Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Нормативистская и историческая теории о происхождении права

Читайте также:
  1. AGb III. Проблемы общей теории перевода 105
  2. AGb III. Проблемы общей теории перевода 149
  3. AGb III. Проблемы общей теории перевода 203
  4. C. 4.35. 13). - Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  5. Cведения из теории цепей переменного тока.
  6. CОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
  7. Cовременные теории мотивации
  8. I.2.1) Понятие права.
  9. I.2.3) Система римского права.
  10. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.

Создателем нормативистской теории происхождения права является австрийский юрист
Г. Кельзен (1881–1973). В соответствии с его теорией право выводится из самого себя, оно не подчинено принципу причинности, черпает силу и действенность в самом себе. Для этой теории проблем причин возникновения права вообще не существует. Право возникло вместе с государством: государство и право нераздельны, и их происхождение – это единый процесс. При этом государство рассматривается Г. Кельзеном как «централизованный правопорядок», а право – как своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции. Нижестоящие ступени занимают нормы, соответствующие конституционным, но которые непосредственно в конституции могут быть и не записаны. В самом низу этой «лестницы норм» находятся индивидуальные акты, судебные решения и даже конкретные сделки. «Основная норма» призвана вводить действия должностных лиц государства в русло правопорядка и придавать нормативным актам общеобязательный характер. Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок. Поэтому создание каждой нормы одновременно является и применением вышестоящей по иерархической лестнице нормы. Но сама «основная норма» при этом не нуждается ни в каком социальном или нравственном объяснении, она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. Эту основную норму, по мнению
Г. Кельзена, можно представить в виде «самой первой из конституций».

Юридическая наука рассматривается Г. Кельзеном как наука о формально-логически должном, а не о сущем. В свете последнего тезиса право отделяется им от идей добра, справедливости, равенства как оценочных суждений, которые не могут быть объективными и независимыми, так как основываются на личности оценивающего, его чувствах, тогда как право органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти». По этой причине теорию Г. Кельзена еще называют чистой теорией права.

Большое значение для современного правопонимания имеет обозначенная в этой теории неразрывная связь права и государства, единство процесса их возникновения, а также необходимость системной и иерархичной организации правовых норм. Разделение же права и идей справедливости и добра имеет в некотором смысле реакционный характер. Поэтому сегодня в юридической науке часто отмечается абстрактность, оторванность нормативистской теории происхождения права от реальности.



В соответствии с исторической теорией, основателем которой считается немецкий юрист
Ф. Савиньи (1779–1861), право зарождается и развивается самопроизвольно, исторически (примерно так же, как и язык), а не декретируется законодателем. Оно вытекает из национального, народного сознания. Законодатель должен лишь уловить этот народный дух и превратить его посредством норм в действующее законодательство.

Важным представляется выработанный в этой теории тезис о том, что и государство, и право являются объективным результатом исторического развития. Впервые отмечены роль и значение влияния глубинного этнокультурного пласта на возникновение права и особенности этого процесса у разных народов. Однако очевидно, что признание «сферы духа» и общественного сознания первопричиной появления права сильно преувеличено.

2 ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА,
ИХ СООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ИНСТИТУТАМИ


Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 13; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Марксистская (материалистическая) концепция происхождения государства и права | Плюрализм в понимании и определении государства и его сущности
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты