Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


III. Особенность пушкинского поэтического языка. Пушкинское поэтическое слово как образец для пушкинской и постпушкинских поэтических эпох.




Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы :Учеб.пособ /Под ред. В.Н.Аношкиной. — М., 2008.

Дополнительная литература

1) Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

2) Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.-Л., 1950;

3) Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М., 1975.

4) Гинзбург Л.Я. Пушкин и реалистический метод в лирике. – «Русская литература». 1962, №1.

5) Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине. – ПСС в 30 т. – Т.26.

6) Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

7) Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2009.

8) Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1959 (или 1974).

9) Федотов Г.П. Певец империи и свободы. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

10) Фризман Л. Г. Семинарий по Пушкину. — Харьков, 1995.

11) Цявловский М.А. Статьи о Пушкине. М., 1962.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (2 часа)

ТЕМА: «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

СОДЕРЖАНИЕ: ПОЭТИКА РОМАНА А.С. ПУШКИНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

План

1. Жанр «роман в стихах»: проблема жанра, родовой принадлежности. Поэтика жанра «роман в стихах».

(1) Докажите правомерность отнесения этого жанра к лиро-эпическому роду литературы.

(2) В чем принципиальное отличие это жанра от поэмы?

(3) Какова композиционно-стилистическая специфика этого жанра?

(4) Назовите произведения мировой литературы, принадлежащие жанру романа в стихах.

2. Сюжетно-композиционная организация романа:

(1) Соотношение внутренней и внешней динамики в сюжете? Что преобладает? Аргументируйте свою мысль примерами из текста;

(2) Основная и второстепенные сюжетные линии;

(3) Сюжетно-смысловая функция отступлений, воспоминаний, размышлений;

(4) Сюжетно-смысловая роль зеркально-симметричной организации сюжетной линии «Татьяна - Онегин»;

(5) Композиционные функции образа Петербурга в романе;

(6) Смысловая роль открытого финала в романе.

3. Система персонажей:

(1) Евгений Онегин: социальная принадлежность; воспитание Онегина; роль света в становлении характера; причина онегинской хандры; Онегин как часть своей среды; Онегин как человек, стоящий над своей средой; роль увлечения Онегиным экономикой; «наука страсти нежной» и любовь (первая и последняя встреча с Татьяной); динамика характера Онегина; Онегин как реалистический герой; «онегины» в европейской литературе;

(2) Владимир Ленский: «поклонник Канта и поэт» (Ленский и немецкая культура); Ленский и его поэзия; Ленский как романтический образ; ирония как один из способов создания этого образа; статика характера;

(3) Татьяна Ларина: социальная принадлежность; детство героини; роль книг и уединения в становлении характера; Татьяна как часть своей среды; Татьяна как человек, стоящий над средой; близость к миру природы; Татьяна и народная культура; «дикость» ее чувств и этика просвещенного дворянства (первая и последняя встреча с Онегиным); динамика характера Татьяны.

(4) Ольга Ларина: антипод Татьяны; соотнесенность с образом Ленского; ирония как один из способов создания этого образа; статика характера;

(5) «Татьяна - Онегин» и «Ольга - Ленский»: сопоставление и противопоставление пар персонажей. «Таинственность» и «странность» Онегина и Татьяны;

(6) Автор как действующее лицо: литературные истоки образа автора в романе «Евгений» (вспомните субъективное «Я» лирики Г.Р. Державина); образ автора и событийный ряд; образ автора в лирических фрагментах романа; образ автора и главный герой.

(7) Внесценические персонажи.

4. Организация художественного времени:

Обратите внимание на сочетание нескольких временных планов: прошлого, настоящего. Если ли в романе намек на события, которые могут произойти в будущем?

5. Организация художественного пространства:

Обратите внимание на «внешнее» пространство, в котором происходит действие романа (Санкт-Петербург – деревня – Москва - заграница) и на «внутреннее» пространство (например, кабинет Онегина);


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты