Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культурная революция




В ходе Февральской и Октябрьской революций, а также в годы Гражданской войны старая жизнь в стране была разрушена. Предстояло строить новый мир, что требовало напряжения всех сил общества. В строительстве нового общества одну из важных ролей большевики отводили культуре. Образование в 1922 г. многонационального государства создало невиданный еще в мире прецедент - необходимость сложения многонациональной культуры. Тогда советская власть стала все более подчинять искусство задачам социалистического строительства. В 1925 г. была принята резолюция ЦК РКП (б) "О политике партии в области художественной литературы", которая положила начало идеологизации литературы и искусства.
Ликвидация безграмотности. В 20-е годы неграмотность в стране все еще не была ликвидирована. Объявление курса на построение социализма в одной стране в кратчайшие сроки требовало немедленного выполнения задач ликвидации неграмотности, введения всеобщего начального обучения, массовой подготовки специалистов.
В целях борьбы с неграмотностью в 1928 г. по инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. Была проведена перепись неграмотных в стране и запись добровольцев в культармии. В культармии записывались учителя, инженеры, рабочие, учащиеся, домохозяйки. Численность культармий составляла около 1 млн. чел., из них 85% сами имели начальное образование. В их задачи входило научить неграмотных элементарным навыкам чтения и письма и основам политграмоты. Работать добровольцам приходилось в очень сложных условиях: не хватало помещений, бумаги, письменных принадлежностей. Но и в столь сложных условиях добровольцы работали бесплатно. В результате, по данным переписи 1939 г., массовая неграмотность в России была преодолена - доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила 89, 7%. Различия в уровне грамотности между городом и деревней, между женщинами и мужчинами продолжали оставаться, но они уже были не столь значительны.
Школа. Следующим шагом в осуществлении культурной революции стало создание советской школы. В первые годы советской власти, ввиду тяжёлого положения в стране, происходило сокращение школьной сети. С середины 20-х гг., когда начало улучшаться экономическое положение государства, воссозданию школы государство стало придавать особое значение. Значительно увеличились средства, выделяемые на народное образование; комсомол взял шефство над всеобщим обучением, и десятки тысяч комсомольцев были направлены на преподавательскую работу; рабочие помогали строить школьные здания, колхозники сверх плана засевали специальные земельные участки, урожай с которых шёл в фонд всеобщего обучения. В результате ширилась сеть общеобразовательных школ. В 1930 г. в стране было введено обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-9 лет. В годы второй пятилетки было введено всеобщее семилетнее обучение в городах.
В то же время была проведена работа по улучшению качества обучения в школе. В 20-е гг. в народном образовании была очень популярна "теория отмирания школы", занятия велись по "новым" методам: "бригадно-лабораторному", "Дальтон-плану", когда занятия велись не по стабильным учебникам, а по "рассыпным учебникам", "рабочим книгам", которые не давали систематических знаний. В 1930 г. ЦК ВКП (б) неоднократно рассматривал проблему необходимости повышения качества образования. В сентябре 1931 г. ЦК ВКП (б) принял специальное постановление "О начальной и средней школе", в котором ставилась задача положить в основу школьного образования научно обоснованные программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний по всем предметам, обеспечивающих прочное усвоение учащимися основ наук. Главной формой обучения в начальной и средней школе должен был стать урок с данной группой, имеющий твёрдый состав учащихся, со строго определённым расписанием занятий, с индивидуальным и систематическим учётом знаний каждого учащегося, со строгой дисциплиной всех учащихся. В конце 30-х гг. были изданы стабильные учебники по всем школьным дисциплинам. В результате за годы первых пятилеток в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа.

Подготовка специалистов. Огромное значение советская власть придавала подготовке специалистов через сеть средних и высших специальных заведений. В целях пополнения студенчества выходцами из среды рабочих и крестьян была расширена сеть рабфаков (в 1928/29 г. уже имелось 176 рабфаков, в которых обучалось свыше 57 тыс. рабочей молодёжи). Для материальной поддержки учащейся молодёжи в 1922 г. правительство установило государственные стипендии, были повышены оклады для профессорско-преподавательского состава. В 1921 г. в Москве и Петрограде были созданы Институты красной профессуры для подготовки кадров преподавателей общественных наук. Было расширено число высших технических и средних специальных учебных заведений, только за годы первой пятилетки число втузов увеличилось в 5 раз. За период двух пятилеток вузы и техникумы страны подготовили свыше 2 млн. специалистов. В дореволюционной России около 20 городов имели высшие и средние специальные учебные заведения, расположенные в основном в Центральной России. В период культурной революции высшие и средние специальные учебные заведения были созданы во всех национальных республиках, готовившие учителей, врачей, инженеров, строителей и других специалистов из местных национальностей. К концу второй пятилетки более 100 городов всех советских республик имели университеты и институты. Общее число вузов к 1941 г. достигло 817. К концу 30-х гг. в Советском Союзе насчитывалось более 110 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. чел с высшим образованием. Инженеров было в два раза больше, чем в США.

Наука. Большое внимание в 20-30-е гг. было уделено развитию науки. По мере улучшения хозяйственного положения страны правительство выделяло все больше средств на развитие науки. Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук. В ней был создан ряд новых институтов: физико-химического анализа, физико-математический, радиевый и др. В 1925 г. Российская академия наук была признана высшим учреждением Советского Союза, и ей было присвоено наименование Академии наук СССР. В 1930-х гг. деятельность Академии наук значительно расширилась, в ней был создан ряд важнейших научно-исследовательских институтов: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др. В Академии наук впервые появился ряд научно-исследовательских институтов по общественным наукам: истории, философии, праву и др. С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках и других областях: Азербайджанский, Армянский, Грузинский, Казахский, Таджикский, Дальневосточный, Уральский и др. На базе этих филиалов Академии наук в национальных республиках стали создаваться научные центры. В 1929 г. была создана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина, на которую возлагалась обязанность реконструкции сельского хозяйства.
Уже к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников.

В результате советские учёные достигли выдающихся успехов в различных отраслях науки. Физиолог И.П. Павлов сделал открытия мирового уровня в области высшей нервной деятельности человека и животных. К.Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, на основе которой в дальнейшем разрабатывались и создавались современные реактивные двигатели. К.Э. Циолковский затем продолжил разработку теории космических полётов. Учёные Н.Е. Жуковский и С.А. Чапыгин открыли закон образования подъёмной силы крыла, который стал основой развития современной авиации. Была создана группа изучения реактивного движения, куда входили Ф.А. Цандр, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой "катюши", прославившейся в годы Великой Отечественной войны. Известные советские ученые Н.Н. Семенов, И.В. Курчатов, Д.В. Скобельцын и др. внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. Большая заслуга в решение ряда проблем химии, которые имели практическое значение, принадлежала С.В. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Новых успехов ученые в областях физиологии, биологии, математики. В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США, преодолев 12 тыс. км. за 63,5 часов. Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране. Найдены были большие запасы нефти, исследовались угольные и рудные месторождения Сибири, Урала, Средней Азии, Дальнего Востока, Севера, Казахстана.
Большое внимание власти уделяли развитию гуманитарных наук, задача которых заключалась в том, чтобы вытеснить из сознания людей буржуазную идеологию и заменить её марксистско-ленинской. Особое значение придавалось развитию отечественной исторической науке. В 30-е гг. началось осмысление своего времени не как новой эры в истории всего человечества, а как определённого этапа российской истории. В 1934 г. СНК и ЦК ВКП (б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах. В Московском и Ленинградском университетах стали восстанавливаться исторические факультеты. История Российского государства была коренным образом переработана. В 1938 г. выходит в свет "Краткий курс истории ВКП (б)". Он стал обязательной книгой для сети политпросвещения, школ, вузов. В нём Российское государство уже не рассматривалось как "тюрьма народов", а, напротив, всячески подчёркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народов. Советское многонациональное государство представало теперь в качестве преемника цивилизаторской роли дореволюционной России.
В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. Ее родоначальником стал М.Н. Покровский, первым предложивший рассмотрение российской истории с марксистских позиций. В этот период историей феодализма успешно занимались Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров. Истории крестьянских восстаний, общественно-политических движений посвятили свои труды В.И. Пичета, Н.М. Дружинин. М.В. Нечкина исследовала историю общественного и революционного движения в России XIX в., в том числе и декабристское движение. Над историей пролетариата трудились А.М. Панкратова, К.А. Пажитнов. Проблемы всеобщей истории освещали В.П. Волгин, Е.А. Косминский, Н.М. Лукин, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле и др.

Литература. Большое значение придавалось развитию литературы. В стране широкое развитие получило книгоиздательство. В 30-е гг. увеличился тираж книг, выпуск журналов и газет. Книги издавались более чем на 100 языках народов СССР. Некоторое время после революции литература развивалась в условиях относительной духовной свободы. Со временем советское руководство решает привлечь литературу и искусство к делу воспитания советских людей в духе коммунистической идейности. В 1925 г. ЦК ВКП (б) принял резолюцию "О политике партии в области художественной литературы". В Постановлении, в частности, говорилось: "Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, выработать соответствующую форму, понятную миллионам. Только тогда советская литература и ее будущий пролетарский авангард смогут выполнить свою культурно-историческую миссию, когда они разрешат эту великую задачу".
ВКП (б) начала работу по консолидации художественной интеллигенции на позициях социализма, мобилизации ее вокруг задач социалистического строительства. В 1932 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Многочисленные группы объединения деятелей культуры и искусства ликвидировались и вместо них были созданы централизованные, подконтрольные правительству творческие союзы интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников (во всесоюзном масштабе в 1957 г.). Союз советских писателей возглавил А.М. Горький. В уставе Союза советских писателей говорилось, что советские писатели в своем творчестве должны руководствоваться политикой коммунистической партии и советского правительства. В литературе и искусстве был утвержден метод социалистического реализма. На Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. А.М. Горький дал определение "метода социалистического реализма", подразумевающего творческое использование классического наследия мировой культуры, связь искусства с современностью, активное участие искусства в современной жизни, изображение ее с позиций "социалистического гуманизма". "Социалистический реализм" должен был представлять собой новый тип художественного сознания.

В эти годы в рамках социалистического реализма создают выдающиеся произведения М.А. Шолохов, А.М. Горький, Н.А. Островский, А.Н. Толстой. В частности, в 1928-40 гг. М.А. Шолохов создает роман "Тихий Дон" (4 кн.) о драматической судьбе донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войн. Его герой, Григорий Мелехов, вовлеченный в хаос исторических катаклизмов, не принявший советскую власть, - обречен. Тема коллективизации правдиво освещена автором в романе "Поднятая целина" (1-2, 1932-1960). Эти произведения станут всемирно известными, и в 1965 г. автор получил Нобелевскую премию по литературе "за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время".

А.М. Горький в 1932 г. пишет пьесу "Егор Булычов и другие", в 1925 - 1936 г. - роман - эпопею "Жизнь Клима Самгина". Последний роман писатель считал самым главным произведением своего творчества, главным героем которого стал Клим Самгин - типичный представитель русской буржуазной интеллигенции конца XIX - начала XX века со всеми ее сомнениями, колебаниями и блужданиями. На долгие годы настольной книгой советской молодежи стал роман Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1932-1934). Автор - участник Гражданской войны, ослепший и прикованный к постели, создал роман о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина. Образ Павла Корчагина стал определяющим типом положительного героя литературы социалистического реализма. М.А. Булгаков в 1925-1927 гг. в романе "Белая гвардия", пьесах "Дни Турбинных" (пост. 1926), "Бег" (1926-1928) показал обреченность Белого движения, трагедию русской эмиграции. В это время М.А. Булгаков создает произведения "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубл. 1987), и др., в которых в гротескно-сатирической форме изобразил советский быт. В 1929 г. М.А. Булгаков создал свое самое значительное произведение - символико-фантастический и сатирический роман с использованием мифологических и евангельских сюжетов - "Мастер и Маргарита", который был опубликован только в 1966-1967 гг. Этот роман М.А. Булгакова о главном: о вечном противостоянии добра и зла, истинной праведности и фарисейства, художника и власти. В 30-е гг. широкую известность получили стихи А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, детских писателей и поэтов (А.П. Гайдар, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, С.Я. Маршак, С.В. Михалков и др.). Основное внимание советские писатели уделяли подвигам советских людей на военных и трудовых фронтах. Популярна была историческая тематика, а также жизнь и творчество выдающихся деятелей мировой и отечественной науки и искусства. В 30-е годы издательство "Молодая гвардия" начало издавать серию книг "Жизнь замечательных людей", которая до сих пор остается популярной у современных читателей.
Театр. Широкую признательность получили Большой театр, Малый, МХАТ, Театр революции, Театр имени Е.Б. Вахтангова, Театр Ленинского комсомола, Камерный театр под руководством А.Я. Таирова. Выросла сеть театров на периферии, в том числе и в национальных республиках. В репертуарах советских театров значительное место занимала классическая русская и мировая драматургия. В то же время основное внимание было уделено советской драматургии, отражавшей успехи и трудности социалистического строительства. Большой популярностью пользовались следующие спектакли: "Разлом" Б. Лавренева в театре им. Евг. Вахтангова, "Любовь Яровая" К. Тренева в Малом театре, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова во МХАТе, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского в Камерном театре и др. В 30-е гг. во многих театрах страны ставятся спектакли, посвященные В.И. Ленину: ""Человек с ружьем" Н. Погодина, "На берегу Невы" К. Тренева. Значительное место в жизни советского театра занимали горьковские спектакли: "Егор Булычов и другие", "Достигаев и другие" и др..

Кинематограф. В 20-30-е гг. успешно развивалось киноискусство. В 1925 г. под руководством режиссера С. Эйзенштейна был создан лучший фильм немого кино "Броненосец Потемкин", получивший исключительную оценку во всем мире. В 1926 г. режиссер Вс. Пудовкин снимает фильм "Мать" по одноименному произведению М. Горького, также получивший мировое признание. В 1929-1930 гг. украинский режиссер А. Довженко создал фильмы "Арсенал" и "Земля". Всемирную славу советскому кино принес фильм "Чапаев", снятый в 1934 г. С. и Г. Васильевыми. Снимается целый ряд картин, посвященных В.И. Ленину: "Человек с ружьем" С.И. Юткевича; "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" М.И. Ромма и др. Одним из первых привлекательный образ В.И. Ленина в советском кинематографе и театре создал замечательный актер Б.В. Щукин. Огромное впечатление на молодое поколение произвел образ Максима, созданный артистом Б. Чирковым в трилогии "Юность Максима" (1934), "Возвращение Максима" (1937), "Выборгская сторона" (1939) режиссеров Г.М. Козинцева и Л.З. Трауберга о простом деревенском пареньке, прошедшем путь от рабочего до наркома банков. Максим, с деревенским лицом, в расшитой рубахе, распевающий песню "Крутится-вертится шар голубой", такой знакомый и родной миллионам, стал символом целого поколения, сделавшего революцию 1917 г. Актеру удалось создать образ большевика, "полный человеческой прелести". Вот эту человеческую прелесть, задушевность, юмор, обаяние Б. Чиркову удалось передать в совершенстве. Трилогия о Максиме в 1941 г. была удостоена Государственной премии и принесла актеру Б.П. Чиркову всенародную.
30-е гг. снимаются и другие фильмы, ставшие классикой советского киноискусства: "Александр Невский" С.М. Эйзенштейна; "Конец Санкт-Петербурга" В. И. Пудовкина; "Семеро смелых", "Комсомольск" С.А. Герасимова; "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" Г.В. Александрова; "Мы из Кронштадта" Е.Л. Дзигана.
Среди советских музыкантов наиболее известными были Н.Я. Мясковский, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, В.И. Мурадели, А.И. Хачатурян, С.С. Прокофьев. Необычайной популярностью пользовались песни А.В. Александрова, В.П. Соловьева-Седого, И.О. Дунаевского.
Архитектура. Сразу же после окончания Гражданской войны советская архитектура решала задачи восстановительного периода. В 1918 - 1925 гг. архитекторы А.В. Щусев, И.В. Жолтовский разрабатывают планы реконструкции Москвы и Петрограда.

В 20-х гг. ведущим направлением в архитектуре становится конструктивизм, для которого были характерны строгость и геометрическая чистота форм. Конструктивизм широко использовался в строительстве общественных зданий: домов культуры, театров, детских учреждений, фабрик-кухонь, больниц и универмагов. В период индустриализации необходимо было решать жилищную проблему в городах. В результате творческих поисков архитекторы - конструктивисты сформировали новый тип четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома. Среди построек конструктивистов 20-30-х гг. до наших дней дошли в Москве - Дворец культуры Пролетарского района (1931-1937, братья Веснины), Клуб им. Русакова (1927-1929, К. Мельников).

