КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Итальянская историография после национального объединения. Позитивизм в ИталииОбщественная мысль и историографияв начальный период Рисорджименто.Италия лишь в новое время стала единым государством. Борьба за национальное объединение и освобождение от австрийского владычества выдвинулась здесь на первый план в ряду исторических задач буржуазной революции и составила содержание целой эпохи (Рисорджименто), начавшейся в конце XVIII в. и охватившей почти столетие. Развитие итальянской общественной мысли и историографии в первой половине XIX в. происходило в тесной связи с идеологическими запросами национального движения. Пробуждение национального самосознания стимулировало активный интерес к историческому прошлому Италии как в академической среде, так и со стороны идеологов сложившихся в 30— 40-е годы XIX в. основных политических течений Рисорджименто — умеренного (либерального) и мелкобуржуазно-демократического. В отечественной истории общественная мысль искала ответ на вопрос, почему страна оказалась политически раздробленной и порабощенной иноземными захватчиками, обоснование необходимости национального объединения и аргументы в пользу того или иного пути к этой цели. Академическая историография первой половины XIX в. направляла свои усилия на изучение главным образом средневековья. Варварские завоевания, их влияние на судьбы Италии, роль папства в борьбе против Священной Римской империи, борьба итальянских городов с сеньорами и их превращение в независимые коммуны — вот проблемы, которым посвящают свои труды виднейшие историки того времени. Сильное воздействие на итальянскую историографию этого периода оказали идеи романтизма. Особой известностью в Италии пользовались труды Сисмонди, который посвятил ряд своих произведений итальянскому средневековью. В трактовке проблем средневековья итальянские историки начиная с 20-х годов XIX в. размежевались на два основных течения — «неогвельфов» и «гибеллинов». Расхождения между ними касались прежде всего оценки прошлой и настоящей роли папства1. Неогвельфы или, иначе, либерально-католическая школа, приписывали папству роль прогрессивной силы, способной возглавить дело национального объединения Италии. Взгляды неогвельфов стали важным элементом идеологической платформы умеренного крыла Рисорджименто, отражавшего интересы верхушки буржуазии и обуржуазившегося дворянства, и развивались такими видными историками-либералами, как В. Джоберти и Ч. Бальбо. Гибеллины стояли на более передовых политических позициях, считая папство реакционной, враждебной национальному единству силой. Но как те, так и другие не были в состоянии понять, что возможность и необходимость объединения Италии возникла лишь в определенных исторических условиях, которых в средние века не было. Проблемы истории нового времени еще не находили отражения в академической историографии. Но в мемуарной и публицистической литературе различных направлений немалое место уделялось оценке Французской буржуазной революции конца XVIII в., наполеоновских войн и французского господства в Италии, осмыслению опыта итальянского патриотического движения в период карбонады и освещению борьбы за национальную независимость народов других стран — США, Греции, Колумбии и т. д. Особенно острая идейная борьба шла вокруг сложных и противоречивых событий периода 1789—1815 гг. В условиях наступившей после 1815 г. реакции была чрезвычайно распростране- 1 Названия этих течений заимствованы из эпохи борьбы империи и папства (XI—XIII вв.), когда гвельфами называли себя сторонники пап, а гибеллинами — их противники.
на резко отрицательная оценка Великой французской революции и всего периода французского господства в Италии. С ней часто связывалась идеализация порядков, существовавших в итальянских государствах до 1789 г. Такую точку зрения отстаивал, например, Карло Ботта в своей работе полумемуарного характера «История Италии с 1789 по 1814 год» 2. Настроениям крепнувшей либеральной буржуазии была ближе другая позиция, нашедшая отражение в хронике Пьетро Коллетты «История Неаполитанского Королевства»3: враждебное отношение к революционным идеям и методам в сочетании с апологией буржуазных реформ периода наполеоновского господства в Италии. Лишь в произведениях идеологов сложившегося в 30-е годы демократического крыла итальянского Рисорджименто Французская революция нашла сочувственный отклик и известное понимание ее исторического места. Дж. Мадзини в своих ранних работах рассматривал Французскую революцию как великий исторический образец для Италии, высоко оценивая, в частности, деятельность Робеспьера и других якобинских вождей. Однако свойственное Мадзини непонимание роли крестьянства в итальянском национальном движении отрицательно отразилось на его выводах из исторического опыта якобинской диктатуры. Мадзини ставил в заслугу якобинцам прежде всего то, что они в труднейших условиях сумели отстоять национальную независимость Франции, но их аграрные преобразования пугали его своим радикализмом. На дальнейшее развитие историографии и исторической мысли в Италии оказали существенное влияние революции 1848—1849 гг. Исторические взгляды идеологов Рисорджименто в 50-е годы.