Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Проблематика романа.




Читайте также:
  1. Анализ произведения Мильтона "Самсон борец". Проблематика. Образ Самсона. Художественные особенности.
  2. Г.Филдинг как теоретик жанра романа. «История Тома Джонса, найденыша»: композиция, система образов, способы типизации, черты новаторства.
  3. Глобализация: объективность процесса и проблематика субъективизма в управлении им
  4. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
  5. Предмет и проблематика философии социальной работы
  6. Проблематика и поэтика оды А.Н.Радищева «Вольность».
  7. Проблематика и структура социальных учений НРД.
  8. Проблематика и структура философии
  9. Проблематика исследований в области истории
  10. Проблематика комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

7. «Онегинская строфа»:

(1) Что вынуждает Пушкина обратиться к специально организованной строфе?

(2) Что собой представляет «онегинская строфа»?

(3) Является ли каждая из строф тематически изолированной?

(4) Использует ли Пушкин строфические переносы? Когда строфические переносы наиболее частотны?

(5) Чем объясняется наличие пропущенных строф в романе?

8. Литературные аллюзии и реминисценции.

9. Живое изображение действительности и литературные каноны.

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы :Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.

 

Дополнительная литература

1) Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения

2) Онегина»// Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

3) Набоков В.В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб, 1999.

4) Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в. М., 2004.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6-7 (4 часа)

ТЕМА: ПРОЗА А.С ПУШКИНА

СОДЕРЖАНИЕ: «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»

План

I. «Повести Белкина» как этап творческого пути А.С. Пушкина:

(1) Путь Пушкина к прозаической форме;

(2) Специфика «прозы поэта» (вспомните об отличиях роли слова в поэзии и в прозе; как специфика роли слова в поэзии влияет на прозу поэта);

(3) «Повести Белкина» как первое законченное прозаическое произведение Пушкина;

II. «Повести Белкина» как цикл:

1. Роль эпиграфа;

2. Предисловие от издателя:

(1)Композиционная роль в цикле;

(2)Структура предисловия;

(3)Роль примечаний;

(4)Образ Белкина: ирония как один из способов его создания; связь анекдотического характера и незатейливого содержания повестей с образом Белкина; можно ли говорить о «сольном» голосе Белкина в повестях?

(5) Образ издателя; будет ли появляться его голос в повестях?

3. Выстрел. Композиционно-стилистический анализ:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Роль эпиграфов;

(3) Параллелизм в построении частей;

(4) Система рассказчиков: история, рассказанная офицером; история, рассказанная Сильвио и графом; какую часть главной истории рассказывает Сильвио, а какую – граф? Смысловая функция такой системы рассказчиков.



(5) Романтические черты в образе Сильвио, «созданные» Белкиным-повествователем (подтвердите цитатами из текста, что Сильвио - романтический герой; романтизация Белкиным смерти Сильвио);

(6) Сильвио как пародия на романтический образ, созданная Пушкиным-повествователем (подтвердите цитатами из текста, что Сильвио – пародийный образ; отсутствие романтического ореола в эпизоде смерти Сильвио через мотив молвы);

(7) Романтические способы создания образа графа в первой части повести и реалистические способы создания образа графа во второй части повести. Является ли граф пародийным персонажем?

(8) Почему же Сильвио не выстрелил в графа?

(9) Какими новыми смыслами обрастает название повести?

(10) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности.

4. Метель. Композиционно-стилистический анализ:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Роль эпиграфа;

(3) Сколько сюжетных линий в повести?

(4) Сюжетная линия «Маша - Владимир»: романтизация образов Белкиным-повествователем и пародирование романтизма Пушкиным-повествователем (в качестве аргументации приведите фрагменты из текста);

(5) Сюжетная линия «Маша - Бурмин»: романтизация образов Белкиным-повествователем и ирония Пушкина-повествователя (в качестве аргументации приведите примеры из текста);



(6) Роль сна и фигуры умолчания в повести;

(7) Символическое наполнение образа «метель»;

(8) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности.

5. «Станционный смотритель»:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Роль эпиграфа;

(3) Образ Самсона Вырина: трагическое и ироническое; сентименталистское и реалистическое; библейские темы «пастыря доброго» и «заблудшей овцы»;

(4) Образ Дуни: библейская тема «заблудшей овцы», сентименталистская тема; Дуня глазами отца; Дуня глазами Белкина-повествователя; Дуня глазами Пушкина-повествователя;

(5) Образ Минского: Минский глазами Вырина и Белкина-повествователя; Минский глазами Пушкина-повествователя;

(6) Композиционная и смысловая роль картинок о блудном сыне;

(7) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности;

(8) Субъекты повествования;

6. «Барышня-крестьянка»:

(1) Поэтика заглавия;

(2) Роль эпиграфа;

(3) Водевильный характер произведения;

(4) Сентименталистский характер истории Лизы и Берестова;

(5) Карамзинская тема «Бедной Лизы»;

(5) Шекспировская тема «Ромео и Джульетты»;

(6) Функция образа мисс Жаксон;

(7) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности.

7. «Гробовщик»:

(1) Поэтика названия;

(2) Роль эпиграфа;

(3) Специфика композиции;

(4) Решение темы «смерти»: принципы комического;

(5) Обыгрывание лексем «живой» - «мертвый» (в описании дома гробовщика, в диалоге сапожника и гробовщика, в сцене новоселья у гробовщика и пр.);

(6) Образ-эмблема в описании экстерьера дома гробовщика;

(7) Семантика финала;

(8) Мотивы любви и смерти, иллюзии и действительности;

(9) Почему это текст центральный в цикле «Повести Белкина»?

8. Какие эстетические критерии позволяют считать «Повести Белкина» одним художественным целым?

9. Пародийный характер «Повестей Белкина».

10. «Повести Белкина» в литературе и других видах искусства XIX-XXI веков.

 

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы :Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.

Дополнительная литература

1) Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

2) Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2009.

3) Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991.

4) Петрухин Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987.

5) Тойбин И.М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и вопросы историзма. Воронеж. – 1976.

6) Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб., 1996.

 


Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 17; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты