КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности садово-паркового искусства СредневековьяЭпоха античности с ее архитектурой, искусством, науками завершила свое существование в конце IV в. Пришло новое время — эпоха феодализма, или период Средневековья (V-XV вв.). Социально-политическая характеристика эпохи В эпоху Средневековья происходят формирование европейских государств, постоянные междоусобные войны, восстания. Именно в это время утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем. История архитектуры Средневековья подразделяется на три периода: 1) раннесредневековый (IV-IX вв.); 2) романский (Х-ХП вв.); 3) готический (конец XII — XIV в). Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего существования мирной обстановки, поэтому в условиях волнений в мире приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов резко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как-то гарантирована безопасность от разгрома неожиданных наемников извне. Именно внутренний сад стал теперь единственным связующим звеном между жителем города и природой. Растительность Во внутреннем саду выращивались декоративные и плодовые насаждения, а также лекарственные травы. Деревья росли там ровными рядами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты. По периметру сад окружал для защиты фруктовых пород лиственный древозаслон (из липы, ясеня, тополя). К фруктовым деревьям можно отнести сливу, абрикос, райскую яблоню. Прообразом современных цветников были регулярные грядки с лекарственными и декоративными растениями. Здесь культивировались мальва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы. Являясь внутренними, такие сады были замкнутыми по своей композиции. Планировка их была чрезвычайно проста. Назначение — утилитарное, т. к. там выращивали лекарственные травы и овощные культуры. Маленькие водоемы-садики служили для полива растений и разведения рыб. Постепенно в этих садах стали появляться цветы, а затем и плодовые насаждения. К XV в. садики Средневековья приобрели декоративный характер, и многие из них предназначались для отдыха. Сады стали оформляться декоративными элементами: небольшими трельяжными беседками, невысокими изгородями, отделяющими один участок от другого, скамейками из дерна в виде выступов на ограде (позднее прототипы дерновых амфитеатров), а также маленькими фонтанчиками. По летописям, эпосам, песням, миниатюрным изображениям можно судить о регулярной планировке садов Средневековья. В Средневековье появляются следующие основные типы садово-парковых объектов: 1) монастырские сады; 2) сады при замках; 3) университетские сады; 4) первые ботанические сады при академических центрах. Рассмотрим несколько примеров. В монастырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре части. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о мученической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план. Сады при замках отличались от монастырских своим назначением. Они служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элементами и небольшого размера. Интересный прием, возникший в эти «глухие» столетия, был лабиринт. Его появлению способствовали небольшие внутренние садовые территории. Он представлял собой участок, состоящий из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженой зеленью. Лабиринт вписывался в какую-нибудь геометрическую форму, обычно квадрат или шестиугольник. Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представляли себе, что совершают далекое паломничество. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад. Дальнейшее использование сада-лабиринта в светском садово-парковом искусстве получило широкое распространение. Этот прием с успехом прошел через века, не обошел ни регулярные парки, ни пейзажи, даже в наше время лабиринт не утратил своей актуальности. Позднее Средневековье характеризуется развитием науки, а следовательно, открытием первых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые ботанические сады, открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения. Итак, особенности садово-паркового искусства Средневековья следующие: 1) простота и геометричность планировки внутренних садов; 2) разработка нового приема — лабиринта; 3) феодальный тип синтеза искусств, т. е. подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение их общей идее; 4) символика садов; 5) появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине XV в.
|