На протяжении 50-х годов в Италии появилась огромная публицистическая литература, созданная современниками и участниками революционных событий и отразившая процесс осмысления исторического опыта революций 1848—1849 гг. различными течениями национального движения. Общей чертой всех работ о революции в Италии, созданных идеологами демократов — Дж. Мадзини, Дж. Феррари. К. Пизакане и др., являлась критике действий умеренных и Савойской династии. В остальном выводы этих авторов резко расходились между собой, что отражало усилившийся под влиянием событий 1848—1849 гг. процесс политической дифференциации в лагере итальянской мелкобуржуазной демократии. Революция 1848—1849 гг. заставила представителей демократического крыла Рисорджименто переосмыслить итоги и других революционных движений нового времени. Это относилось в особенности к Великой французской революции. События 1848—1851 гг. во Франции обнажили противоречия между буржуазией и пролетариатом как продукт развития тех общественных отношений, которые утвердились во Франции в результате революции конца XVIII в. Поэтому оценка итальянскими демократами 50-х годов истории Франции после этой революции во многом определялась их отношением к классовой борьбе и к социалистическим идеям своего времени. Во взглядах Джузеппе Мадзини(1805—1872) по этим вопросам наблюдался сдвиг вправо. Давно нараставшее у него враждебное отношение к социализму после революций 1848—1849 гг. заметно усилилось. Он рассматривал теперь Францию как общеевропейский рассадник «пагубных» социалистических идей, а Французскую революцию расценивал скорее как завершение предшествующей, чем начало новой исторической эпохи. Существенно изменилось отношение Мадзини к якобинцам и к революционному террору, который он раньше считал правомерным в чрезвычайных условиях 1793—1794 гг., а теперь изображал как ничем не оправданную жестокость. Иной была позиция Джузеппе Феррари(1811 — 1876). До 1848 г. из всех идеологов итальянской демократии он наиболее сочувственно относился к Французской революции. Под влиянием событий 1848— 1849 гг. Феррари, в отличие от Мадзини, 2 Botta С. Storia d'lt'alia dal 1789 al 1814. Parigi, 1824. V. 1—4. 3 Colletta P. Storia del Reame di Napoli dal 1734 sino al 1825. Capolago, 1834. V. 1—4.
эволюционировал в сторону утопического социализма и проявлял симпатии к различным течениям социалистической мысли so Франции. Он подчеркивал огромное значение революционных событий во Франции для судеб Италии и всей Европы. Однако Феррари не видел исторической обусловленности буржуазного содержания Великой французской революции. В его представлении она должна была привести к радикальному уравнительному переделу собственности в пользу бедняков, а поскольку эта цель не была достигнута — революция потерпела поражение. Так же расценивал итоги Великой французской революции Карло Пизакане(1818—1857), занимавший самую левую позицию среди идеологов демократического крыла Рисорджименто. В остальном отношение Пизакане и Феррари к Французской революции и ее наследию было различным. Пизакане в еще большей мере, чем Феррари, испытал после 1848—1849 гг. влияние утопического социализма и шел дальше в определении исторических задач революции конца XVIII в., видя их в упразднении частной собственности как таковой. С другой стороны, Пизакане отвергал (и чем дальше, тем более решительно) мысль о зависимости судеб итальянского национального движения от революционной инициативы Франции. Он давал одностороннюю, резко отрицательную оценку результатов французского господства в Италии в период наполеоновских войн. Умеренное течение Рисорджименто после революции 1848—1849 гг. сплотилось на платформе поддержки Савойской династии как объединителя Италии «сверху». В основных чертах трактовка революции 1848—1849 гг. идеологами умеренных выглядела следующим образом: в хронологические рамки этой революции включались и превозносились как ее высшее достижение либеральные реформы, проведенные в большинстве итальянских государств еще в 1846—1847 гг.; они выдавались за единственно верный путь осуществления идеалов Рисорджименто, с которого Италию совратили пагубный пример февральской революции 1848 г. во Франции и действия демократов; последние изображались как главные виновники поражения революции. Революция 1848—1849 гг. нанесла смертельный удар «неогвельфизму» как политической программе и исторической концепции. Вместе с неогвельфской школой сошел со сцены и ее антагонист — школа гибеллинов. Предмет их полемики был исчерпан опытом революции, убедительно показавшим враждебность папства делу национальной независимости и единства Италии. Новый этап в развитии итальянской историографии открылся после того, как на рубеже 50—60-х годов была в основном (а к 1870 г. окончательно) решена задача национального объединения Италии. Общие условия развития итальянской историографии после 1860 г.С созданием единого и независимого государства была завоевана важнейшая предпосылка победы в Италии капиталистических отношений. К власти пришло -умеренное крыло буржуазии, сумевшее одержать верх в борьбе за руководство национальным движением, в первую очередь потому, что демократическое течение не выдвинуло программы радикального аграрного переустройства и тем самым лишило себя поддержки крестьян. В итоге буржуазная революция в Италии осталась незавершенной, она не затронула системы полуфеодальных отношений в деревне. Старая землевладельческая аристократия не была ущемлена.. экономически, она сохранила . и сильные Политические позиции, а к началу 80-х годов окончательно оформился ее политический блок с верхушкой итальянской буржуазии. Незавершенность буржуазной революции наложила глубокий отпечаток на последующее историческое развитие Италии. Переплетение капиталистической и полуфеодальной эксплуатации придавало особенно мучительный характер развернувшейся ломке традиционных условий существования трудящегося населения и постоянно вызывало острые вспышки классовой борьбы в городе и деревне. Страх перед угрозой «снизу» сближал либеральную буржуазию с полуфеодальной аристократией, скреплял их политический союз и питал консервативные, антидемократические тенденции в политической жизни. Оказавшись не в состоянии довести до конца борьбу против феодального прош-
лого и разрешить возникавшую отсюда повышенную социальную напряженность, итальянская буржуазия почти сразу после завершения национальных войн Рисорджименто ринулась на путь внешней агрессии и колониальных авантюр. Но при этом она плохо рассчитывала свои силы и неизменно терпела неудачи, которые еще больше обостряли политическую обстановку в Италии. Такова была та общественная атмосфера, в которой протекало развитие итальянской историографии в последние десятилетия XIX в. Историческая наука после национального объединения. Позитивизм и «филологическая школа».Образование единого итальянского государства привело к значительному прогрессу в развитии исторической науки. В результате проведенной по всей стране реформы университетского образования впервые было широко поставлено преподавание истории и вспомогательных исторических дисциплин в высшей школе. Была создана общенациональная система государственных архивов. После 1860 г. стали возникать многочисленные общества по изучению отечественной истории, которые с 1879 г. созывали общенациональные съезды. В 1883 г. в Риме возник Итальянский исторический институт. Выходило множество общих и специальных исторических журналов: новая серия основанного в 1841 г. во Флоренции журнала «Итальянский исторический архив» («Archivio storico italiano»); «Итальянский исторический журнал» («Rivista storica italiana») —с 1884 г.; бюллетень Итальянского исторического института; периодические издания по археологии, древней истории, журнал по истории Ри-сорджименто и т. д. Повышение уровня исторических знаний дало стимул развитию библиографии. Началась публикация обширного документального материала по самым разнообразным вопросам. Существенное влияние на итальянскую историографию последних десятилетий XIX в. оказал позитивизм, пришедший на смену гегельянству после его расцвета в 60-е годы. В истории Италии только что закончилась целая эпоха и происходил пересмотр взглядов и концепций, порожденных ею. Успеху позитивизма здесь, как и в других странах, содействовал прогресс естественных наук, выдвинувший такие проблемы, которые не поддавались осмыслению с позиций откровенно идеалистической спекулятивной философии. В Италии, где в условиях конфликта между церковью и государством из-за «римского вопроса» особенно острый .характер приняла борьба за светскую культуру, позитивизм приобрел специфическую антиклерикальную направленность и в этом смысле сыграл прогрессивную роль. Апелляция позитивистов к «положительным фактам», к данным опыта в противовес абстрактным философским построениям обращалась против традиционных духовных авторитетов, и в первую очередь против доктрины воинствующего католицизма с ее догматом о непогрешимости папы. В области исторической науки позитивизм способствовал в Италии пересмотру преобладавших до того отрицательных оценок рационалистической философии XVIII в. и Французской революции. а также повороту к изучению социально-экономической истории 4. Методологию позитивизма приняла на вооружение так называемая филологическая школа, которая играла ведущую роль в итальянской академической историографии последней трети XIX в. Понятие «филология» в Италии, кроме общепринятого смысла, употребляется еще и для обозначения детального, опирающегося на методы различных специальных дисциплин анализа текстов с целью их точного истолкования. Отсюда и произошло наименование данной историографической школы, видевшей в таком анализе суть работы историка. Ее деятельность дала на первых порах положительные результаты в плане усовершенствования техники исторического исследования, улучшения качества публикации документов и т. д. Однако в дальнейшем все отчетливее выступала ограниченность этой школы, ее ориентация на разработку узких, частных тем, на накопление фактов без их серьезного аналитического осмысления. Специальные труды историков «филологической школы» были посвящены глав- 4 См.: Тольятти П.Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в.//Вопросы философии 1955. № 5. С. 69—70.
ным образом итальянскому средневековью, но в подходе к этой тематике (традиционной и для романтической историографии) они существенно отличались от своих предшественников стремлением развеять дымку патриотических легенд и оперировать лишь документально установленными фактами. Исследованием же сколько-нибудь близкого прошлого они почти не занимались ввиду очевидной невозможности выдержать по отношению к «современной истории» ту позицию политической нейтральности, которая, с их точки зрения, подобала ученому-историку в такой же мере, как и естествоиспытателю. Ученые, не принадлежавшие к «филологической школе», также работали преимущественно в области медиевистики, античной истории и т. д., а из проблем нового времени занимались лишь историей Рисорджименто. Изучение истории Рисорджименто.Еще до объединения Италии сложилась традиция изображать все предшествующее историческое развитие Апеннинского полуострова как движение к этой провиденциально предуказанной цели и искать корни национального единства в глубокой древности. Подобного рода представления продолжали бытовать и позднее. Но с образованием единого государства те стимулы, которые побуждали буржуазных идеологов и историков рассматривать прошлое страны как своего рода предысторию борьбы за национальное объединение, стали действовать значительно слабее. Возникла тенденция к общему пересмотру сложившейся в период Рисорджименто трактовки истории Италии. Ее отчетливо выразил историк Ф. Бертолини, который в 1876 г. заявил: «Сейчас уже больше ни к чему окружать историческую истину поэтическим ореолом, чтобы использовать ее как аргумент в политических демонстрациях»5. Эта переоценка ценностей в той мере, в какой она способствовала преодолению наивных патриотических легенд и представлений и более правильной исторической оценке прошлого, имела положительное значение. Так, например, борьба республиканских и олигархических тенденций в средневековых коммунах, борьба за сохранение коммунальных вольностей стала рассматриваться уже не просто как эпизод «национального сопротивления», а с учетом того отрицательного влияния, какое она оказывала на формирование предпосылок национального единства, поскольку задерживала преодоление партикуляризма и раздробленности. Что же касается историографии Рисорджименто в собственном смысле слова, то здесь пересмотр традиционных канонов определялся идеологическими запросами умеренного крыла буржуазии, вставшего у руля нового государства. Эпоху Рисорджименто историография первых лет после национального объединения начинала обычно с 1815 г. События «революционного трехлетия» (1796—1799) и период наполеоновского господства выносились за рамки Рисорджименто и рассматривались лишь как его подготовка. Затем появилась тенденция отодвигать истоки Рисорджименто еще дальше в прошлое — к периоду реформ «просвещенного абсолютизма» и деятельности итальянских просветителей (вторая половина XVIII в.), который изображался как явление целиком самобытное, не связанное с общественным развитием других стран. В конечном итоге все это вело к отрицанию связи между итальянским Рисорджименто и Французской революцией, к принижению либо игнорированию ее роли в активизации сил итальянского патриотического движения и к националистической трактовке всей истории Италии в новое время. В частности, сложилась и надолго закрепилась в историографии негативная оценка «революционного трехлетия» — одного из начальных этапов Рисорджименто, развернувшегося под непосредственным влиянием Французской революции. Итальянским республиканцам того времени («якобинцам»), которые не смогли преодолеть отрыва от народа и были раздавлены силами реакции, историки умеренного толка отказывали в каких бы то ни было патриотических заслугах, изображая их как одержимых «чужими» идеями слепых доктринеров и демагогов. Подобный 5 Цит. по кн.: Сгосе В. Storia della storio-grafia nel secolo decimonono. Bari, 1947. V. 2. P. 53.
взгляд на итальянское «якобинство» отражал и свойственную либерально-монархической историографии тенденцию преуменьшать роль демократического, революционного начала в Рисорджименто вообще. Усилиями официальной историографии все более настойчиво утверждалась концепция Рисорджименто как объединения «сверху», как «королевского завоевания». Этому способствовало исключительное обилие работ по истории Пьемонта и Савойской династии в XVIII—XIX вв. (Ф. Рикотти, Дж. Сиотто Пинтор, Н. Бьянки, Д. Карутти, Ф. Лемми, Д. Перреро, В. Берсецио и др.). О научном уровне большинства из них можно судить по книгам Бьянки, который, будучи директором государственного архива в Турине и имея неограниченный доступ к источникам, приводил (нередко в искаженном виде) лишь документы, рисовавшие политику Савойской династии в благоприятном свете, а свидетельства в пользу ее противников просто опускал. Ведущая в научном отношении школа итальянской историографии — «филологическая» — стояла в стороне от изучения истории Рисорджименто. «Филологи» старшего поколения (П. Виллари, Дж. Де Блазиис, Дж. Де Лева и др.) в 60-е годы активно пропагандировали с университетских кафедр и в печати тезис о давних исторических корнях итальянского единства, но не дали ни одной крупной работы о Рисорджименто в собственном смысле слова. Из младшего поколения «филологов» лишь К. Тиварони выступил с 9-томной «Критической историей Рисорджименто», которая охватывала период начиная с реформ «просвещенного абсолютизма»6. Тиварони был демократом по убеждениям и активным участником гари-бальдийского движения. Но в соответствии с установками «филологической школы» он старался избегать какой-либо оценки событий и дал в своем труде огромную массу сырого фактического материала, никак не обработанного и не обобщенного. В целом история Рисорджименто в последние десятилетия XIX в. еще не стала объектом глубокого научного исследования. Изучалась главным образом внешняя ее сторона — отдельные наиболее заметные события военного и дипломатического характера, заговоры, восстания, биографии видных деятелей патриотического движения. Расхождения между историками в трактовке этих вопросов в основном были не результатом различий в методологии, а продолжением политических разногласий периода самой борьбы за национальное единство. Мемуары и публикации документовпо истории Рисорджименто.Из источников по истории Рисорджименто во второй половине XIX в. публиковались прежде всего мемуары. Свои воспоминания оставили многие участники революции 1848— 1849 гг.— как умеренные, так и демократы Большей частью они были изданы еще в 50-е годы, но есть и публикации 70—90-х годов. В 1860 г. в Париже в обработке А. Дюма были опубликованы мемуары Дж. Гарибальди, освещавшие его деятельность от начала 30-х годов до падения Римской республики. Позднее (в 1874 г. Гарибальди выступил с воспоминаниями о походе «тысячи». Различные экспедиции Гарибальди нашли освещение и в мемуарах его соратников. Появилось немало публикаций эпистолярного наследия деятелей Рисорджименто (К.Кавур, М. Д'Адзельо, Дж. Кап-пони, Д. Манин, Ф. Д. Гуэррацци и др.) и первые многотомные издания, написанные ими (Мадзини, А. Саффи). Что касается публикации документов официального происхождения — в этом отношении было сделано еще немного и главным образом по свежим следам революции 1848— 1849 гг., а не после объединения Италии Зарождение историографии южного вопроса.Национальное объединение, не подкрепленное радикальным переворотом в аграрных отношениях, не ликвидировал: различий в уровнях социально-экономического развития отдельных областей Италии. Политика пришедшей к власти буржуазии, направленная на консервации: отсталости Юга и превращение его во «внутреннюю колонию» Севера, уже в первые десятилетия существования единой Италии привела к возникновению одной из самых острых проблем ее внутренней 6 Tivaroni С. Storia critica del Risorgimen-to italiano. Torino, 1888—1897. V. 1—9.
жизни — так называемого южного вопроса. Крестьянский Юг таил в себе угрозу - стхийного социального взрыва, который мог расшатать устои буржуазно-помещичьего государства. Эту опасность осознавали и в правящем лагере. Уже с 70-х годов стали появляться многочисленные :;боты, имевшие целью ответить на вопpoc, как изменить положение на Юге без ущерба интересам господствующих классов. Из написанных с подобных позиций исследований наиболее крупные принадлежали Л. Франкетти, С. Соннино, Дж. Фортунато. Сами буржуазные меридионалисты7 этого периода откровенно говорили о том, что побудило их заинтересоваться положением Юга. «Начинает становиться всеобщим то мнение,— писал Соннино,— что для эффективного противодействия социализму и коммунизму недостаточно показать теоретически, опираясь на доводы истории, разумность и полезность учреждений, составляющих основу современной цивилизации, но необходимо также специально исследовать, каковы изъяны нашего общества при его нынешней организации, каковы бедствия, которые оно порождает, каковы болезни, которых оно не излечивает, и какую часть тех и других можно было бы устранить, не затрагивая устоев» 8. Соннино и другие меридионалисты показали в своих работах глубокие социальные язвы Юга — всевластие крупного полуфеодального землевладения, бедственное, приниженное положение крестьянства, чудовищное распространение ростовщичества. Но они были далеки от понимания глубинных причин всех этих явлений и объясняли их в первую очередь «законами природы». Тем более они не были в состоянии предложить сколько-нибудь радикальное средство решения южной проблемы. Выход они видели в проведении реформ, имевших целью несколько облегчить положение крестьянства (приостановка раздела общинных земель, изменение налоговой системы и условии сельскохозяйственных контрактов, развитие сельскохозяйственного и поземельного кредита) и в конечном счете усилить в деревне зажиточную, «крепкую» прослойку, которая могла бы служить опорой существующему строю. Работы Соннино, Франкетти, Фортунато, в которых давалась яркая и во многом правдивая картина социально-экономических отношений южноитальянской деревни первых лет после национального объединения, положили начало обширной историографии южного вопроса, созданной в Италии в последующие десятилетия. Экспансионистские идеи в историографии.С конца 80-х годов усилилась колониальная экспансия Италии в Африке. В связи с этим в итальянской исторической литературе зазвучали новые мотивы и по-новому, в целях оправдания агрессии, стали использоваться некоторые старые идеи и концепции. Характерной в этом отношении явилась работа Альфредо Ориани(1852—1909) «Политическая борьба в Италии» (в 3 т.; 1892), от которой ведет начало целое направление в итальянской историографии. Поставив своей задачей исследовать «истоки современной борьбы», Ориани обратился к весьма отдаленному прошлому: его работа охватывала период от падения Римской империи (476) до 1887 г. В этом отношении он отнюдь не оригинален (как уже отмечалось, попытки искать корни политических проблем XIX в. в средневековье и даже в древности были в среде итальянских историков распространенным явлением). Не отличалась оригинальностью и его концепция Рисорджименто: относя истоки Рисорджименто далеко в глубь веков, Ориани рассматривал его историю как борьбу начал единства и федерализма и развивал этот тезис в чисто идеалистическом духе. Обращение к отдаленным эпохам истории Италии Ориани использовал прежде всего для того, чтобы обосновать «историческую необходимость» итальянской колониальной экспансии в современных ему условиях. В его интерпретации захват колоний, порабощение более слабых народов выглядели едва ли не главным двигателем исторического прогресса: «Если бы более 7 Меридионалисты (от итал. meridione — юг) — исследователи южного вопроса и поборники возрождения Юга. 8 Franchetti L., Sonnino S. La Sicilia. Ed. 2. Firenze. S. d. V. 2. P. 5.
цивилизованные народы не подчиняли себе постоянно народы более варварские, цивилизация никогда не развилась бы»,— заявлял он 9. Из рассуждений Ориани следовало, что процесс консолидации европейских народов в нации, развернувшийся после Французской революции, с «фатальной» неизбежностью повелевает им завоевать «варварские» народы... во имя европейской цивилизации. И Италия не должна отстать от других, к завоеванию Африки зовет вся ее предшествующая история, начиная с тех времен, когда вся африканская цивилизация находилась в орбите влияния древнего Рима: «Италия написала в Африке слишком много глав своей древней истории, чтобы не вернуться туда теперь в ходе завоевательной войны, которую столь активно возобновила Европа в начале нашего века» 10. Излагая свои колониалистские идеи под свежим впечатлением краха итальянской авантюры в Африке в 1887 г., Ориани резко критиковал правительственные круги Италии, считая, что они действовали слишком робко, нерешительно и непоследовательно. В сущности, он вел речь о том, что государство, возникшее в результате национального объединения Италии, не выдержало первого испытания в борьбе за создание «великой итальянской колониальной империи» по образцу древнего Рима. Кризис позитивистской историографии.Примерно к 90-м годам развивавшаяся на позитивистской основе итальянская историография вступила в полосу кризиса, что в наибольшей степени сказалось на судьбе «филологической школы». Беспроблемность, эмпиризм, фетишизация документов, анализ источников без последующего синтеза в тенденции были свойственны всей этой школе, но особенно младшим ее представителям (К. Чиполла, Э. Пайс и др.). Возведя в принцип отказ от оценки фактов, эти ученые не пытались определить их историческое место и значение и лишь скрупулезно описывали их. Суждения, высказывавшиеся историками о тех или иных личностях и их деятельности, все чаще основывались лишь на чисто моралистских критериях. Представители «филологической школы» начали открыто сомневаться в самой возможности познания исторического процесса. Так, Э. Пайс, занимаясь историей Древнего Рима, пришел к утвержден и:-что при наличном уровне знаний нельзя восстановить картину античной истории так как ученые располагают источниками сохранившимися в силу не своей объективной значимости, а чисто случайных обстоятельств. Знаменательно появление I 1891 г. статьи П. Виллари «Является а история наукой?», которая содержала, г существу, отрицательный ответ на эти вопрос. Кризисное состояние исторической науки стало настолько очевидным, что среды самих «филологов» зазвучали голоса, выражавшие неудовлетворенность создавшимся положением и известное разочарование в позитивизме. В 1898 г. В. Фьорини подверг резкой критике укоренившийся отрыв итальянских историков от жизни от жгучих проблем современности. В упомянутой статье П. Виллари проглядывало сомнение в применимости к истории «позитивного метода» естественных наук, который он сам горячо отстаивал раньше. Кризис позитивистской историограф; отражал начавшийся упадок влияния позитивизма в итальянской культуре в целом. Распространение марксизма. Антонис Лабриола и зарождение марксистской историографии.К концу XIX в. в Италии вышла на сцену новая общественная сила — политически организованное рабочее движение. В 1892 г. возникла Партия итальянских трудящихся (Итальянская социалистическая партия), основатели которой считали себя сторонниками научного социализма. К. Маркс как экономист был известен в итальянских академических кругах уже в 70-е годы. Тогда же связанная с Марксом и Энгельсом группа социалистов г. Лоди (Ломбардия) пыталась распостранять в Италии французское издание «Капитала». В связи с деятельностю І Интернационала в социалистических га- 9 Oriani A. La Iotta politica in Italia. Ed. 4. Bologna, 1939. V. 3. P. 396. 10 Oriani A. La Iotta politica in Italia. Ed. 4. V. 3. P. 404.
зетах печатались некоторые статьи и заявления Маркса и Энгельса, в одной из них началась (но не была закончена) публикация «Гражданской войны во Франции» Маркса. Однако в целом итальянское социалистическое движение развивалось в тот период преимущественно под влиянием идей Бакунина и еще не начало осваивать марксизм как теорию. В 80-е годы распространение марксизма в Италии значительно шагнуло вперед. Вышли в итальянском переводе важнейшие теоретические работы Маркса и Энгельса — «Развитие социализма от утопии к науке» (1883), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1885), первый том «Капитала» (1886), «Манифест Коммунистической партии» (1889). Однако то поколение социалистов, усилиями которого была создана ИСП, в процессе своего мировоззренческого формирования испытало сильное влияние позитивизма, отразившееся и на его представлениях об учении Маркса. ИСП пропагандировала марксизм в своеобразном позитивистском прочтении, характерным образчиком которого была работа Э. Ферри «Социализм и позитивная наука (Дарвин— Спенсер — Маркс)»11. При этом особенно вульгаризировалось и искажалось марксистское понимание истории. Общественное развитие изображалось как процесс, управляемый неукоснительно и автоматически действующими «естественными законами», фатально предопределенный эволюцией экономического базиса. На таком идейном фоне тем ярче выделялась фигура крупного теоретика-марксиста Антонио Лабриолы (1843—1904), зачинателя марксистской историографии в Италии. Лабриола — философ и историк, профессор Римского университета — пришел к марксизму на рубеже 80—90-х годов, тогда же он вступил в переписку с Энгельсом. Об интенсивности этой переписки, длившейся до самой смерти Энгельса, можно судить по тому, что публикация писем к нему Лабриолы составила целую книгу12 (из писем Энгельса к Лабриоле разысканы лишь три). Лабриола активно включился в начатую Энгельсом борьбу против вульгаризации материалистического понимания истории, его подмены «экономическим материализмом». Он подверг критике не только тенденцию упрощать характер связи между надстроечными явлениями и базисом или абсолютизировать роль последнего в историческом процессе, но и плюралистическую позитивистскую теорию «факторов» общественного развития. Теоретическим проблемам исторического материализма посвящены основные труды Лабриолы, известные под общим названием «Очерки материалистического понимания истории»13. В. И. Ленин в конце 90-х годов отозвался о них как о «превосходной книге», а позднее поставил работы Лабриолы на одно из первых мест среди произведений, рекомендуемых для ознакомления с философией марксизма14. В «Очерки...» вошли три отдельные работы: «В память о Манифесте Коммунистической партии» (1895), «Об истори- 11 Ferri Е. Socialismo е Scienza Positive (Darwin — Spencer — Marx). Roma, 1894.— Русск. пер.: Ферри Э. Социализм и позитивная наука. СПб., 1906. 12 Labriola A. Lettere a Engels. Roma, 1949.— Впервые опубликованы на русском языке: Лабриола А. Письма к Энгельсу//Под знаменем марксизма. 1924. № 1. 13 Labriola A. Saggi sul materialismo sto-rico. Roma, 1964.— Частичн. русск. пер.: Лабриола А. Очерки материалистического понимания истории. М., 1960. 14 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 2. С. 500; Т. 26. С. 88.
ческом материализме» (1896), «Беседы о социализме и философии» (1897). Четвертый очерк, не законченный Лабриолой, был опубликован посмертно под названием «На рубеже двух столетий» 15. Но прежде всего Лабриола пропагандировал марксистскую историческую концепцию в своих университетских курсах, отводя в них значительное место вопросам методологии, или, как тогда называли, философии истории. Одну из лекций курса по философии истории в 1902/03 учебном году Лабриола специально посвятил ответу на вопрос, поставленный П. Виллари: является ли история наукой? Он доказывал, что прогресс вспомогательных исторических дисциплин привел к выработке научных приемов изыскания в области истории, которые, однако, могут открыть путь к действительному познанию лишь в том случае, если исследователь будет вооружен ясным пониманием основных закономерностей развития изучаемых событий 16. Подчеркивая значение методологии исторического исследования, призывая вырабатывать осмысленный, озаренный светом передовой теории подход к историческому материалу, Лабриола рушил насаждавшееся позитивистской историографией представление, будто можно писать историю, не имея вообще никакой методологии и стоя «над партиями». «Нет такого историка,— писал он,— который мог бы считаться совершенно беспристрастным, ибо, чтобы быть таковым, он должен был бы встать вне всех точек зрения,— а это так же невозможно для нормального интеллекта, как и для нормального глаза» 17. Ряд курсов Лабриола посвятил отдельным узловым проблемам итальянской и всемирной истории. Он обращался в своих лекциях к истории первобытного общества, анализу происхождения итальянской буржуазии, истории социалистических идей от Бабёфа до I Интернационала, к Великой французской революции (последней теме Лабриола занимался специально и неоднократно возвращался к ней). Лабриола первым в Италии наметил марксистский подход к пониманию Рисорджименто, рассматривая борьбу за национальное единство как часть истории новог: времени, порождение «буржуазного века начало которого ознаменовано промышленным переворотом в Англии, Французской революцией и Войной за независимость в США. Подчеркивая буржуазный характер движения Рисорджименто, он резко критиковал попытки официальной историографии вывести единство Италии из отдаленного прошлого. В то же время Лабриола предостерегал от механического отождествления эпохи Рисорджименто с эпохой существования итальянской буржуазии, отмечая, что последняя существует уже в течение нескольких столетий, но пережила в своем развитии период дательного упадка, продолжавшийся с кони; XVI в. до Французской революции. Он высказывал и мысль о том, что путь объединения Италии не был идентичен германскому, отличаясь более демократии характером. Французскую революцию конца XVIII в. Лабриола считал событием вся мирно-исторического значения, важнейшим рубежом, обозначившим (во всяком случае, для передовых стран) начало и беральной эры», т. е. истории нового времени. В истории революции, как о том свидетельствует статья, написанная Лабриолой к столетию взятия Бастилии, его привлекали прежде всего действия народных «низов». Именно увенчавшееся штурмом Бастилии народное движение, подчеркивал он, составляет «революцию в собственном смысле слова, которая не позволила заседавшему в Версале собрание выродиться в ученую говорильню» 18. Лабриола дал образцы марксистсксго подхода к изучению истории идей, исследуя философию того или иного мыслителя на широком историческом фоне, исходя из строгого учета условий породившей ее 15 Labriola A. Saggi intorno alia concezione materialistica della storia. IV. Da un secolo all' altro. Considerazioni retrospettive e presagi. Ricostruzione di L. Dal Pane. Bologna, 1925. 16 См.: Labriola A. Scritti varii di filosofia e politica raccolti e pubblicati da B. Croce. Bari, 1906, P. 234. 17 Labriola A. Scritti varii di filosofia e politica raccolti e pubblicati da B. Croce. P. 234. 18 Labriola A. Scritti varii di filos:r. e politica raccolti e pubblicati da B. Croce. P. 338.
эпохи во всем их сложном взаимодействии. Пример тому — его курс, посвященный памяти Джордано Бруно (1900), где Лабриорипоставил своей задачей «...обрисовать такой исторический момент, когда великий конфликт общественных сил и течений превращается в конфликт идей и тенденций, и этот конфликт, т. е. борьба, вовлекает в свою орбиту людей, общественные системы, политические формы...»19, и показал, что трагедия Бруно связана с трагедией более крупного плана — упадком Италии. Свой главный долг социалиста в такой сравнительно отсталой стране, как Италия конца XIX в., Лабриола видел в теоретической работе, раскрывающей историческую необходимость «грядущей, но не очень близкой пролетарской революции». Он стремился дать строго марксистское объяснение истории, вопрос же о возможности активного, революционно-преобразующего исторического действия не занимал его, не был для него актуальным. Присущую Лабриоле известную созерцательность в подходе к истории П. Тольятти назвал «тенью объективного фатализма». Но эта особенность взглядов Лабриолы, коренящаяся в условиях его деятельности, не имеет ничего общего с фатализмом вульгарного «экономического» толка, против которого он вел неустанную борьбу. Как историк-марксист Лабриола не нашел среди своих современников в Италии достойных продолжателей, что было связано с общей теоретической слабостью итальянского социалистического движения. Тем не менее идеи марксизма начиная с 90-х годов все шире проникали в сферу профессионального исторического знания. Их влияние проявлялось в попытках некоторых исследователей заимствовать элементы марксистской методологии, в обращении к нетрадиционным для буржуазной историографии сюжетам (социально-экономическая история, история классовой борьбы). Эти тенденции в развитии итальянской историографии раскроются в полной мере уже в новом столетии.
Глава 8
|