КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность патриархальной теории происхождения государства
Название этой теории происходит от греческого слова patriarches – глава рода. Патриархальная теория представляет государство как естественную форму жизни людей, вне которой их общение невозможно. Возникло оно в результате стремления людей к объединению, к образованию патриархальной семьи. Да и само государство отождествляется с большой семьей, где отношения монарха и его подданных, в свою очередь, отождествляются с отношениями отца и членов семьи, а государственная власть – с отцовской властью как продолжение и развитие последней. Монарх должен заботиться о подданных, как о своих детях, а те – подчиняться ему. Принято считать, что своим появлением патриархальная теория обязана древнегреческому философу, основоположнику логики и ряда других отраслей современной науки, величайшему, по мнению К. Маркса, мыслителю древности – Аристотелю (384–322 до н.э.), который, хотя (с позиций современной науки несколько наивно) утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти, тем не менее очень реалистично смотрел на государство: госу-дарственный деятель не может ждать наступления идеальных условий, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми – такими, как они есть. Наилучшими формами государственной власти он считал такие, при которых исключается возможность своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу. К таким формам, по мнению Аристотеля, относятся монархия, аристократия, умеренная демократия. Наихудшими государственными формами он считал тиранию, олигархию и охлократию (господство черни). Другим основателем патриархальной теории происхождения государства был китайский философ, историк и государственный деятель Конфуций (551–479 до н.э.), центральное место в учении которого (ставшем впоследствии китайской государственной религией – конфуцианством) занимает концепция «жэнь» (человеколюбие). Она представляла собой систему идей «чжун» (преданность государю), «и» (верность долгу), «сяо» (сыновняя почтительность), «куань» (великодушие), «ди» (уважение к старшим) и т.д. Согласно Конфуцию, сложившееся разделение людей не может быть изменено, младший должен подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Но он же писал, что государство должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников. С позиций патриархальной теории происхождения государства оправдывалась необходимость государственной власти и в гораздо позднее время. Именно так, в 1642 году, Р. Фильмер в своей работе «Патриархия, или защита естественного права королей» обосновывал существование в Англии неограниченной власти монарха (абсолютизма). В частности, он утверждал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. Затем Адам передал эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот – своим потомкам – королям. Последователем патриархальной теории в России был известный социолог и публицист Отмечая значение патриархальной теории происхождения государства, следует прежде всего обратить внимание на то, что эта возникшая еще в древности теория убедительно опровергается современной исторической и юридической наукой, доказавшей, что патриархальная семья и государство возникают единовременно в результате разложения первобытно-общинного строя, и что родственные связи в обществе, где существует такая семья, разрушаются очень быстро. Но тем не менее эта теория имела значительное влияние и в Европе, и в России. Под ее влиянием появились традиции веры в доброго царя, добродетельного правителя, «отца народа», только с появлением которых возможны изменения к лучшему, и на мудрость которых (а не на право и закон) должно опираться государство. Такие идеи, называемые еще традициями патернализма, оказались довольно живучими, не ушли они в прошлое и сегодня. В таких явлениях наглядно проявляется реакционная сущность патриархальной теории происхождения государства, которая теоретически оправдывала пассивность общества, ожидание им чужих решений, являясь по своей сути антидемократичной. Вместе с тем патриархальная теория представляется более прогрессивной, нежели теологическое учение о государстве и праве, так как государство, хотя и примитивно, но все же является продуктом развития человеческого общества, а не божественной воли. Таким образом, это одна из первых теорий, показавших, пусть упрощенно, пусть односторонне, но все же социальную природу государства и права.
|