КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право франковПервые кодификации права представляли собой записи обычного права. Наиболее известна - Салическая правда(Lex Calica). По преданию она была продиктована четырьмя знатными людьми, выбранными правителями – Визогаст, Бодогаст, Салегаст, Видогаст (имена мифические). Для эпох Древнего мира и средневековья – традиция. Произошло это в конце V – начале VI вв. Затем Lex Calica исправлялась и дополнялась. Так Хлодвиг дополнял ее с 62 до 78, Хильберт – 83, а Хлотарь до 93 титулов. В результате ее источником стали обычаи и акты королей. Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате существует несколько вариантов Салической правды. Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер, правовые акты отличаются формализмом. Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины. По Салической правде, франк имел в собственности приусадебный участок, дом. Община состояла из больших родственных семей. Состоятельная семья имела в качестве домашних слуг рабов и полусвободных литов, ремесленников (кузнец, конюх, свинопас, виноградарь). Салическая правда упоминает аллоды – участки земли, принадлежавшие владельцам, которые, судя по всему, вышли из общины. Но земля еще не стала объектом частной собственности. Скорее всего аллод был наследственным имуществом. В условиях раннефеодального государства существовала как бы расщепленная собственность на землю. Право пользования землей принадлежало вассалу, собственность – сеньору. Феодальная собственность предполагала внеэкономическое принуждение. Она представляла собой не право свободного распоряжения какой-либо территорией, а власть над людьми, жившими на этой земле. Высшая военная и судебная власть была атрибутом, следствием земельной собственности. У франков получила некоторое развитие обязательственное право. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность, а просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Салическая правда касается брачно-семейных отношений. Брак заключался в форме покупки женихом невесты. Через покупку муж приобретал власть над женой. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, близко кровное родство, несвободное состояние человека. Жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Есть упоминание о наследственном праве. Известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Земля же переходила только сыну. В этом проявлялось стремление сохранить ее в данном роде. Значительное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Из статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира». Все преступления можно свести к четырем видам: преступления против личности (сюда относилось убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных. Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Салическая правда предусматривает суровые наказания: большие штрафы (вергельд) за убийство, телесные наказания. Наказание было дифференцированным и зависило от положения человека. Штраф исчислялся в солидах. Один солид равнялся стоимости годовалого быка. Вергельд за убийство раба – 35 солидов, штраф шел его хозяину. За убийство полусвободного франка – 100 солидов, свободного – 200, графа, королевского чиновника, слуги, если он был даже римлянином – 300, чиновника короля – 600 солидов. За убийство графа скопищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей вергельд утраивается.
Закон предусматривает наказание за телесные повреждения тем, кто в драке откусит нос своему противнику, выколет глаз, оторвет ухо и т.д. Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Всякий, кто назовет его уродом, зайцем, платит три солида, доносчиком или лжецом – 15 солидов. Такое же наказание грозило за лжесвидетельство.
Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. Кража чужой жены – 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», платит 15 солидов, кто облыжно назовет свободную женщину блудницей – 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшие смерть – 700 солидов, убийство женщины – 600». Надо полагать, что женщина занимала высокое положение.[1] Салическая правда, как и Русская правда Киевской Руси, в своем первоначальном виде вообще не упоминает смертную казнь. Однако в другом памятнике – Саксонской правде (начало IX в.), со ссылкой на закон франков, смертная казнь предусматривалась не только за участие в заговоре против короля, но и за замысел его убийства. Такое же наказание грозило грабителям, тем, кто совершал кражу имущества на сумму свыше 3 солидов. Упоминаются отягчающие обстоятельства ( групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд – за убийство и пеня – за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего. Размер выкупа был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери, казне. Салическая правда сохранила некоторые обычаи, традиции родового строя. Община отвечала за убийство на ее территории. Общинник привлекался к уплате штрафа за правонарушение своего сородича. В то же время франк не был кабально связан с общиной. Он имел право отказаться от родства, выйти из общины. Для этого требовалось на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть и, разбросав их в четыре стороны, заявить, что франк отказывается от помощи сородичей. Судебная власть была в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти председатель судебных собраний тунгин, уступает место графу. На смену рахинбургеров приходят назначаемые властями скабины. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.
