КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аксиологический подход.Аксилогия – это наука о ценностях. Ценности – это принципы, свойства объектов окружающего мира, имеющие значение для его субъектов. Цель аксиологии – исследовать высшие смыслообразующие приципы права с точки зрения их значимости для человека. В ценностях тех или иных явлений проявляется их роль для личности и государства. Право наряду с религией и моралью является общезначимой социокультурной ценностью. При этом в одних обществах право представляет собой высшую социокультурную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе моральные и религиозные. Так, с точки зрения учений западной ориентации, право – цель общественного развития, средство решении общих задач. В других обществах, например с точки зрения восточных учений традиционного характера, право играет второстепенную роль. В рамках аксиологического подхода к пониманию права следует подчеркнуть следующее: Порядок, являющийся ценностью для любого человеческого общества, является результатом действия права, создаются условия для необходимой безопасности. Основная ценность права в этом случае заключается в том, что с его помощью обеспечивается стабильность общественных отношений, их эффективная защита от разного рода посягательств. В качестве аксиологической основы права выступает свобода, при этом под упорядоченной свободой в поведении субъекта понимается мера его возможного поведения. Следует помнить, что оборотной стороной свободы выступает ответственность как сознательная направленность действий субъекта на реализацию должного. Должное в этом случае рассматривается как правовая установка на выполнение тех внешних требований, которые к субъекту предъявляет общество. В рамках аксиологического подхода справедливость в юридическом контексте рассматривается как соответствие между поведением человека и реакцией государства на это поведение. Справедливость – изменчивое понятие. В западной правовой традиции рациональным критерием морального измерения права с точки зрения справедливости выступают права человека. Важнейшей аксиологической основой права выступает формальное равенство для всех субъектов – носителей прав и обязанностей. Таким образом, все субъекты подпадают под действие одних и тех же норм. Ценность права – категория изменчивая, на которую в первую очередь влияет тип правопонимания. Например, в рамках этатистского правопонимания ценность права состоит в первую очередь в обеспечении государственных интересов, причем допускается, что это может происходить в ущерб естественным правам и свободам граждан. Естественно-правовая теория видит основную ценность права в его понимании как совокупности возможностей и обязательств, принадлежащих человеку с рождения. Право выступает в первую очередь как носитель социальных ценностей (мораль, право).
|