КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чешская и словацкая историография в XIX векеУсловия развития исторической науки в чешских землях. В конце XVIII— первой половине XIX в. в чешских землях, входивших в состав многонациональной Австрийской империи, происходило разложение феодальных и становление капиталистических отношений. Это была эпоха национального возрождения, когда решались задачи перехода от феодализма к капитализму, шел процесс формирования наций и складывания национальных культур, развертывалось национально-освободительное движение, носившее у чехов на первых порах культурно-просветительский характер. Глубокие сдвиги в жизни чешского общества вели к отрицанию феодально-клерикальной идеологии и утверждению буржуазного миропонимания, способствовали становлению национальной историографии. Чешские историки конца XVIII — первых десятилетий XIX в. публиковали свои работы, как правило, на немецком языке. Национальных центров исторической науки еще не было. Королевское чешское общество наук, возникшее в XVIII в., являлось по своему составу преимущественно немецким. Перемены наметились к концу второго десятилетия XIX в. в связи с активизацией национального движения. В общественной жизни на первый план выдвинулись проблемы, связанные с формированием чешской нации при отсутствии собственной государственности. Рост национального самосознания проявился прежде всего в усилении внимания к родному языку и культуре как важнейшим средствам консолидации нации. Патриотически настроенная интеллигенция и молодая чешская буржуазия пытались объединить различные общественные слои. В 1818 г. в Праге был основан Чешский музей, вокруг которого сплотился ряд ученых-патриотов. Их усилия были направлены на собирание исторических, археологических и художественных памятников. В 1827 г. стал издаваться «Журнал Чешского музея» («Casopis Ceskeho musea») на чешском и немецком языках. Позднее было создано Общество Матицы чешской — первый самостоятельный общечешский национальный культурный институт, преследовавший культурно-просветительские цели. Общество выпускало научную литературу на родном языке. Издавались фундаментальные собрания источников. Во время буржуазно-демократической революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи национально-освободительное движение чехов приобрело открыто политический характер. В самом чешском национальном политическом лагере произошло идейно-политическое размежевание между радикально-демократическим и либеральным течениями. В решающий момент революции чешская либеральная буржуазия, выступившая с программой ав-строславизма, которая предусматривала реорганизацию Австрийской империи в буржуазно-конституционную федерацию равноправных народов, встала на сторону реакции. На протяжении всего периода национального возрождения для чешских историков оставалась актуальной задача обосновать законность требований национального движения. Характерной чертой развития исторической мысли было распространение концепции славянской общности, согласно которой история чешского народа рассматривалась в тесной взаимосвязи с историей других славян. Чешская просветительская историография. Начало изучения прошлого чешского народа связано с воздействием идей Просвещения, с борьбой буржуазно-просветительского и феодально-религиозного мировоззрений, с ростом национально-патриотических настроений. Развернувшаяся в чешских землях во второй половине XVIII в. деятельность «будителей» — патриотически настроенной интеллигенции, видевшей свою задачу в пропаганде родного языка, развитии литературы и ис-
кусства, в расширении книгоиздательской деятельности, основании музеев, распространилась и на изучение исторической грамматики, истории литературы, собственно истории. Появление общественной потребности в осознании прошлого способствовало тому, что ученые начали более тщательно проверять факты и отделять в источниках правду от вымысла. Связывая свои работы с задачами национально-патриотического воспитания народа, они стремились пробудить у чехов гордость за свое прошлое. Утверждение критического подхода к источникам связано с деятельностью Гелазия Добнера(1719—1790). Обратившись к источникам, он стал освобождать чешскую историю от легенд. Особенно показательна в этом отношении опубликованная им «Чешская хроника» В. Гаека1. Добнер сопроводил ее комментариями, указывавшими на несостоятельность многих положений этого анналиста XVI в. Своими изысканиями он ставил под сомнение притязания шляхты на особое происхождение, права и господство в общественной жизни. Добнер доказывал; что древние чехи, как и остальные славянские народы, не знали монархического строя, а система общественных отношений, сложившихся у славян, отличалась демократизмом. Добнер был издателем и первой чешской хроники Козьмы Пражского 2. Один из учеников Добнера, Франтишек Пельцль(1734—1801), написал «Краткую историю Чехии»3, пересмотрев в ней феодально-католическую концепцию гуситского движения. В третьем издании книги (1782) Пельцль писал о Яне Гусе как о патриоте, взгляды которого сложились в борьбе с немецким засильем, высоко оценивал его борьбу за права чешского языка. Пельцль написал также «Историю немцев в Чехии», в которой много внимания уделил борьбе чехов с немцами и деятельности Яна Жижки. На рубеже XVIII и XIX вв. началась деятельность основателя научной славистики Йозефа Добровского(1753—1829). работы которого были проникнуты гуманизмом и духом рационалистической критики. Добровский подчеркивал роль крестьянства как хранителя традиций национальной культуры. В «Истории чешского языка и литературы» 4 он рассматривал эпоху гусизма как время расцвета самобытной национальной культуры, а Гуса как ее выдающегося представителя. Одним из первых он обратил внимание на роль гуситского движения в развитии чешского языка, литературы и культуры. на заслуги Гуса в установлении нового чешского правописания. На основе введенной им в научный оборот «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой Добровский приступил к изучению различных течений в таборитском лагере. Романтическое направление в чешской историографии.С развитием капитализма в чешских землях на смену просветительской идеологии пришел романтизм. Это выразилось в повышенном интересе к народному творчеству, идеализации старины, увлечении героическим прошлым своего народа. В исторических исследованиях особое внимание романтиков привлекали древний период, свидетельствующий о глубокой традиции самобытной исторической жизни, и периоды борьбы с иноземными нашествиями. Для романтического направления в чешской историографии были характерны ярко выраженная национальная окраска, преимущественный интерес к гусизму. Ведущей идеей культурной жизни этого времени стала мысль о национальном единстве. Родоначальником и главным представителем романтической историографии был идеолог национального возрождения Франтишек Палацкий(1798—1876). Официально он именовался сословным земским историографом Чешского королевства. Под руководством Добровского Палацкий изучил методику научного исследования. В 1831 г. он возглавил Общество Матицы чешской; будучи редактором «Журнала 1 Dobner G. Wenceslai Hagek a Liboczan Annales Bohemorum... Pragae, 1761 —1783. B. 1—6. 2 Dobner G. Monumenta historica Bohemiae. Pragae, 1764—1785. B. 1—6. Pelcl F. Kurzgefasste Geschichte der Bohmen von den altesten bis auf die jetzigen Zejten. Pragae, 1774. 4 DobrovsRy I. Geschichte der bohmischen Sprache und Literatur. Pragae, 1791.
Чешского музея», превратил его в печатный орган историков. Как секретарь Чешского общества наук Палацкий способствовал его переходу на национальные позиции. Палацкий вел большую работу по изданию документов и материалов. В 1840 г. он положил начало публикации «Чешский архив»5, который выходил вплоть до 1944 г. Однако главным делом его жизни явился труд «История чешского народа в Чехии и Моравии» 6, написанный по первоисточникам. В 1836 г. вышел на немецком языке первый том этого труда, на концепции которого сказывалось еще влияние просветительской идеологии. Чешская история показана в нем как результат взаимодействия германского и славянского начал. С 1848 г. он начал печататься на чешском языке. Чешское и немецкое издания не были идентичными. В чешском упор был сделан на моменты, важные для воспитания национального самосознания. Хронологически «История чешского народа» охватывала время начиная с древности до 1526 г., когда чешские земли вошли в состав монархии Габсбургов. Мировоззрение Палацкого формировалось под воздействием философии Канта и Гегеля. Движущей силой исторического процесса он считал борьбу противоположностей. От немецкого философа-просветителя Гердера Палацкий воспринял романтические представления о характере древней культуры славян. Знакомство с работами Ф. Гизо и О. Тьерри способствовало более углубленной разработке многих проблем отечественной истории. Опираясь на Зеленогорскую и Кралед-ворскую рукописи — подделки, созданные во втором десятилетии XIX в., в подлинность которых Палацкий, однако, твердо верил, он изобразил древних чехов как народ, у которого и после возникновения княжеской власти сохранились внутренняя свобода, исконная демократия и мирные отношения с соседями. В дальнейшем, считал он, демократическое славянское начало было вытеснено сословным немецким или католическим, привнесенным в страну немцами. Из борьбы против сословного немецкого начала родилось движение за свободу — гусизм. Палацкий определил его как «вершину чешской истории». Эпоху гусизма Палацкий поставил в центр периодизации чешской истории: древнее время — до гусизма; средние века — гусизм; новое время — послегуситский период порабощения чешского народа. Гусизм он рассматривал как проявление славянского демократического духа, чешской национальной идеи, как народное движение, в котором нашла выражение свобода мысли. В то же время Палацкий не смог понять социальную сущность гусизма, подчеркивая, особенно после 1848 г., лишь его национальную и религиозную стороны. Это проявилось в периодизации гуситского движения по крестовым походам против гуситов. Для своего времени «История чешского народа» явилась крупным научным достижением. Она сыграла значительную роль в подъеме национального движения и развитии чешской исторической науки. В этом труде история чехов впервые была показана как непрерывно развивающийся процесс. В нем собран обширный фактический материал, без которого не может обойтись современный исследователь. Труды Палацкого способствовали утверждению в историческом сознании чешского народа имен Гуса и Жижки как национальных героев. В то же время Палацкий старался показать, что исторический процесс раскрывается не в деятельности выдающихся личностей, а в деяниях народа. Его концепция получила широкое признание, так 5 Archiv cesky cili stare pisemne pamatky ceske a moravske, sebrane z archivu domacich i cizich. Praha, 1841 — 1872. D. 1—6. 6 Palacky F. Dejiny narodu ceskeno v Cecnach a v Morave. Praha, 1848—1876. D. I—V.
как отвечала задачам политической борьбы чешской буржуазии. Ученый отстаивал свою точку зрения в борьбе с реакционной немецкой историографией, принижавшей значение гусизма. Историческая мысль чешских радикальных демократов.Накануне революции 1848 г. в чешском национальном движении сформировалось радикально-демократическое течение. Его идеологи (Э. Арнольд, К. Сабина, Й. Фрич и др.) ратовали в первую очередь за социальные преобразования, выдвигая демократические лозунги. В обращении к историческому прошлому они видели возможность обосновать свои программные требования, разоблачить антинародную роль дворянства и нерешительную позицию либеральной буржуазии. В их работах наметилась тенденция осмыслить отечественную историю с демократических позиций. На Эмануэла Арнольда(1800—1869) сильное влияние оказали идеи утопического социализма. Он рассматривал современную ему революционную борьбу как часть общего прогрессивного исторического развития, а политическую активность крестьянских масс — как необходимое условие победы революции. Книгу «Деяния гуситов, изложенные с особым вниманием к Яну Жижке»7 Арнольд написал под непосредственным воздействием революционных событий. Он ставил в пример современникам выступление гуситов, называя его революцией, целью которой было, по его мнению, установление социального равенства, национальной свободы и республиканского строя. Главную силу таборитов он видел в крестьянстве и ввел в чешскую историографию термин «крестьянская война». Демократические идеи развивал Йозеф Фрич(1829—1890), один из организаторов Пражского восстания 1848 г. В связи с подъемом борьбы славянских народов за свои права в 60-е годы XIX в. он выступил в заграничных изданиях с серией статей о национально-освободительном движении в Австрийской империи. Это движение рассматривалось им как борьба порабощенных Габсбургами народов за демократию, за развитие национальной культуры и политическое самоопределение. Фрич подчеркивал значение революционных связей между народами для развертывания национально-освободительного движения. В 1867 г. в Париже он издал книгу «Богемия» 8 о жизни чешского народа. К радикально-демократическому течению принадлежал и Карел Сабина(1813—1877), чьи взгляды оформились под влиянием июльской революции 1830 г. во Франции и восстания 1830—1831 гг. в Польше. Творцом истории он признавал народ. Историческая наука, как и демократическая литература, писал Сабина, «должна пробуждать сознание людей, чтобы народ познал свои задачи и свою силу, чтобы он... не ошибся в средствах». В 70-е годы Сабина выступил с циклом статей в защиту Парижской Коммуны. Словацкая историография конца XVIII — первой трети XIX в.В обстановке социального и двойного национального гнета австрийских и венгерских правящих кругов, мадьяризации, с особой силой проводившейся с конца XVIII в., национальное движение словаков развивалось замедленными темпами. При неразвитости буржуазных отношений, отсутствии национального литературного языка ведущее место во взглядах словацких «будителей» и в первой трети XIX в. сохраняли просветительские идеи. «Будители» пытались увязать просветительскую идеологию с борьбой за национальные права. При этом важное значение придавалось истории как средству пробуждения патриотических настроений и фактору формирования национального самосознания. Романтизм в словацкой историографии.В 30-е годы XIX в. для патриотических кругов словацкой интеллигенции, усваивавших идеи романтизма, характерно стремление возвеличить славянские народы, доказать высокий уровень их развития, научно обосновать их исторические права на заселенные ими территории. Выдающимся представителем романтического направления в словацкой историографии был деятель словацкого и чеш- 1 Arnold Е. Deje Husitu s zvlaStnim vzhie-dem na Jana Zizku. Praha, 1848. 2 Friс I. V. La Bohemie. P., 1867.
ского национального возрождения Павел Йозеф Шафарик(1795—1861), близкий по своим взглядам к Палацкому. Работая с 1819 по 1833 г. в Нови Саде, он изучал рукописные памятники и печатные труды, хранившиеся в окрестных монастырях. Основываясь на трудах чешских просветителей и деятелей национального возрождения, русских и польских историков и филологов, Шафарик написал «Историю славянского языка и литературы на всех наречиях» 9, которая отличалась широтой охвата материала, проанализированного с помощью сравнительно-исторического метода. Автор доказывал индоевропейское происхождение славян и их заметный вклад в мировую культуру. В 1833 г. Шафарик переехал в Прагу, где написал двухтомный труд «Славянские древности» 10. Для освещения проблем происхождения славян, их расселения и начального этапа их истории он привлек в основном свидетельства античных авторов, западноевропейских хронистов, русских летописцев и фольклорный материал. Проведя сравнительно-исторический анализ названий, бытующих у славянских народов, Шафарик пришел к выводу, что славяне являются исконными обитателями Европы. С I тысячелетия н. э. начинал он историю славян, обосновывая мысль о том, что славянские народы вместе со своими соседями явились творцами европейской культуры, показал их вклад в мировую цивилизацию. Работа Шафарика была переведена на русский, польский и немецкий языки. Автора ее именовали «звездой первой величины в славяноведении». Своеобразным манифестом славянской взаимности стала книга Шафарика «Славянская этнография» п. Многие из поставленных Шафариком вопросов, прежде всего проблемы славянского этногенеза, продолжают быть актуальными и поныне. Чешская историческая наука в середине XIXв. Утверждение капиталистических отношений, упрочение в ходе промышленного переворота позиций чешской буржуазии в экономике, оживление национального движения способствовали интенсивному развитию историографии. Внутри нее существовали различные по политической направленности течения, что находило выражение в интерпретации событий прошлого и настоящего. В 60-е годы в чешских землях сложились более благоприятные условия для развития исторической науки. Кроме уже существовавших Чешского национального музея и Матицы чешской, в Праге в 1866 г. был образован Исторический кружок. Эти учреждения вместе с архивами Праги и Брно являлись важными центрами исторической науки. Исторические работы публиковались в «Журнале Чешского музея» и «Журнале Матицы моравской» («Иasopis Matice moravskй). Созданное в 50-е годы при Чешском национальном музее Археологическое общество выпускало специальный журнал «Археологические памятники» («Pamбtky archeologickй»). Историческая концепция В. В. Томека.После революции 1848—1849 гг. национальное движение в Чехии было на время подавлено. Духовная жизнь оказалась под контролем католической церкви. В этих условиях против романтической концепции Палацкого выступил Вацлав Владивой Томек(1818—1905), представитель консервативного направления чешской историографии второй половины XIX в. В начале своей научной деятельности Томек разделял большинство положений концепции Палацкого, но в 50-е годы перешел на сторону абсолютизма и реакции. С этого времени характер его взглядов стала определять апология династии Габсбургов и католической церкви. Томек отказался от рассмотрения гуситского движения как освободительной борьбы чешского народа и одного из главнейших периодов его истории. В противовес принятой большинством чешских историков оценке, он считал поражение чешских сословий в 1620 г., установление австрийского господства, потерю национальной независимости положительными моментами. Проводившаяся Габсбургами 9 Schaffarik P. I. Geschichte der slawischen Sprache und Literatur nach alien Mundarten. Often, 1856 (Budin, 1826). 10 Safarik P. J. Slovanske starozitnosti. Praha, 1837. D. 1—2. 11 Safarik P. J. Slovansky narodopis. Rraha, 1842.
контрреформация и, германизация трактовались им как приобщение чехов к более высокой немецкой культуре. Томек первым занялся изучением современного ему периода. Подготовленный им учебник по истории Австрийской монархии для гимназий в течение 30 лет считался лучшим и был переведен на немецкий, итальянский, венгерский и сербскохорватский языки. Несколько изданий выдержала его «История Чешского королевства» 12. В 1888 г. вышла работа Томека «Новейшая история Австрии» 13, в которой освещались события с 1526 по 1860 г. Расположив события синхронно, автор создал общую картину развития различных народов многонациональной империи Габсбургов. В конце XIX в. Томек стал активным участником полемики вокруг Краледворской и Зеленогорской рукописей, отстаивая их подлинность. Издательство Матицы чешской выпустило в 1855—1901 гг. его 13-томную «Историю города Праги» 14. В ней Томек, подробно остановившись на системе земельного, церковного и городского управления, попытался отразить политические события, показать развитие ремесленного производства, торговли, социальной и культурной жизни. Томек идеалистически трактовал исторический процесс. Для его работ характерны использование разнообразных источников, обширное их цитирование. Чрезмерная увлеченность источниками и доверие к ним, отсутствие обобщений вели Томека к фактографии и описательству. Либеральное направление в 60—70-е годы. Вусловиях национального подъема 60-х годов XIX в. определяющим в развитии чешской исторической мысли стало либеральное направление. Представителем его был Антонин Гиндели(1829—1892). Палацкий видел в нем продолжателя своего дела. Являясь директором Земского архива, Гиндели предпринял несколько крупных публикаций документов. Наиболее значительная из них — «Чешские сеймы» 15. Гиндели был автором больших работ по средневековой истории Чехии, написанных с позиций лояльности по отношению к династии Габсбургов. Он использовал новые документальные материалы, извлеченные из чешских и других европейских архивов. Широкую известность получила написанная Гиндели «История чешского восстания 1618 г.» 16. Обширный материал, введенный им в этой работе в научный оборот, во многом не утратил своего значения до сих пор. Гиндели углубил разработку либеральной концепции чешского сословного движения, признал правомерность антигабсбургской борьбы в начале XVII в. В духе Палацкого он осудил отказ сословий опереться на народные массы, вооружить народ, пойти на уступки городам, указал на ошибочный курс руководителей восстания, его организационную слабость. Поражение на Белой горе Гиндели рассматривал как национальную трагедию чехов. Первые работы социал-демократов.Во второй половине XIX в. появились первые работы чешских социал-демократов, затрагивавших историческую проблематику. С пропагандой марксистских взглядов выступил Йозеф Болеслав Пецка(1849— 1897). В ряде статей он осветил историю рабочей печати в чешских землях после 1849 г. с революционно-пролетарских позиций, вскрыл классовую направленность буржуазной прессы. Пецка настаивал на первостепенном значении социальных вопросов. Он писал о влиянии Парижской Коммуны на развитие международного рабочего движения, на процесс формирования революционных рабочих партий. Обращаясь к современности, он пытался интерпретировать события исходя из интересов пролетариата. 12 Tomek W. W. Dмje krбlovstvн иeskйho. Praha, 1850. 13 Tomek W. W. Novмjљн dмjepis Rakouskэ (od r. 1526 do r. 1860). Praha, 1888. 14 Tomek W. W. Dмjepis mмsta Prahy. Praha, 1855—1901. D. 1 — 13. 15 Snмmy иeskй od lйta 1526 aћ po naљi dobu. Praha, 1877. D. 1 (1526—1545). 16 Gindeli A. Dмjiny иeskйho povstбnн lйta 1618. Praha, 1870—1880. D. 1—4.
Раздел Историческая наука в начале XX века
|