Судебный процесс, как у франков, так и у других народов носил состязательный характер. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежали формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название «обвинительный». Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника. Когда не удавалось добиться признания, на чем сосредотачивались основные усилия, судьи апеллировали к богу. В этом сказывались с одной стороны бессилие, неспособность суда установить истину «земными средствами» и с другой – вынесенное из прошлой (дохристианской) эпохи убеждение, что знающий правду бог укажет на виновного не прямо, а косвенно, каким-нибудь знаком, который надо разгадать. То есть действовал известный по предшествующей эпохе ордалий – «суд божий».
При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик» привлекались соприсяжные. Это – родственники, соседи, друзья, которые должны были оказывать поддержку в суде одной из сторон. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Соприсяжник - не свидетель по делу, а «свидетель доброй славы» обвиняемого, в его задачу входило удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным. Большое значение имело свидетельство очевидцев. С ускоряющимся распадом родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженному вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.
ГЛАВА VIII. ФРАНЦИЯ 1. Государство.Французское королевство возникло после распада империи франков и прошло в своем развитии этапы ранне - феодальной (IX – XIII вв.), сословно представительной (XIV –XV вв.) и абсолютной монархии (XVI- XVIII вв.). Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета. Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве условного наследственного земельного владения. Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги, графы, бароны), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве условного земельного владения нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. Раздача земель ускорила оформление феодализма. Церковь укрепляла монастыри, феодалы строили замки. Это охраняло их от набегов восставших крестьян и от любителей легкой наживы из числа дворян. Владелец вотчины – сеньории – имел военную силу для подавления выступлений крестьян и обороны в случае нападения других феодалов. Таким образом, оформились основы взаимоотношений сословий на принципах сюзеренитета – вассалитета. Вассал был обязан верно и добросовестно служить своему сеньору: принимать его как почетного гостя, служить в его ополчении, помогать выкупать сеньора из плена, участвовать в суде, подносить подарки, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын. Вассал мог рассчитывать на покровительство своего сеньора. Поступки и правонарушения вассалов разбирал суд знати во главе с сеньором. Во Франции действовало правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Такая формула не всегда помогала разбираться в чрезвычайно сложной иерархической структуре общества. Но она охраняла права магнатов от королевской власти. Чтобы принудить строптивого вассала выполнять его обязанности, сеньор нередко шел на него войной. Для разрешения сложных вопросов применялось право сильного. В период феодальной раздробленности междоусобные войны, грабеж более слабых почти не прекращались. Самую последнюю ступень в общественной пирамиде феодального общества занимали крестьяне. Община еще сохранялась, но попала в зависимость от феодалов. Во Франции долгое время основной формой эксплуатации крестьян была барщина, причем ее продолжительность постепенно увеличивалась. Кроме того, они облагались денежным налогом (тальей) в пользу помещика. Лично свободные крестьяне – вилланы за пользование землей платили помещику чинш. Крайняя нужда, а иногда чрезмерная набожность заставляли многих свободных крестьян передавать себя в распоряжение церкви, монастыря. Такие лица назывались облатами. В пользу церкви с крестьян взыскивалась десятина со всех видов продукции. Имелись и другие формы феодальной зависимости крестьян. При смешанных браках лиц разных сословий дети наследовали низшее социальное положение родителей. Без согласия своего господина зависимый крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать другому часть своего имущества. Помещику принадлежало право первой ночи.
Однако положение крестьян было несколько лучше, чем положение рабов. Даже зависимые крестьяне имели небольшие участки земли. Их нельзя было убивать. Они обладали некоторой гражданской правоспособностью, могли создавать семью, имели большую, чем рабы, заинтересованность в результатах своего труда. В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях – «королевском домене» – он полностью контролировал ситуацию. Государственный строй. Глава государства – король был выборным. Его избирали представители знати и иерархи церкви. Органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась королевская курия или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны. Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное – прево. Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип «суда равных», когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии. Несвободное население, крестьяне судились их феодалами или их должностными лицами.
|