КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Германская историография: неоранкеанство и упадок позитивизмаИмпериализм и немецкая историческая наука.Конец XIX в. ознаменован окончанием «мирного» периода развития капитализма и вступлением его в новую, империалистическую стадию. В начале XX в. в Германии были монополизированы важнейшие отрасли промышленности. Началось сращивание немецких банков с промышленными картелями и формирование на этой основе финансовой олигархии. Ранее, чем в других странах, в Германии стали проявляться государственно-монополистические тенденции. Уже в начале XX в. железные дороги и 40 % угольных залежей принадлежали государству, поэтому оно само выступало в роли предпринимателя и тесно сотрудничало с монополиями. В итоге быстрого экономического развития Германия стала второй промышленной державой мира после США. Она стремилась расширить сферы влияния и захватить новые колонии. Но мир уже был поделен между старыми европейскими державами, и осуществить это можно было только путем его передела, что и предопределило особую агрессивность германского империализма. Обострение противоречий капиталистической экономики, усиление классовой борьбы, замена свободной конкуренции господством монополистического капитала — все это вызывало серьезные сдвиги в буржуазной идеологии. В Германии эти общие для мирового империализма процессы развивались при наличии все еще нерешенных задач буржуазного развития, поскольку господствующее положение у руля власти занимало прусское юнкерство. Оптимизм буржуазных исторических концепций, который начал улетучиваться
уже после 1848 г., к началу XX в. у наиболее дальновидных и проницательных мыслителей уступает место чувству глубокой тревоги. Ощущение социального кризиса буржуазного общества ярко и образно выразил философ Ф. Ницше: «Распадение, следовательно, неопределенность свойственны этому времени: нет ничего, что бы стояло на ногах крепко, с суровой верой в себя; живут для завтрашнего дня, ибо послезавтра сомнительно. Все на нашем пути скользко и опасно, и при этом лед, который нас еще держит, стал таким тонким; все мы чувствуем теплое и грозящее дыхание оттепели — там, где мы ступаем, скоро будет нельзя пройти никому!»1. В германской исторической науке резко усилился такой подход к историческому процессу, при котором усиленным нападкам подвергалась идея объективной закономерности. Обострившийся с начала XX в. интерес к соотношению и специфике естественных и гуманитарных наук был связан с разрывом между точными методами естествознания и традиционными методами общественных наук. Поэтому среди историков усилилось убеждение, особенно в связи с явным кризисом позитивизма, что человеческое общество невозможно изучать точными методами, подобными методам естествознания. Усиление антипозитивистской ориентации, уходившей своими корнями в идеалистический историзм романтиков, особенно проявилось в Германии в ходе методологической дискуссии 90-х годов. Теоретические поиски выявили противоречия и в самом развитии исторической науки. Значительный прогресс в накоплении исторических знаний, дальнейшая дифференциация областей исследования, обнаружение все новых фактов, которые не поддавались обобщению на базе традиционных методов, приводили к сомнению в способности историков дать достоверное и объективное научное знание. В немецких университетах царили консерватизм и конформизм. Этому способствовало и то, что профессора принадлежали к наиболее высокооплачиваемой прослойке университетской интеллигенции и резко противились планам социальных реформ и демократизации образования, большинство из них одобрило принятый в 1898 г. в Пруссии закон о запрещении социал-демократам преподавать в университетах империи. В 21 немецком университете на философских факультетах существовали самостоятельные исторические семинары, обычно имевшие отделения по древней, средневековой и новой истории. В некоторых университетах при семинарах были созданы также специальные отделения социальной истории или отделения истории культуры. Возросло количество исторической периодики. С 1898 г. начал издаваться весьма широкий по охвату проблем «Исторический квартальник» («Historisches Vierteljahrschrнft»), с 1903 г.— «Квартальник социально-экономической истории» («Vierteljahresschrift fur Sozial- und Wirtschaftsgeschichte»). Продолжало расширяться издание источников по традиционнoй средневековой тематике, больше стало издаваться материалов по истории нового времени, наиболее значительными серийными публикациями которых являлись исследования и документы по истории Пруссии — «Acta Borussica» и «Политическая корреспонденция Фридриха II». В этот период были опубликованы важные источники по истории революции 1848—1849 гг., среди них — переписка прусского короля Фридриха Вильгельма IV с лидером либералов Л. Кампгаузеноу (1906), трехтомное издание бумаг из архива самого Кампгаузена (1915), были выявлены и описаны основные архивные фонды, появилось множество многотомных библиографий исторических публикаций. Из источников по второй половине XIX в. наиболее интересной была публикация четырнадцати томов речей и выступлений Бисмарка. Шаг вперед был сделан в организации исторической науки. В апреле 1895 г. на третьем съезде немецких историков во Франкфурте-на-Майне была создана общегерманская организация — Союз немецких историков. Еще двумя годами ранее в Мюнхене состоялась первая встреча, 1 Ницше Ф. Поли. собр. соч. М.. 1910. Т. 9. С. 43.
