КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткая характеристикаВторая половина XIX века – расцвет русской реалистической литературы. Реализм как искусство, стремящееся к изображению действительности в формах самой действительности, в ее типических чертах, тем не менее не является однородным. Если то, что является содержанием в реалистическом искусстве, – явление относительно монохромное (можно говорить о том, что реализм стремится к объективности изображения), то с формальной точки зрения, русский реализмXIX века принимает разнообразные эстетические виды. 1. Первая разновидность русского реализма характеризуется, так сказать, «нейтральной поэтикой». Представлена она в основном выходцами из «натуральной школы», например, И.С. Тургеневым или И.А. Гончаровым. Однако нельзя считать этих писателей замкнутыми в реалистически «нейтральных» формах. К слову, эпические сочинения Тургенева проникнуты лиризмом. А Гончаров использует романтические композиционные приемы (сны, например). 2. Вторая разновидность русского реализма XIXвека – реализм гротескно-сатирическим (ср. с «нейтральной поэтикой» первого типа). В произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина гротеск выступает как способ выявления объективной закономерности. 3. Третий тип русского реализма определяется поэтикой, вырабатывающей свои способы, подчиненные цели изобразить мысль, тезис. К писателям, освоившим эту разновидность, можно отнести Ф.М. Достоевского, разработавшего полифоническую форму для своих философско-психологических романов, или Л.Н. Толстого. Естественно, ни один из художников-реалистов не существовал в рамках какой-то одной реалистической разновидности. Например, эпическое и тем более драматическое творчество А.П. Чехова можно отнести ко всем указанным видам. Этой классификацией мы только пытались продемонстрировать многообразие форм того направления в искусстве, которое стало ведущим в России XIX века. Между прочим, искусство стало предметом споров среди сторонников мысли о полезности искусства (Н.А. Некрасов) и сторонниками «чистого искусства» (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев). Поэтов, отстаивавших идею самоценности искусства привлекала тематика, а значит и поэтика романтического искусства. Ведущим эпическим жанром литературы русского реализма стал роман в различных его модификациях: социально-исторический, психологический, философский, полифонический и пр. Композиционно-стилистические параметры этого жанра (оьширныйхронотоп, позволяющий исследовать развитие человеческого характера, большой объем, позволяющий сделать широким круг проблем, и пр.), объединяя все его разновидности, позволяли в художественной форме воплотить явления действительности, которые занимали умы писателей той сложной и противоречивой эпохи с реформой 1861 года, с философскими изысканиями, с пониманием, как сложении противоречив человек. Психологизм – одно из главных достижений реалистического искусства, которое, безусловно, не состоялось бы без находок сентиментализма и романтизма. Существенную роль в жанровой системе реализма занимали драматические жанры, преимущественно, драмы и комедии, А.Н. Островским. Именно с его именем связан репертуар русского театра второй половины XIXвека. Реформу в отечественной и мировой драматургии совершил А.П. Чехов, драмы которого исследователи называют его «романом» (работая в эпическом роде литературы, Чехов осваивал малые и средние формы эпоса). Русская реалистическая литература опиралась на философию позитивизма. Однаков 80-90-ые годы XIX века позитивистская картина мира оказывается ограниченной, поскольку не вмещает иррациональных представлений о мире. В русской литературе начинается процесс символизации, затрагивающий, в частности, драматическое творчество А.П. Чехова. Знакомство с художественными текстами и их анализ позволит составить более глубокое представление о литературе русского романтизма.
|