Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Дополнительное задание




Читайте также:
  1. I задание. (Закончите предложение).
  2. III задание. (Закончите предложение).
  3. III задание. (Закончите предложения).
  4. Ordm;. Задание движения в полярных координатах.
  5. А15. Задание на обращение к социальным реалиям
  6. А16. Задание на анализ двух суждений
  7. А19. Задание на обращение к социальным реалиям
  8. А20. Задание на анализ двух суждений
  9. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
  10. В1.Задание на сравнение

(выполняется одним из студентов по желанию)

1. Выполните композиционный анализ повести Гоголя «Шинель».

Выполняя это задание, обратитесь к следующей заметке:

Другому как понять тебя?

Ф.И. Тютчев

Я брат твой.

Н.В. Гоголь

Способность «угадывать человека» подметил в Н.В. Гоголе А.С. Пушкин. Именно в этой способности один из секретов литературного феномена Гоголя. Подход к человеку как к загадке, которая предполагает, помимо рассудочного и логического разрешения, интуитивное и отчасти иррациональное и неожиданное разрешение («а сама природа положила предел рационализму» (Генрих Гейне)), определяет своеобразие творческого метода Гоголя. И впрямь «нельзя же залезть в душу человека и узнать всё, что он ни думает», – замечает Гоголь в повести «Шинель».

Перед нами образ Башмачкина Акакия Аакиевича, человека настолько одинокого, насколько может быть одиноким человек, единственным родным существом которого стала шинель. Что о Башмачкине, титулярном советнике, нам известно? Во-первых, унизительное положение среди людей, не считающих, что человека можно пожалеть и даже полюбить, а не только смеяться над ним, было спровоцировано внешне довлеющими еще над маленьким Акакием обстоятельствами: выбор имени для новорожденного наводит на мысль о том, что «видно его такая судьба». А во-вторых, жил персонаж в своем мире, временное пространство которого составляли «ровным почерком выписанные строки… Вне этого переписывания для него ничего не существовало». И был этот мир миром трогательного ребенка: «зачем вы меня обижаете?» – спрашивал Башмачкин людей бессердечных и бесцеремонных. И был этот мир миром мудреца: «Я брат твой», – напоминал Акакий Акакиевич тем, кто ни в грош не ставил заповедь «возлюби ближнего своего». Но для окружающих Башмачкин не более чем «простая муха».

Структура повести – в противопоставлении тайны внутреннего мира человека как создания Божьего враждебному «человеческому бесчеловечью». И тут появляется она. Сначала как страшная необходимость, вызванная «сильным врагом… северным ветром». Трагедия беззащитного человека – в необходимости сражаться не только с черствостью своих братьев, но и суровой природой. Враждебность всего окружающего налицо. Как справиться одному? Где взять силы? Где та родственная душа, о которой можно заботиться , но которая не станет смеяться и обижать? И Акакий Акакиевич нерастраченной силой своей души одушевляет шинель. Последняя, будучи сначала негативным, «…никак неожиданным… этаким-то обстоятельством», превращается в «вечную идею», «подругу».Она духовно питала Башмачкина, была приложением его душевных сил. Задуманная как средство защиты от внешнего холода, шинель постепенно превращается в представительницу внутреннего мира Башмачкина, до сих пор никому неинтересно. Шинель (а не сам Акакий Акакиевич!) стала предметом внимания сослуживцев (излюбленный прием Гоголя, подмена человека деталью, в анализируемой повести показывает искаженное восприятие окружающими человека, скрытого от них за вещью). Шинель не фетиш, а фантасмагорический образ, вещь символическая и для Акакия Акакиевича живая: Башмачкин одушевил шинель, шинель превратила его в рыцаря: Акакий Акакиевич «даже подбежал за какою-то дамой,.. подивясь… неизвестно откуда взявшейся рыси».



Повесть «Шинель» построена так, что незаметная жизнь Башмачкина оказывается лицом к лицу с окружающим миром и даже всемирной историей: на Акакия Акакиевича обрушилось несчастье, «как обрушивалось на царей и повелителей мира». «нет правды на земле». Акакия Акакиевича лишают «дамы сердца», лишая тем самым радости жизни. А деспотизм значительного лица лишает Башмачкина и самой жизни. Любопытен образ «З.Л.». Этот человек был в душе добр, но «генеральский чин совершенно сбил его с толку». Т.о., процесс «обесчеловечивание лица» высокой («значительной») должностью параллелен обратному процессу – одушевлению Башмачкиным шинели как единственного родного существа.



 

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы :Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.

 

Дополнительная литература

1) Аксаковы И. и К. Литературная критика. М., 1982.

2) Босина Е. Роль детали в поэме Гоголя «Мертвые души» // Литература. 2003. - № 16.

3) Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

4) Воропаев В.А. Мертвые души: кто они? О названии поэмы Н.В. Гоголя // Русская речь. 2002. - № 3.

5) Ивинский Д.П. К гоголевской типологии характеров: Галерея помещиков в первом томе «Мертвых душ» // Русская словесность. 1997. - № 6.

6) Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1987.

7) Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

8) Николаев Д. Сатира Гоголя: Искусство повествования. М., 1987.

9) Разумихин А. «Мертвые души»: опыт современного прочтения // Литература. 2004. - № 13.


Контрольные вопросы

1. Литературно-общественное движение первой четверти XIX века. Литературные общества и критики.

2. Элегии В.А. Жуковского. Основные черты стиля. От элегии сентиментальной к элегии романтической.

3. Балладный мир Жуковского. Роль жанра баллады в романтической поэзии. Поэтика баллады. Авторский идеал.

4. Лирика К.Н. Батюшкова. Основные жанры. Авторский идеал и роль античности в его воплощении. Эволюция творчества.

5. Басенное творчество И.А. Крылова. Обновление поэтики жанра.

6. Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Особенности жанровой поэтики. Многозначности темы ума. Автор и герой в комедии.

7. Поэзия пушкинской поры. Общее и индивидуальное (Н.М. Языков, А.А. Дельвиг, И.И. Козлов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов и др.).

8. Лирика Е.А. Баратынского как поэзия мысли. Тема поэзии и духовного труда в творчестве Баратынского.

9. Лицейский и петербургский периоды в творчестве А.С. Пушкина. Поэма "Руслан и Людмила", своеобразие жанра.

10. Лирика А.С. Пушкина 1820 - 1826 гг. Своеобразие перехода от романтического периода к михайловской поре.

11. От "Кавказского пленника" к "Цыганам". (Романтические поэмы А.С. Пушкина: поэтика конфликта, героя).

12. Трагедия Пушкина "Борис Годунов". Своеобразие композиционной структуры. Концепция русской истории. Роль "Бориса Годунова" в эволюции пушкинского творчества.

13. Роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Своеобразие жанра. Автор в романе.

14. Проблематика и герои романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Роман Пушкина в исследовательской литературе.

15. Проблематика и поэтика "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина. Тип трагического героя. "Маленькие трагедии» как цикл.

16. Тема Петра I в творчестве Пушкина. "Медный всадник".

17. "Повести Белкина" - первая книга пушкинской прозы, ее художественное единство.

18. Проблематика и поэтика повести А.С. Пушкина "Пиковая дама".

19. "Капитанская дочка" А.С. Пушкина. Особенности сюжетно-композиционного построения. Человек и история. Пушкинский идеал человека.

20. Лирика А.С. Пушкина конца 1820-х -- 1830-х годов. Своеобразие философской направленности поздней пушкинской лирики.

21. Лирика М.Ю. Лермонтова. Сквозные мотивы. Эволюция лирического героя.

22. Драма Лермонтова "Маскарад". Мотивы игры, маскарада. Арбенин в ряду лермонтовских героев (герой лирики, Печорин).

23. Эволюция поэм М.Ю. Лермонтова. Проблематика и поэтика "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

24. Художественное своеобразие поэмы Лермонтова "Мцыри". Роль символики, специфика романтического конфликта.

25. "Демон" М.Ю. Лермонтова как философская поэма.

26. Эволюция прозы М.Ю. Лермонтова. "Герой нашего времени" - роман в новеллах. Поиск жанрового синтеза.

27. "Герой нашего времени" Лермонтова как социально-психологический и философский роман. Историческая и философская почва драмы Печорина.

28. "Русские ночи" В.Ф. Одоевского. Философская и эстетическая проблематика книги.

29. "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя. Фольклорные мотивы. Соотношение языческого и христианского в содержательной структуре сборника. Единство цикла.

30. Композиция цикла "Миргород". Частная жизнь и история в цикле.

31. «Мертвы души» Н.В. Гоголя: поэтика и композиция.

32. Петербуржские повести Н.В. Гоголя.


Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 37; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты