КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел III. ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫСредневековое феодальное государство возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия) или вследствие утверждения феодальной частной собственности, образования сословий минуя рабовладельческую формацию (как, например, у франков, славянских народов). На этом этапе общественного развития экономика основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носила натуральный характер. Земля не была товаром, ее давали за службу. Также она сдавалась в пользование под налоги или ренту. Зависимые слои населения были прикреплены к сеньору (старший – лат.), а не к земле. Социальная система была сложной, она не исчерпывалась делением на феодалов и зависимых. Были также купцы, ремесленники, банкиры, чиновники. Более точно можно было разделить всех на три сословия: дворянство, духовенство, все остальные. Каждое сословие имело права и обязанности. Неисполнение обязанностей вело к лишению прав. Внутри сословий также была иерархическая система. Существенную роль в отношениях играли корпоративные связи – общины, цеха, гильдии. Политическая власть была соединена с землевладением. Характерная форма государства – монархия, но были и республики. Очень сильное влияние имела религиозная идеология. Огромную роль в жизни средневековых государств играла община. Ее функции были разносторонними: 1. фискальные, 2. административные, 3. судебные; 4. хозяйственные. Поземельные отношения определяли в то время характер общественного и политического строя. Для них были характерны: иерархический сословный характер; ограничение права распоряжаться землей. Отсюда вытекала и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Владение землей давало и право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. феодальная собственность выступала в качестве атрибута политической власти. Сословное деление, будучи выражением неравенства людей, сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения в общественном устройстве. Господствующий класс феодалов представлял собой более или менее замкнутую группу людей, наделенных привилегиями: 1. правом собственности на землю; 2. владением крепостными; 3. монополией на право участия в управлении и суде. Отношения между феодалами строились на основе зависимости одних от других. Одни выступали в качестве сеньоров, другие – в качестве вассалов (слуг). Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства, влияли на правовую систему феодальных государств. По степени разработанности, внутренней структуре, юридической технике феодальное право уступало рабовладельческому частному праву особенно римскому, которое в Западной Европе пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права. Среди основных ее причин выделяют следующие: · римское право давало готовые формулы для юридического выражения отношений развивающегося товарного хозяйства; · монархи находили в римском праве правовые нормы, обосновывающие их претензии на неограниченную власть. Особое развитие получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение другого права. Специфической системой права было каноническое право (канон – норма, правило). Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями. Догматы церкви стали политическими уложениями, а библейские заповеди получили силу закона. Церковь выработала и свое право, которое получило название каноническое, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Особую роль играла «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.
|