КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1-я. Древнейшие культуры на территории Беловодщины.
Эта глава самая краткая в книге, несмотря на то, что период в истории, о котором пойдет речь, охватывает по времени десятки тысяч лет. О древнейших временах и древних жителях нашего края подробно рассказать или «погрузить интересующихся в глубины тысячелетий» могут только профессиональные археологи. В нашей области таковым является кандидат исторических наук, доцент учебно-научного центра археологии и этнографии Луганского национального университета им. Т.Шевченко Константин Иванович Красильников, чьи многолетние археологические изыскания (раскопки) позволяют наглядно представить достижения древних народов Подонцовья, в том числе и людей живших на территории Беловодского края. Археологические раскопки на берегу рек Деркул и Камышная «рассказали» исследователю, что люди «палеолитической эпохи» (каменного века) в своей практике использовали три основных вида сырьевых источников: камень, кость и дерево.[ 1 ] «Неолитические» стоянки периода так называемой «Неолитической революции» (8 – 3 тыс. до н. э.), когда древний человек перешёл от занятия исключительно охотой, рыболовством и собирательством к земледелию и скотоводству, были обнаружены на берегу р.Деркул в окрестностях Беловодска, вблизи Городища и на берегу р.Камышной возле с.Зеликовка, где наряду с каменными орудиями найдены костяные проколки, пряслица, точильные камни и зернотерки.[ 2 ] На этих «неолитических» стоянках «не прослеживается единой этнокультуры, но население того времени можно отнести к индоевропейской народности». [ 3 ] «Эпоха ранних металлов» ( «бронзовый век» кон. 4 – нач.1 тыс. до н.э. ) представлена на Беловодщине памятниками так называемой «катакомбной культуры», когда древние жители осуществляли погребения умерших в специфических камерах-катакомбах. В 1981 году в 4-х километрах на север от Беловодска на берегу р.Деркул был раскопан курган – захоронение воинов, принадлежащих к скотоводческим племенам «катакомбной культуры», кочевавшим здесь в 17-ом веке до нашей эры. В 1991г. на восточной окраине Беловодска были раскопаны девять курганов с захоронениями кочевников, принадлежащих племенам «катакомбной культуры», а также скифам и сарматам, о которых будет рассказано ниже. Наибольшую ценность среди находок из захоронений возле Беловодска составляет боевое оружие -- топор с широким слегка выгнутым лезвием и вогнуто-выпуклым корпусом. [ 4 ] Как видно, постепенно основным занятием населения «катакомбной культуры» стало оседлое земледелие и появились зачатки ремесла – местная металлообработка. В 16-ом веке до н.э. на территории Восточной Украины появляется новая материальная культура, получившая название «срубной» (название дано по виду погребального обряда). Памятники первых земледельцев Беловодщины - представителей «срубной культуры» были обнаружены возле с.Бараниковка. Основным их занятием было земледелие. Они выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень и просо, которое особенно ценилось древними за свои качества – хорошо переносит высокие температуры и засуху, для посева не надо глубоко рыхлить землю, к тому же является высокопитательным продуктом и легко перерабатывается в муку. В то же время значительное место в хозяйстве занимало скотоводство, охота, рыбная ловля. Представители «срубной культуры» были «язычниками» и обожествляли силы природы. Они пришли на наши земли из южно-уральского и волжско-донского регионов. [5 ] Следующими древнейшими народами, которые оставили свой след в Беловодском крае, являются скифы и сарматы. На территории Подонцовья скифы появились в 7 в. до н.э. и в связи с тем, что этот ираноязычный народ занимался кочевым скотоводством (разводил лошадей, крупный и мелкий рогатый скот) то постоянных мест оседлости – селений и укрепленных городищ, не имел. [ 6 ] В 3-ем веке до н.э. в степи Подонцовья, в том числе и беловодские, вторглись из Поволжья сарматские племена. Наиболее значимым памятником сарматского времени является исследованное в 1991году захоронение знатного воина, находившееся на восточной окраине Беловодска. Череп сармата был пробит, а рядом со скелетом были найдены железный меч, пряжка, нож и сарматская посуда – кувшины, датируемые 1 – 2-ым веком нашей эры. Из всего комплекса находок исследователи сделали вывод, что здесь захоронены люди, пребывавшие на берегах Деркула 2400 – 1700 лет тому назад. [ 7 ] Таким образом со 2-й половины 2-го тысячелетия до нашей эры на территории Подонцовья несколько столетий проживали иранские племена, в том числе около 800 лет в нашем крае пребывали ираноязычные сарматы. Древние греки отмечали у сарматов сохранившиеся традиции матриархата (господства женщин) : «Сарматские женщины ездят верхом, на охоту и войну ходят с мужьями и без них. Ни одна девушка не выйдет замуж, не убив врага». Сарматы в нашем крае доживают до 4 века н. э., но со 2 в. «соседи» их называют аланами. Историк 4в. Алмиан Марцелин писал : «Аланы разводят главным образом лошадей и питаются мясом и молоком, живут в кибитках .. , а молодёжь с раннего детства, сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком». [ 8 ] В 4 – 8- м веках нашей эры территория Подонцовья представляла из себя «огромный широкий коридор», по которому с Востока на Запад ( с Азии в Европу ) систематически двигались племена: гунны, аланы, болгары, авары и др. Алано- болгарские племена – носители так называемой «салтовской культуры», оставили свой «след» и на Беловодщине: в 1976г. на правом берегу Деркула возле с. Новолимаревка было раскопано поселение этой культуры. [ 9 ]
|