иг­рал большую роль в оформлении сада.

Вклад зодчих в садово-парковое искусство

В проектировании и строительстве ряда садов участвовали видные зодчие страны. Достаточно вспомнить Палладио, Виньолу, Джакомо делла Порта, Браманте, Альберти, Брунеллески, Мике-ланджело, Леонардо да Винчи и художника Ра­фаэля. Они изобрели много новых художествен­ных приемов. Так, Браманте в 1503 г., решая сложную задачу «соединения построек Ватика­на в единый ансамбль, создал длинный двор и сад на разных уровнях». «Он применил совершенно новый прием завершения композиции вдоль длинной оси с одной стороны нишей, а с другой — амфитеатром». Под амфитеатром подразумевается высокая стена, замыкающая часть сада. Она богато оформлялась нишами со скульптурой, стенными фонтанами, с венчающей балюстрадой и пластическим декором. В плане это полукружие. Вогнутое полукружие углубля­ет перспективу, а также разнообразит игру све­тотеней, допуская бесконечные варианты худо­жественного убранства. Амфитеатр сыграл большую роль не только в Италии, но и в других странах.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 461; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты