Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сады древнего мира. Античный Рим. Новые типы садов. Сады при виллах




Природные условия сходны с греческими. Климат тоже средиземноморский. Рельеф горис­тый, весьма характерный для Апеннинского по­луострова. Там большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, хол­мы, равнины чередуются между собой. Леса пре­имущественно лиственные. Благоприятные по­чвенные и климатические условия с обилием воды способствовали развитию садоводства, в ча­стности выращиванию винограда, маслин и раз­ных плодовых деревьев.

Растительность весьма разнообразна и представлена следующими видами древесных пород. Здесь произрастают различные виды со­сен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, кашта­ны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, под­дающиеся фигурной стрижке, — самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах рос­ли цветы, соответствующие временам года. Садов­ники культивировали лилии, левкой, анемоны, ас­тры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздику, ирисы, туберозу, тюльпаны и другие.

Любимыми цветами римлян были фиалка и роза. Фиалка использовалась как целебная трава, как ароматизатор вин. Роза использовалась в кулинарии, лечении и т. п. Разводили обширные сады из роз даже в ущерб хлебным полям. Очень ценился плющ. В Древнем Риме во II—I вв. до н. э. начали при­менять новый способ посадки деревьев пятерка­ми (римский квинкус), т. е. сдвинутыми рядами с подстриженными в один объем кронами дере­вьев и открытыми стволами. Данный прием обес­печивал видимость по диагонали между ствола­ми, создавая над ними полог из крон насаждений. Для античного Рима характерен синтез ис­кусств, т. е. гармоничное сочетание архитекту­ры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.

Самым плодотворным периодом стал рубеж исков с I в. до н. э. по I в. н. э. — это время наивысшего расцвета градостроительства и садово-паркового искусства. Именно в этот период сфор­мировались следующие типы садов:

1. Священные рощи — сады, связанные с ре­лигиозным культом.

2. Городские общественные сады при теат­рах — площади типа прогулочной аллеи органи­зовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, укра­шались скульптурой. Аллеи или сады с источни­ками или бассейнами.

3.Сады при дворцах и виллах, назначение ко­торых было от хозяйственных до увеселитель­ных.

4.Частновладельческие городские сады — эти сады были незначительными и подчинялись планировочной структуре дома.

Много интересных сведений дают садово-пар­ковому искусству жилые дома. Планы их развивались на основе греческих жилых постро­ек эпох классической и эллинизма. По климатическим условиям наружные стены редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировыва­лись вокруг открытого дворика. У входа распо­лагался атриум, что-то вроде вестибюля с бас­сейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колон­надами. Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они на­поминали настоящие садики. Эти дворики получили названия перистили. Дома же такого типа стали называться в архитектурной науке атриумно-перистильными.

В некоторых домах назначение сада было ути­литарным. Он предназначался для выращивания овощных культур, но в этом случае все равно для цветов отводилась одна его часть. Каждый дом имел свой облик. Примечательно, что стены перистиля, окружающие сад, «расписывались, как садовые пейзажи». Благодаря такому приему со­здавалась иллюзия, что сад больше по размерам, чем на самом деле, к тому же стенная живопись являлась ценным материалом для ознакомления с античным садово-парковым искусством.

Очень часто в римских домах встречаются стенные фонтанчики, украшенные мозаикой. Та­кие сооружения напоминали ниши с мозаичным декором и архитектурным обрамлением. Офор­млялся небольшой скульптурой бассейн, куда из ниши вытекала вода.

В отличие от садов при жилых домах, при вил­лах они располагались не внутри дома, а на смеж­ной территории. Отличались императорской триумфальностью и роскошью.

Композиция римских объектов ландшафтного искусства была замкнутой. Однако существуют примеры раскры­тия вилл на море, которые строились на морском берегу по террасному принципу. Здание распо­лагалось фасадом к морю. Перед главным соору­жением устраивался цветочный партер с пласти­ческим декором.

Следует отметить, что было три типа вилл:

1) «рустика» — сельскохозяйственная вилла;

2) «урбана» — дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развле­чений;

3) «фруктуария» — вилла, где основой являл­ся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.

Виллы типа «урбана» располагались либо на берегу, либо в окрестностях Рима. Как и во всех виллах данного типа, они состоят из входного портика в небольшой дворик с фонтаном, глав­ного здания с плоским садом (ксистом), превра­щенным римлянами в декоративный партер с фон­танами, и садом-ипподромом.

В розарии виллы находились мраморные беседки, увитые вьющимися розами. «Из водных устройств были водоем, в котором плавали во вре­мя празднеств «корабли» — блюда с изысканны­ми угощениями». «За беседкой располагался па­вильон отдыха. Ипподром окружался сплошной стеной из кипарисов и платанов, увитых плющом. Из ксиста дорожка вела в сад». Главным украше­нием были деревья, стриженные в виде жи­вотных. Дорожка являлась продольной компози­ционной осью сада. По сторонам ее находились полосы газона с отдельно растущими низкорос­лыми деревьями. Весной газон превращался в сплошное «фиалковое поле». Вдоль дорожки располагались полукруглые мраморные скамейки. Сад-ипподром имел размеры 170 х 70 м, был вытянут в плане, конфигурация его прямоуголь­ная с одним закругленным концом.

Например Вилла Лаурентина представляет собой вид приморской виллы, совмещая типы «урбана» и «рустики». Она состоит из трех дворцов, огра­ниченных зданиями: атриума, перистиля и сада-ипподрома, выдвинутого к берегу моря. Цветоч­ный партер — ксист — состоял из фиалок. Заканчивался сад-ипподром традиционным пар­ковым павильоном.

Характерная черта таких садов — замкнутость перспективы, т. е. отдыхая или гуляя в саду, по­сетитель мог любоваться пейзажами лишь не­большой территории, был огражден от дальних видов.

В композициях вилл римляне использовали греческие названия и формы, утратившие свое первоначальное значение.

Обобщая вышесказанное, можно выделить ос­новные характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима.

1. Появились новые планировочные элемен­ты, такие, как ксист и ипподром, где ксист — плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий четкое осевое построение. Он располагался перед зданием вил­лы и целиком подчинялся планировке и архитек­туре здания. Примечательно, что со зданием он составлял единое целое.

Ипподром, в отличие от ксиста, занимал боль­шую территорию (60 х 160 м; 70 х 200 м). Рель­еф, где он находился, — ровный. Представлял со­бой ипподром эллипс, один округлый конец которого срезан. Это важнейший элемент «боль­шого парка». Планировка его регулярная с чет­кой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, газона, цветов, скульпту­ры, с фонтаном, беседкой, т. е. всей палитрой ланд­шафтного искусства.

2. Впервые появляется «топиарное искусство».

3. Была разработана композиция, подчерки­вающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов.

4. Совершенствование древнегреческих при­емов и создание новых (использование скульп­туры, пергол в убранстве сада, аллей для пеше­ходов и для экипажей или прогулок на носилках).

5. Отсутствие композиционного единства в са­дах и парках.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 981; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты