КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль романа И.С. Тургенева в русской литературы.Литература Основная литература 1) История русской литературы XIX в.40-60-е годы:Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2006. Дополнительная литература 1) Гозенпуд А.А. И.С. Тургенев. - СПб., 1994. 2) Дессе Р. Сумерки любви. Путешествия с Тургеневым. — М., 2009. 3) Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. – Орел, 1994. 4) Лебедев Ю.В. Тургенев. - М., 1991. 5) Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л., 1982. 6) Пумпянский Л.В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. – М., 2000. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа) ТЕМА: РАСЦВЕТ РЕАЛИЗМА, ПОЭТИКА РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ТВОРЧЕСТВО А.Н. ОСТРОВСКОГО ДРАМА А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» План 1. Поэтика заглавия. Отметьте: (1) Семантическуюмногоярусность заглавия произведения; (2) Символико-реалистический характер пейзажа Место действия драмы. (1) В чем заключается роль того, что действие разворачивается на берегу Волги, в старом провинциальном городе? Как это «работает» на конфликт между «патриархальностью» и «обновлением»? (2) Калинов как вселенная, дом Кабанихи как «центр вселенной». 3. Конфликт пьесы: Традиция и обновление: персонификация этих понятий («Кабаниха vs. Катерина», «Дикойvs. Кулигин»); (1) Кабаниха: религиозно-бытовая ритуализация жизни, представление об изменении («движении») как о грехе (символичность страха перед «чугункой»), «перевернутый» мир Кабанихи (сопоставьте этот образ с образами Простаковой Фонвизина и Головлевой Салтыкова-Щедрина). (2) Катерина: религия как поэтический экстаз и чувство нравственной ответственности, мотив полета и движения как характеристика образа Катерины. Меняет ли Катерина мир города Калинова? (3) Дикой и Кулигин: трагедия ума и расчет, порабощение науки меценатами. 4. Специфика создания характеров в пьесе: (1) Какими средствами создается ядро системы персонажей? (2) Какова роль внесюжетных персонажей в пьесе? (3) Феклуша как идеолог Калинова царства. 5. Полемика среди русских критиков: Особое внимание обратите на позиции Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. 6. История постановок «Грозы» Островского. «Гроза» Н. Чусовой.
Литература Основная литература 1) История русской литературы XIX в.40-60-е годы:Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2006. Дополнительная литература 1) Журавлева А.И., Некрасов В.И. Театр А.Н. Островского. – М., 1986. 2) Кошелев В. В городе Калинове: Островский, «Гроза» // Литература. – 2003. - № 27-28. 3) Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. – М., 1982. Лобанов М.Н. Островский. – М., 1989. 4) Шуралев А. «Истина, которая освобождает». Категория свободы в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» // Литература. – 2002. - № 15.
|