поводом к которой послужили проекты реформы преподавания истории. Инициатором реформы выступил сам кайзер Вильгельм, потребовавший «энергичного противодействия распространению социалистических и коммунистических идей»2. Выступление императора означало открытое требование превратить историю в орудие политики и пропаганды, что вызвало протест южногерманских либеральных ученых, решивших организовать историков для борьбы за сохранив традиционной автономии университетов. Видную роль среди инициаторов встречи играл мюнхенский профессор Людвиг Квидде (1858—1941). Годом позднее прогремела на всю Германию его знаменитая сатира на стиль правления неуравновешенного кайзера «Калигула», за которую он был подвергнут подлинному остракизму со стороны большинства немецких историков. Либерально-антипрусский характер первых съездов, в которых почти не участвовали берлинцы, был очевиден. Но уже тогда в деятельности Союза проявилась тенденция, постепенно выдвинувшая на первый план идею «великогерманской культурной общности» как выражение экспансионистских планов немецкого империализма. Съезды Союза историков (всего до первой мировой войны их состоялось тринадцать) постепенно утратили полемический характер, на них стали преобладать бесцветные и сугубо академические доклады, интересные только узкому кругу специалистов. В то же время страсбургский съезд 1909 г. и венский съезд 1913 г. имели демонстративно политический характер. Первый, который проходил в отторгнутом у Франции Страсбурге, прославлял «немецкий национальный героизм» и военное могущество Германии. Второй, получивший в прессе название «великогерманского», символизировал нерушимость австро-германского союза. Доклады венского съезда пестрели антианглийскими и особенно антиславянскими выпадами и ратовали за усиление военной мощи Австрии и Германии. Начавшись с либерального протеста против государственного вмешательства в науку и преподавание, за двадцать лет съезды историков кайзеровской Германии (в Союз входили также австрийские и немецкоязычные швейцарские историки) превратились в националистически-конформистские собрания, участники которых стремились прежде всего подчеркнуть «национально-патриотический» долг ученых перед фатерландом. Пангерманская историография.В основе пангерманской идеологии лежали социальный дарвинизм, геополитика и расовая теория. На этих трех китах покоилась и пангерманская историография, представителями которой выступали публицисты, лица свободных профессий, учителя гимназий. Но решающее влияние имели маститые университетские профессора — члены Пангерманского союза Д. Шефер, Г. фон Белов и др. Они идеализировали историю германской нации, апологетизировали Гогенцоллернов и пруссачество, выступали не только против рабочего движения и марксизма, но и против либерально-буржуазной идеологии, позитивистского и социологического подхода к истории. В центре их интересов находилось государство силы, а сами их исследования отличались явным креном в сторону политико-дипломатической истории. Пангерманские профессора вырабатывали принципиальные теоретические основы исторической концепции, которую затем в огрубленной и доступной форме рьяно пропагандировали публицисты и журналисты. Георг фон Белов(1858—1927) происходил из восточнопрусского юнкерства, в 33 года он — профессор Мюнстерского университета. С 1905 г. он работал во Фрейбурге, где стал одним из ведущих специалистов по социально-экономической и правовой истории средневековья. Главное содержание исторического процесса для Белова составляли уникальные и неповторимые явления, поэтому он был наиболее активным противником концепции Лампрехта и экономизма Шмоллера. Белов всегда придерживался концепции примата государства над обществом и политики над экономикой. Идеи прогресса и исторической закономерности являлись для него не более чем «нелепыми 2 Verhandlungen uber Fragen des huheren Unterrichts. Berlin, 1891. S. 71—72.
предрассудками». Исходя из этого, Белов понимал феодализм как чисто политическое явление, сущностью которого являлись «отчуждение верховной власти и самостоятельность местных властей». Решительно выступал он и против периодизации истории по экономическому принципу, причем правильно отмечал, что системы Бюхера, Хильдебранда и Шмоллера страдают схематичностью и выделяют различные экономические типы не по главным экономическим особенностям, а по внешнему показателю — характеру обмена. Но из этой во многом справедливой критики Белов делал неправомерный принципиальный вывод о невозможности основанной на экономических критериях периодизации вообще. Самым авторитетным пангерманским историком являлся Дитрих Шефер(1845— 1929), книги которого «Всемирная история нового времени» (1907) и «Немецкая история» (1910) вместе с «Немецкой историей» председателя Пангерманского союза Г. Класа явились классическими образцами и квинтэссенцией пангерманской историографии. В отличие от Белова Шефер происходил из пролетарских слоев, его отец был бре-менским портовым рабочим. Шефер был общепризнан как видный ученик Трейчке и продолжатель его идейно-политического наследия. Он активно выступал за строительство военно-морского флота, видя в этом главное орудие успешной борьбы против Великобритании. Будучи самым крупным немецким специалистом по истории Скандинавии и Ганзы, Шефер использовал свои богатые познания в морской истории для настойчивой пропаганды в пользу флота и прочел для этого цикл популярных лекций, выпущенных отдельным изданием под заглавием «Германия, на моря!» (1897). Шефер подчеркивал, что растущая немецкая внешняя торговля нуждается в защите сильного военного флота, из-за отсутствия которого в свое время и произошло резкое ослабление Ганзейского союза. Лихорадочная деятельность Шефера в баденском отделении Флотского союза принесла ему заслуженное прозвище «флотский Шефер» (игра слов: Шефер означает по-немецки «пастух»). В 1903 г. военно-морское ведомство по инициативе адмирала Тирпица сочло необходимым выпустить популярную всемирную историю и обратилось к Шеферу с предложением написать такую книгу. Формально Шефер отказался от прямо служебного заказа, но через четыре года опубликовал «Всемирную историю» именно в желаемом военщиной духе. То же самое произошло и в 1907 г., когда Пангерманский союз предложил Шеферу создать популярную немецкую историю. Книги пользовались большим успехом: так до войны «Всемирная история» вышла шестью изданиями, «Немецкая история» — четырьмя. В них автор категорически выступал против выдвижения на первый план экономических или социально-политических явлений. Он считал, что история является прежде всего политической наукой, задача которой помочь утверждению Германской империи на мировой арене в качестве сильнейшей ведущей державы. В центре немецкой истории для Шефера находилась Пруссия, а в центре всемирной — Германия. Превознося национальное объединение Германии как выполнение исторической миссии Пруссии, Шефер высказывал многочисленные откровенно антифранцузские и антиавстрийские положения. Обе книги были крайне реакционными по своему духу. Шефер утверждал, что революция 1848 г. не только не принесла никакой пользы, но, напротив, явилась таким пагубным этапом немецкой истории, что отрицательные последствия этого сказываются и в начале XX в. Гонку вооружений Шефер оправдывал геополитическими мотивами, утверждая, что Германия окружена со всех сторон врагами и должна непрестанно вооружаться для самосохранения и самоутверждения. С этим был связан и его вывод о необходимости сохранения единства немецкой нации. Шефер, хотя и был ярым противником социал-демократии, все-таки выступал против планов принятия нового «исключительного закона», так как опасался в этом случае нарастания социальных противоречий. Он считал, что рабочих также следует заинтересовать в дальнейшем существовании сильной Германской империи и в приобретении новых заморских колоний.
Произведения г. Класа «Немецкая история» (1909) и «Если бы я был кайзером» (1912), опубликованные под псевдонимами, были пропитаны открыто расистским духом, ядом антисемитизма и антидемократизма. Клас требовал развертывания экспансии на Восток, ратовал за установление в Германии диктаторского режима, за отмену всеобщего избирательного права, принятие нового исключительного закона против социал-демократической партии, высылку ее руководителей и депутатов в рейхстаге за границу, запрещение всей оппозиционной печати. Книги Класа, проникнутые ненавистью к другим народам, требующие широких территориальных приобретений в Европе и создания обширной колониальной империи, являлись по сути дела изложением официальной программы Пангерманского союза. Консервативное направление.В конце XIX в, в немецкой исторической науке на ведущее место выдвинулось неоранкеан-ство, сменившее откровенно политическую и тенденциозную малогерманскую школу. Неоранкеанство в теоретико-методологическом плане было едино, но в политическом аспекте делилось на два направления: консервативное и умеренно-либеральное. Ведущими представителями консервативного направления неоранкеанцев были Макс Ленц(1850—1932), Эрих Маркс(1861 — 1938), Феликс Рахфаль(1867— 1925). В теоретико-методологическом отношении неоранкеанцев объединял идеал объективности исторического познания, апостолом которого представал Ранке. Критерием объективности для них выступала беспристрастность в рассмотрении прошлого, что могло быть достигнуто только путем чисто эмпирического исследования на основе первоисточников. Но и неоран-кеанцы понимали явную утопичность требования абсолютно беспристрастного подхода к истории, поэтому рассматривали объективность как желаемый, но практически никогда полностью не осуществимый идеал. В центре концепции консервативных неоранкеанцев находилось государство как индивидуальное неповторимое явление истории. В обстановке нарастания межимпериалистических противоречий они усилили высказанную Ранке идею примата внешней политики над внутренней и утверждали, что весь ход мировой истории определяется неизбежной борьбой за гегемонию между великими державами. Из такой позиции вытекало и отношение консерваторов к социальной проблеме ирабочему движению в Германии. Они стремились убедить читателей, что сразвитием капитализма и началом мировой экспансии национальная идея вытесняет социальную проблему, а тем самым время революций для Германии окончательно ушло в прошлое. Хотя подъем рабочего движения и усиление социал-демократии в определенной мере беспокоили консерваторов, они не могли предложить какого-либо практического решения социального вопроса и постоянно колебались между политикой кнута и пряника, курсом жестких репрессий или социальных уступок. Движущей силой истории консервативные ученые считали идеи, без которых, как подчеркивал Ленц, не может быть ничего постоянного, поскольку только идеи указывают направление исторического развития, формулируют его законы и создают жизнь. Главным стержнем немецкой истории была для Ленца протестантская религия, которая определяла содержание и направление ее развития от Лютера и Реформации через деятельность прусских курфюрстов и королей, через прусские реформы начала XIX в. к Бисмарку и созданию Германской империи на духовном фундаменте лютеранства. «Древнейшее и вечно развивающееся» взаимопереплетение политики и истории Ленц изобразил в своей книге «От Лютера до Бисмарка» (1910), а Э. Маркс в работах, посвященных вождю французских гугенотов адмиралу Колиньи, английской королеве Елизавете и испанскому королю Филиппу II. В сочинениях Ленца и Э. Маркса красной нитью проходила идея необходимости синтеза «силы и духа». Первую воплощало государство, второй — лютеранская религия и культура. Пятитомная «История Берлинского университета» (1910—1918) Ленца ставила своей целью доказать, что прусское государство и немецкая культура
неразрывно связаны между собой в одно гармоничное целое. Мощное государство во главе с сильной личностью казалось консервативным историкам надежным барьером против демократизации политической системы и общественной жизни в Германской империи. Ленц проводил прямую аналогию между Великой крестьянской войной, которая стремилась к «разрушению государства и установлению анархии», и революционными тенденциями социал-демократии. Его позицию характеризовал девиз «Там, где есть сила, там царит мир!». Э. Маркс выражал надежду, что как во времена Фридриха II и Бисмарка, так и теперь появится новый гений, который поведет за собой единую Германию и победоносно справится со всеми внешними врагами. В 1901 г. вышла книга ученика Ленца, фрейбургского историка Рахфаля «Германия, король Фридрих Вильгельм IV и мартовская революция в Берлине». Она была наиболее последовательным развитием тех идей, которые в 1898 г. высказали Ленц и Э. Маркс в юбилейных статьях о революции. К этому времени в немецкой буржуазной историографии почти не было посвященных революции исследований, поскольку в ней укоренилось представление о мартовской революции в Берлине как о заговоре иностранных агентов из Франции и Польши, который не заслуживает научных изысканий. Рахфаль также отдал этому дань, упоминая об «иностранных эмиссарах» в Берлине, но в стиле показной объективности призвал не преувеличивать значения их агитации. Ленц, Маркс и Рахфаль рассматривали берлинскую революцию более трезво, нежели их предшественники. Они оценивали революцию как выражение стремления буржуазии к политической власти и указывали, что Франкфуртский парламент и берлинские повстанцы имели перед собой одну и ту же историческую задачу. Консерваторы даже соглашались с тем, что самыми последовательными борцами за свободу и национальное объединение Германии выступали радикально-демократические круги и мелкобуржуазные республиканцы. Но общая их концепция сводилась к тому, что мартовская революция в Берлине была крайне негативным событием в истории Пруссии и династии Гогенцоллернов. К тому же революция противоречила концепции консерваторов о том, что, в противоположность французской, немецкая история развивается не революционным. а преемственно-эволюционным путем, в котором они видели образцовую предпосылку подлинного исторического прогресса. Чтобы привести в соответствие свою концепцию и реальную историю, консерваторы подвергли пересмотру политику прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Они объясняли противоречивую политику Пруссии в период революции не личными слабостями или реакционными политическими целями короля, а поставили ее во взаимосвязь с расстановкой сил на европейской арене, чтобы таким образом еще раз обосновать ранкеанский тезис о примате внешней политики. Малогермаиская школа довольно резко осуждала короля за безволие и уступки революционному движению. Консервативные неоранкеанцы, наоборот, находили в них высшее проявление государственного разума, стремление сплотить все силы и слои Пруссии под знаменем национального объединения Германии. Именно поэтому король приказал вывести свои уже близкие к победе войска из столицы, чтобы восстановить в Пруссии гражданский мир и сотрудничество. Однако осуществить объединение страны Пруссия тогда не смогла из-за непреодолимого противодействия Австрии, России и мелких государств юго-западной Германии. Нужно было бы быть Фридрихом Великим или Бисмарком, демагогически утверждали консерваторы, чтоб в таких неблагоприятных условиях решиться на активные действия по национальному объединению. Историческую роль революции для немецкой истории консерваторы видели лишь в том, что она якобы наглядно доказала невозможность объединения Германии путем демократической революции снизу и оставила единственную реальную возможность — объединить Германию сверху. На деле объективистский подход неоранкеанцев оборачивался апологетикой Бисмарка и Германской империи, а также того социально-политического компромисса, который заключила немецкая буржуазия с прусской короной и юнкерством.
Либеральное направление. В теоретико-методологическом отношении либеральные историки в основном также стояли на позициях неоранкеанства. Разделяли они с консерваторами и убеждение в необходимости активной внешнеполитической и экономической экспансии империалистической Германии. Разногласия с консерваторами начинались, когда речь шла о проблемах внутренней политики, об отношении к рабочему движению и проблеме парламентаризации государственного устройства империи. Активно на этом поприще действовал гейдельбергский профессор Герман Онкен (1869—1945), первым среди немецких университетских профессоров обратившийся к истории немецкого рабочего движения в обширной биографии Ф. Лассаля (1904). Сфера научных интересов Онкена охватывала международные проблемы второй половины XIX в., историю дипломатии и историю Великобритании и США, к которым он стал проявлять повышенный интерес после чтения курса лекций в Чикагском университете в 1905—1906 гг. Основная форма сочинений Онкена — это историко-политические эссе и биографии. В книге о Лассале Онкен изобразил его крупным и оригинальным мыслителем, твердо стоявшим на почве реалистического «национального социализма» с опорой на государство в отличие от якобы химерических идей Карла Маркса о мировой пролетарской революции. Преклонение Лассаля перед государством особенно привлекало внимание Онкена, главный вывод которого гласил, что преждевременная смерть Лассаля унесла вместе с ним и шансы на быструю национальную интеграцию рабочего класса в капиталистическую общественную систему Германии. В отличие от популярно написанной биографии Лассаля, другое крупное довоенное произведение Онкена «Рудольф фон Беннигсен» (1910) основывалось на привлечении ранее неизвестного круга источников из архива этого видного представителя немецкого национал-либерализма, предоставленного в распоряжение автора семьей покойного Беннигсена. Онкен чрезвычайно высоко оценивал деятельность Беннигсена после 1866 г., когда немецкие либералы под его руководством повернули к союзу с Бисмарком, что в глазах Онкена было одновременно и переходом на почву реальной политики вместо догматической приверженности устаревшим принципам. Своей книгой он стремился сгладить межпартийные противоречия в империи и подчеркнуть целесообразность отказа в случае изменения' политической ситуации от прежних принципов и традиций. Именно тяготение немецкого либерализма к абстрактным принципам и устаревшим догмам, указывал Онкен, во многом обусловило его ослабление и упадок политического влияния с середины XIX в. Профессор Берлинского университета Ганс Дельбрюк (1848—1929) занимался историей военного искусства. Такой интерес пробудился у Дельбрюка уже в начале его научной деятельности, когда ему было поручено обработать архив Гнейзенау, на материалах которого он и опубликовал большой труд—«Жизнь графа Н. Ф. Гнейзенау» (1882). Дельбрюк постоянно проявлял большой интерес к политике и в течение тридцати лет издавал один из наиболее престижных и влиятельных журналов Германии — «Прусские ежегодники» («Preußische Jahrbücher»), где помещал свои ежемесячные политические обзоры. Лейтмотивом обзоров была идея соединения «силы и культуры», пропаганда «национального идеализма, но не национального фанатизма, государственного мировоззрения вместо мировоззрения .партийного» 3. Дельбрюк разделял концепцию примата внешней политики, но полагал, что 3 Delbrück Н. Krieg und Politik 1914—1916. Berlin, 1918. S. 3.
Германия должна стремиться не к установлению своей гегемонии, а к сохранению и поддержанию равновесия великих европейских держав. Фактически это означало скрытое оправдание агрессивного курса Германии, поскольку, по утверждению Дельбрюка, такое равновесие оказалось нарушенным Англией, Францией и Россией, поэтому Германия вынуждена стремиться к восстановлению прежнего равновесия. Главным трудом Дельбрюка была четырехтомная фундаментальная «История военного искусства в рамках политической истории» (1900—-1920), в которой он стремился показать социальную подоплеку военно-политических событий и связь состояния вооруженных сил и тактики с внутренним состоянием государства и общества. До появления труда Дельбрюка доминировали апологетические и поверхностные сочинения, прославлявшие воинский дух и выдвигавшие на первый план подробные описания битв и походов. Дельбрюк же показывал войны не сами по себе, а как определенную функцию и выражение политики государства в условиях соответствующей исторической эпохи, обусловливавшей характер и способы ведения войн, Большое влияние на взгляды Дельбрюка оказала диалектика Гегеля, и его историческая концепция покоилась на идее борьбы противоположностей или, по его терминологии, на принципе полярности. Содержание исторического процесса в глазах Дельбрюка составляет борьба человека и природы, личности и массы, индивида и общества, духа и силы. Борьба всех этих полярностей пронизывает историю и наиболее полное выражение находит в войнах. Дельбрюк включал сферу военного искусства в область общечеловеческой культуры и подчеркивал справедливый характер оборонительных войн как средства защиты национальной культуры. Независимо от его намерений, такая концепция была широко использована в Германии для оправдания развязанной при ее активном участии империалистической мировой войны 1914—1918 гг. В начале XX в. в число ведущих либеральных историков выдвинулся профессор Берлинского университета Фридрих Мейнеке(1862—1954), являвшийся с 1896 г редактором «Исторического журнала». Уже в своих первых исторических работах Мейнеке попытался представить немецкую историю нового времени как единый процесс развития определенной системы идей Выстраивая в общий ряд прусские реформы начала XIX в., революцию 1848 г и объединение Германии под эгидой Пруссии, Мейнеке интерпретировал эту цепь событий как реальное осуществление прусской консервативно-романтической идеи национального государства. Такую концепцию Мейнеке разработал в книге «От Штейна к Бисмарку» (1907), в работе о революции 1848 г. «Радовиц и германская революция» (1913), но прежде всего в своем самом крупном довоенном произведении «Космополитизм и национальное государство» (1908). Мейнеке исходил из априорного постулата о том, что объединение Германии могло быть осуществлено только силой оружия Пруссии. Поэтому главной заслугой Бисмарка, его историческим шагом Мейнеке считал разрыв с прежними представлениями прусских правителей о нравственном императиве государства, означавшими осуждение внутригерманской войны и тем самым превратившими проблему объединения в гордиев узел, разрубить который осмелился только Бисмарк Такая апология бисмарковского пути объединения как единственно возможного роднила Мейнеке с малогерманскими историками Зибелем и Трейчке, с которыми он поддерживал тесные дружеские отношения. Но их историческую концепцию Мейнеке стремился дополнить своеобразным одухотворением истории как мира идей. Политика Бисмарка по объединению Германии представала в трактовке Мейнеке как опиравшаяся на наследие романтизма, исторической школы права и Ранке, с одной стороны, и как продолжение немецкого Просвещения и классической немецкой философии — с другой. Германская империя превращалась в наследницу классической культуры на основе неразрывной преемственности, изображенной у Мейнеке как триада: Гегель, Ранке и Бисмарк — три «великих освободителя национально-государственной идеи» из духовного плена космополитизма.
В 1911 г., когда обострилась борьба вокруг реакционной трехклассной избирательной системы в Пруссии, Мейнеке написал дополнительную главу ко второму изданию книги, где изложил свою политическую программу того времени. Теперь он отказался от слишком апологетического утверждения, что созданная Бисмарком система является идеальной, и трезво отметил «раздвоенность» государственного организма между имперским рейхстагом и прусским ландтагом, способствовавшую установлению режима бонапартистского характера. Мейнеке выступил как противник избирательной реформы, поскольку был убежден в необходимости сохранения прежнего состояния Прусской монархии как «прочнейшей опоры внутренней политики». По его заявлению, «старопрусская консервативная структура» была необходимой основой мировой политики Германии. Поэтому он призывал предоставить проблему прусско-германского дуализма «естественному ходу развития», который породит что-то новое без насильственного разрыва с традицией и приведет к отмиранию либо парламентаризма, либо авторитарной системы правления, самому Мейнеке казавшейся более жизнеспособной. Представление об истории как развитии идей характерно также для профессора теологии Гейдельбергского университета, одного из блестящих знатоков проблем религии Эрнста Трёльча (1865— 1923). Его труды «Значение протестантизма для возникновения современного мира» (1906) и «Социальные учения христианских церквей и сект» (1912) идейно обосновывали необходимость проведения широких социальных реформ для преодоления классовых противоречий в Германии. Трёльч всегда исходил из признания тесного переплетения религии и политики и довольно резко критиковал консервативный характер Германской империи, противопоставляя ему более отвечающие духу времени политические системы Великобритании и США. Отправляясь от тезиса своего близкого друга М. Вебера о взаимосвязи кальвинизма и капитализма, Трёльч трактовал западноевропейскую и североамериканскую систему как следствие взаимодействия кальвинизма, новых экономических явлений и учения об естественном праве. В противоположность этому немецкий тип авторитарной монархии Трёльч выводил из наследия лютеровской Реформации, территориальной раздробленности и патриархальной социальной структуры, при которой государство оказалось вознесенным над обществом и подчинило его себе. Поскольку историю Трёльч понимал как развитие человеческого духа, ее периодизацию он давал по системам господствующих идейных течений, хотя одновременно указывал на необходимость учета социально-экономических отношений, также формирующих определенный духовный облик исторической эпохи. Исследования по социально-экономической истории. Среди либеральных немецких историков, которые занимались изучением социально-экономических аспектов исторического процесса, в начале XX в. наиболее значительными были стоявший на праволиберальных, близких к консервативным позициях О. Хинтце и слывший в то время марксистом В. Зомбарт. Берлинский профессор Отто Хинтце (1861 —1940) благодаря своей многолетней работе над изданием источников по прусской административной истории был одним из лучших специалистов по истории Пруссии вообще. Его интересовали проблемы XVII и особенно XVIII в., когда складывался абсолютистский режим с его ярко выраженной меркантилистской политикой, которая стала вновь привлекать к себе внимание в условиях обострившейся борьбы на мировом рынке. Хинтце рассматривал экономическую,
внешнюю и внутреннюю политику Фридриха II как образцовую модель и для Германской империи начала XX в. Такое суждение базировалось на убеждении Хинтце, что современность можно объяснить только исходя из опыта прошлого, а следовательно, историческое познание может стать средством ориентации для современных политических акций и решений. Считая государство движущей силой внутренней модернизации общественных систем, Хинтце характеризовал прусскую монархию и бюрократию как главных носителей прогрессивных социально-экономических и политических преобразований. Его исследования по истории прусской шелковой промышленности при Фридрихе (1892), истории правительственных учреждений в Прусии (1901), книга «Дух и эпохи прусской истории» (1903) содержали богатый фактический материал и характеризовались чертами системного подхода к истории, стремлением показать функциональные отношения управленческой политики и состояния народного хозяйства. Однако Хинтце абсолютизировал относительную самостоятельность фридриховской монархии и отрицал классово-обусловленную природу ее политики. Недооценивал Хинтце и тот факт, что мелочная опека промышленности и торговли со стороны прусского государства с его меркантилистской политикой сковывала хозяйственную инициативу буржуазии и тормозила процесс либерально-демократического развития в политическом отношении. Специфичность развития отдельных государств Хинтце был склонен объяснять главным образом географическими и внешнеполитическими факторами и подчеркивал, что «степень свободы, которая может существовать в каком-либо государстве до разумных пределов, обратно пропорциональна тому военно-политическому давлению, которое оказывается извне на его границы» 4. Профессор университета в Бреслау (Вроцлав), ученик Шмоллера Вернер Зом-барт(1863—1941) до войны был известен как автор фундаментального произведения «Современный капитализм» 5, в котором под покровом марксистской терминологии давалась приукрашенная концепция возникновения и развития капитализма. Семинары Зомбарта в университете Бреслау, на которых изучались «Манифест Коммунистической партии», Эрфуртская программа СДПГ, первый том «Капитала» и экономические статьи К- Маркса, а также серии его собственных статей о тяжелом положении рабочих-надомников, навлекли на него резкие нападки консерваторов, чей орган «Силезская газета» опубликовал о Зомбарте передовую статью под заголовком «Демагогия в одеянии науки». Свое отношение к марксизму Зомбарт изложил в работе «Социализм и социальные движения в XIX в.» (1896) и ряде статей, где заявил, что любое современное социально-историческое исследование должно опираться на учение Маркса, но сразу оговорился, что это учение является не «вечной истиной», а «подлинным детищем своего времени, вместе с которым оно уйдет» 6. Книга и статьи Зомбарта интерпретировали марксизм в эволюционно-ре-формистском смысле. Он неустанно пропагандировал необходимость превращения СДПГ из социалистической классовой партии пролетариата в «демократическую народную партию» и утверждал, что классовая борьба является реальностью, выступающей в двух формах:экономической, которую ведут профсоюзы, и политической — в парламенте на почве законности и существующего права. Революционные методы классовой борьбы Зомбарт категорически отвергал. Он настойчиво стремился установить сотрудничество буржуазно-либеральных реформаторов с ревизионистским течением и направлял в этом духе деятельность руководимого им в Бреслау отделения «Общества социальной реформы». Видные реформисты, супруги Генрих и Лили Браун не раз уговаривали Зомбарта вступить в социал-демократическую партию, видя в нем второго Лассаля, способного перевести партию на реформистские рельсы. 4 HintzeO. Gesammelte Abhandlungen, Bd. 1. Gцttingen, 1962. S. 411. 5 Sotnbart W. Der Moderne Kapitalismus. Munch — Lpz., 1902. Bd. 1—2. — Русск. пер.: Зомбарт В. Современный капитализм. М., 1903—1905. Т. 1—2. 6 Die Zukunft. 1895. Bd. 13. S. 39—69.
В своем главном произведении «Современный капитализм» Зомбарт исходил из убеждения, что движущей силой этого общественного строя явились прежде всего не новые производительные силы, а духовные интересы буржуазии. Считая, что в основе любой экономической системы лежит определенный комплекс идей, Зомбарт схематизировал мысли М. Вебераиз «Протестантской этики». Во втором издании Зомбарт попытался в вульгаризированной форме практически применить теорию «идеальных типов» Вебера, сконструировав понятие «хозяйственной системы», которое игнорировало объективные закономерности развития и открывало широкий простор для произвольной группировки исторических фактов. Образование монополий Зомбарт трактовал как возрастание планового начала в капиталистической экономике, а подмеченную им тенденцию к развитию государственно-монополистического капитализма считал началом мирного перехода к социализму. Социал-реформистская историография.В начале XX в. в социал-демократической историографии происходил процесс размежевания. Пересматривая принципы материалистического понимания истории, ревизионисты утверждали, будто оно является чисто экономическим учением, а вовсе не философским мировоззрением. Поэтому они требовали дополнить его неокантианской гносеологией. Они объявили несостоятельной саму мысль о научной доказуемости социализма, рассматривая его как прежде всего извечную «этическую идею», а не как закономерно возникающий на определенном историческом этапе новый общественный строй. В историческом процессе ревизионисты дополняли определяющую роль способа производства факторами права и морали, историческими и религиозными традициями каждой эпохи, влияниями природных условий и окружающей среды, духовными способностями самого человека. Такой комплексный подход имел несомненно право на существование и нес в себе позитивный момент. Однако ревизионисты грешили эклектическим соединением совершенно разнородных и неравнозначных аспектов из сферы сознания, надстроечных явлений и элементов материальных условий. Считая идеологические факторы определяющими конкретный ход исторического развития, лидер ревизионизма Бернштейн доводил положение марксизма об относительной самостоятельности идеологических явлений до их зачастую практически полной независимости от экономического базиса. Государство ревизионисты считали надклассовой национальной общественной организацией, игравшей извечно прогрессивную роль в жизни общества. Как писал П. Кампфмейер, «государство всегда выполняло определенные, коренящиеся в жизненных интересах общества задачи», а ядром его деятельности «постоянно является забота об определенных общих социальных интересах» 7. Распространяя подобные оценки и на Германскую империю, реформисты оправдывали, в частности, ее экспансионистскую империалистическую внешнюю политику. Исторические взгляды социал-реформистов приобретали черты националистического, а иногда даже шовинистического характера. Наиболее правые из них стали считать фундаментом строения общества прежде всего расы или нации, подменив учение Маркса о классовой борьбе расовой теорией. Особенно активным ее пропагандистом был Людвиг Вольтман(1871 —1907), в 1902 г. основавший журнал «Политико-антропологическое обозрение» («Politisch-Anthropologische Revue»). В своей книге «Политическая антропология» (1903) он утверждал, что определяющим законом исторического развития является борьба рас и что способность к политическому господству определяется антропологическими признаками. Биологические закономерности Вольтман переносил на развитие человеческого общества, заявляя, что марксизм является биологическим учением об обществе, поскольку признает основой развития истории борьбу классов. Он писал, что «в основе политических партий первоначально всегда лежат расовые про- 7 Kampfmeier Р. Vom Einflub des Staates auf das Wirtschaftsleben // Sozialistische Monatshefte. 1903. Hf. 6. S. 492.
тиворечия и лишь потом — экономические классовые противоречия, на которые продолжают оказывать сильное воздействие расовые противоречия в более или менее скрытом виде» 8. В других работах — «Германцы и Ренессанс в Италии» (1905) и «Германцы во Франции» (1907) —Вольтман заявлял, что только германская раса способна встать во главе мировой цивилизации, которая представляет собой продукт ее деятельности и творческого начала. Называя Ренессанс «германским движением», Вольтман писал, что «после падения Римской империи носителями политической и духовной истории Европы стали прежде всего германцы» 9. В целом исторические концепции социал-реформистов характеризовались сближением с открыто идеалистическими трактовками общественного развития и усиленным подчеркиванием субъективного в значительной мере характера всех наук о человеческом обществе. Марксистская историография. В начале XX в. марксистская историческая наука в Германии пополнилась новыми крупными работами, в которых отстаивалось материалистическое понимание истории и развивалась ее научная концепция. Наиболее значительным марксистским историком был Франц Меринг (1846— 1919), огромное творческое наследие которого включает такие крупные исторические работы, как «Легенда о Лессинге» (1893), «История германской социал-демократии» (1898), «История Германии с конца средних веков» (1910), «Очерки по истории войн и военного искусства» (1908—1914), «Карл Маркс. История его жизни» (1918) 10. Путь Меринга к марксизму был сложным процессом перехода с позиций буржуазного демократизма и реформизма на позиции революционной социал-демократии. Его первым большим историческим сочинением была «Легенда о Лессинге», опиравшаяся на значительное количество опубликованных источников и большую литературу. Тщательное критическое использование Мерингом богатого материала было отмечено даже в рецензии «Исторического журнала» — самого авторитетного в буржуазных научных кругах периодического издания. Значение работы о Лессинге состояло в том, что она убедительно показала ложность распространенной среди юнкерско-буржуазных историков пруссофильской монархической легенды и противопоставила ей марксистскую концепцию истории Пруссии. Меринг показал, что возвышение Пруссии было не результатом желания отдельных правителей, а выражением потребностей капиталистического развития. Он раскрыл милитаристский характер Бранден-бургско-Прусского государства и указал, что его экономическую основу составляло крепостничество. На большом конкретном материале Меринг подробно исследовал социальную политику Фридриха II и опроверг легенду о том, что тот был «королем бедняков». Меринг ясно показал, что забота короля о сохранении крестьянских наделов диктовалась военно-фискальными соображениями и стремлением сохранить крестьянские дворы как налоговые единицы. Другим важным аспектом книги бы.: анализ социального характера немецкого 8 Woltmann L. Politische Anthropologie. Eisenach-Leipzig, 1903. S. 300. 9 Woltmann L. Die Germanen in Frankreich. Jena, 1907. S. 150. 10 Есть русск. пер.: Меринг Ф. Легенда с Лессинге//Избр. труды по эстетике. М., 1985 Т. 1; его же. История германской социал-демократии. М., Л., 1923—24; Т. 1—4; его же. История Германии с конца средних веков. М., 1924; ег: же. Карл Маркс. История его жизни. М., 1957
Просвещения, которое Меринг трактовал как первое проявление борьбы буржуазии против феодализма. С большой теплотой нарисовал Меринг образ Лессинга как великого гуманиста и защитника интересов народа, а не как верного сподвижника короля, каким изображали его буржуазные историки. В книге Меринга были и недостатки, связанные с некоторой вульгаризацией диалектико-материалистического метода. Ему были присущи определенный механицизм, тенденция выводить идеологические явления непосредственно из экономики. Не совсем верно понимал Меринг классовую сущность прусского абсолютизма, считая его компромиссом короля и юнкерства. Тем не менее книга заслужила высокую оценку Энгельса, который в письме к Бебелю писал: «Отрадно видеть, что материалистическое понимание истории, после того как, оно в течение 20 лет, как правило, оставалось в работах молодых членов партии только трескучей фразой, наконец начинает применяться надлежащим образом — в качестве путеводной нити при изучении истории»11. Самым крупным историческим трудом Меринга была «История германской социал-демократии», в которой представлена и более общая картина истории Германии XIX в.— история экономики, политической и духовной жизни. Такая широта подхода объяснялась тем, что тогда еще не существовало общей марксистской истории Германии и работа Меринга восполняла этот пробел. Меринг дал первый очерк истории Союза коммунистов, показал участие Маркса и Энгельса в революции 1848 г., изложил общую историю социал-демократии во второй половине XIX в. Но он переоценивал значение деятельности Стефана Борна и его Рабочего братства, а также явно идеализировал Лассаля и его роль в истории немецкого рабочего движения. Не понял Меринг и глубинной принципиальной сущности разногласия эйзенахцев и лассальянцев. Однако эти недостатки не могли умалить огромного значения труда Меринга, показавшего поступательное развитие и закономерный подъем рабочего движения. Большой интерес представляли военно-исторические работы Меринга — «Йена и Тильзит» (1906), «От Тильзита до Таурогена» (1913), «От Калиша до Карлсбада» (1913), в которых период наполеоновских войн был впервые подробно проанализирован с марксистских позиций. Меринг рассмотрел историю антифранцузских коалиций с их сложным переплетением экономических и военно-политических интересов и выделил главное для того периода противоречие, понимание которого позволяло понять и все остальные,— экономическое соперничество между Англией и Францией. Самые яркие страницы книги были посвящены йенской катастрофе и показывали, что этот позор был естественным последствием безнадежной отсталости феодальной Пруссии от передовой буржуазной Франции. Большое внимание Меринг уделил прусской военной реформе, показав ее исторически прогрессивный характер и подчеркнув, что она была плодом не мудрости короля, а усилий группы прогрессивных деятелей, стремившихся перевести Пруссию на путь буржуазного развития. Последним научным трудом Меринга была биография Карла Маркса, явившаяся итогом всего его творчества. Она была глубоким исследованием, основанным на самых разнообразных источниках: переписке Маркса, прессе, материалах партийного архива, мемуарной литературе. Несмотря на неверные оценки деятельности Лассаля и Бакунина, Меринг создал замечательное произведение, показавшее полную трудностей, но яркую жизнь Маркса, отказавшегося от личного благополучия ради служения высшим идеалам человечества. Маркс представлен у Меринга как гениальный мыслитель и страстный революционер. Успех книги во многом определялся и тем, что она была примером органического сочетания научного исследования и художественной публицистики и являлась в этом смысле классическим образцом. Подлинная объективность, глубокий научный анализ, страстная полемичность и 11 Маркс К., Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 38. С. 268—269.
блестящая литературная форма являлись большими достоинствами исторических работ Меринга, ставших в ряд наиболее значительных произведений марксистской историографии. Историки в годы первой мировой войны. Германские буржуазные историки всех направлений приветствовали начало войны и, оставив академические научные исследования, занялись воспитанием «единого национального духа» для установления в стране «гражданского мира», а также обработкой общественного мнения нейтральных стран в пользу Германии. Широкую известность получило «Воззвание 93-х. К культурному миру», которое вышло из университетских кругов и доказывало оборонительный характер войны со стороны Германии. Из 43 университетских ординарных профессоров истории 38 разделяли такое убеждение. В 1915 г. Хинтце по случаю 500-летнего юбилея династии написал официозную книгу «Гогенцоллерны и их дело», которую бесплатно раздавали в школах Пруссии. В том же году вышло сочинение Зомбарта «Торговцы и герои», необычайно резкое по антианглийской направленности и крайне агрессивное по тону. Среди ведущих историков отмалчивался лишь М. Вебер, а Г. Дельбрюк призывал к умеренности, к отказу Германии от помыслов о гегемонии в Европе, напоминая, что подобные притязания были кардинальной ошибкой Наполеона, приведшей его к полному краху. Наиболее агрессивно выступали пан-германские историки, подготовившие летом 1915 г. «Профессорский меморандум» — перепев программы Пангерман-ского союза, который в числе прочих подписали 352 профессора, среди них — Белов, Ленц, Маркс, Шефер. Дельбрюк, пытавшийся противопоставить меморандуму контрзаявление с протестом против программы аннексий на Западе (но не на Востоке), сумел собрать всего 141 подпись, в том числе — Брентано, Вебера, Трёльча, Шмоллера. В 1916 г. разногласия между либералами и пангерманцами усилились в связи с планами неограниченной подводной войны, из-за которой мог последовать разрыв в США. Либералы, среди которых на первый план выдвинулся М. Вебер, считали такую политику безрассудной авантюрой. Раздраженный политической близорукостью окружения кайзера, которую он критиковал еще до войны, Вебер впервые открыто заявил, что при затягивании войны Германию ожидают неминуемая катастрофа и революция. Либеральные историки утратили тот энтузиазм, с которым они встретили начало войны, и начали осознавать ее бессмысленность и трагические для европейской культуры последствия. Уловивший приближение внутриполитического кризиса Дельбрюк считал необходимым срочное проведение избирательной реформы в Пруссии и парламентариза-цию имперской системы. Пангерманцы, которые вместе с военщиной и магнатами индустрии создали шовинистическую Отечественную партию, напротив, требовали введения в Германии открытой военной диктатуры и роспуска рейхстага. Вебер и Дельбрюк резко критиковали курс новой партии, ведущий страну к революции. Они пытались создать как противовес Отечественной партии свою организацию — Народный союз за свободу и отечество. Но либералы так и не смогли разработать собственную позитивную программу и повернуть к союзу с демократическими силами, а тем более с пролетариатом. После заключения Брестского мира обе группы историков начали уповать на победу на Западе; пангерманцы заговорили о присоединении к рейху Крыма и Прибалтики, многие либералы также начали отходить от идеи скорейшего компромиссного мира.
После провала последнего наступления немецкой армии на Западном фронте летом 1918 г. либеральные историки прилагали отчаянные усилия, чтобы создать поддержку правительству Макса Баденского. Они требовали распустить Пангерманский союз и Отечественную партию. Но все эти попытки не увенчались успехом. Реальностями немецкой истории стали военное поражение и революция, опрокинувшая в ноябре 1918 г. императорский трон.
|