В связи с индустриализацией, широкими темпами по всей стране развивалось промышленное строительство. Советское промышленное строительство отличалось от дореволюционного современной архитектурной формой, крупными масштабами, четким силуэтом. Архитектурным промышленным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1927-1932, братья Веснины и др.).
Значительным архитектурным сооружением 20-х годов стал Мавзолей В.И. Ленина (1924-1930). Как только стало известно о смерти В.И. Ленина, в ЦК партии и Совнарком стали поступать телеграммы и письма с просьбой не предавать его тело земле. ЦИК СССР принял решение соорудить у Кремлевской стены Мавзолей. Проект выполнил архитектор А.В.Щусев. К 27 января 1924 г. уже был готов первый деревянный Мавзолей. Он представлял собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Весной того же года его заменили другим временным Мавзолеем, тоже из дерева. Трехчастная композиция была заменена единым объемом с двумя боковыми трибунами. Современный Мавзолей построен в 1930 г. по проекту арх. А.В. Щусева из камня. Это единый куб с двумя боковыми трибунами, облицованный темно-красным гранитом, порфиром и черным лабрадором. Над входом на монолите из черного лабрадора буквами из красного кварца выложена надпись: ЛЕНИН. Красно-черные тона придают Мавзолею четкую и печальную строгость. Гранитный барельеф, изображающий Государственный герб СССР, был исполнен скульптором И.Д. Шадром. Надо отметить, что А.В. Щусеву удалось решить проблему соотнесения этого цельного граненого массива с силуэтом Кремля.
В конце 20-х гг. одной из самых престижных построек в Москве стало строительство жилого дома для руководящих партийных и государственных работников страны, со временем получивший название "Дом на набережной". Строительство Дома велось в 1928-1931 гг. на Берсеневской набережной по проекту архитектора Б.М. Иофана. Масштаб сооружения поражал: это был 10-12-ти этажный жилой дом, на 505 квартир. Компактная композиция корпусов, размещенных по периметру трех внутренних дворов, скупо оформленных внутренних стен, массивный силуэт придавали сооружению сходство с неприступной цитаделью. За аскетичными фасадами Дома Правительства скрывались элитные апартаменты: 3-4-х, 5-7-ми комнатные квартир. Уровень комфорта для Москвы того времени был поразительным: газ, телефон, просторные лифты, мусоропроводы, встроенные шкафы, холодильники, дубовый паркет, зеркальные двери, отделка стен "под шелк", мебель во всех комнатах по проекту Б.М. Иофана.

С начала 20-х до середины 30-х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. К середине 30-х годов социализм в СССР был в основном построен, и от архитекторов требовалось отразить величие идей социализма. Конструктивизм с его простотой линий и объемов, с отсутствием декора выполнить такую задачу не мог. Тогда советские архитекторы обращаются к классицизму, к его арсеналу композиционных принципов, приемов, форм. В советской архитектуре появляются монументальность архитектурного образа, парадность, представительность.
Большую роль в выработке нового архитектурного стиля 30-х гг. сыграл конкурс на разработку проекта Дворца Советов в Москве на месте взорванного храма Христа Спасителя. Конкурс проводился в 1931-33 гг. Было представлено около 160 проектов, в нем участвовали известные архитекторы. Победителем оказался проект Б.М. Иофана, В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха. По их проекту Дворец Советов представлял 420-метровую, многоярусную башню. Венчала башню 100-метровая статуя В.И. Ленина. Проект Б.М. Иофана был утвержден в 1934 г., в 1935 г. был утвержден новый градостроительный план Москвы. По этому плану, чтобы подчеркнуть колоссальную мощь Дворца Советов, а также отметить семь основных точек столичного ландшафта (семь холмов) в Москве было намечено построить еще семь высотных зданий. Высотные здания вкупе с Дворцом Советов должны были стать архитектурными доминантами столицы, подчеркивать историческое ядро столицы. Строительство Дворца Советов началось в 1939 г., но было прервано войной. Стальные конструкции были демонтированы. В 50-х гг. проект был окончательно свернут. Тем не менее, Дворец Советов оказал большое воздействие на архитектурный облик Москвы. Целые городские ансамбли проектировались с учетом будущего "главного" центра Москвы. Послевоенные "сталинские" высотки появились именно для того, чтобы поддержать в архитектурном пространстве вертикаль Дворца Советов.
С середины 30-х гг. в Москве началось строительство уникального архитектурного сооружения, ставшего одной из главных достопримечательностей столицы - Московского метрополитена. Строительство метро началось в 1932 г. на Русаковской улице в Сокольниках. Руководил строительством нарком железнодорожного транспорта Л.М. Каганович. Строительство метро сразу же стало общенациональным делом. В столицу на стройку съезжались представители всех союзных республик. 15 мая 1935 г. для народа открылась первая линия "Сокольники - Парк культуры" длиной 11 км. На торжественном открытии метрополитена Л.М. Каганович сказал: "Мы хотим, чтобы это сооружение, которое больше, чем какой - либо другой дворец, театр, обслуживает миллионы людей, поднимало дух человека, облегчало его жизнь, доставляло ему отдых, удовольствие". Над архитектурой станций метро работали лучшие мастера. Они стремились не только создать комфортабельные условия для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Эстетика метрополитена уникальна. Станции метро имели роскошную внутреннюю отделку: мозаика, скульптура, гризайль, фреска, витраж, разные сорта природных камней, бронзовые светильники, фигурные решетки и т. д. В декоре обильно использовалась советская символика из серпа, молота и пятиконечных звезд. В общем, для архитектуры станций метро характерна - мажорность. Архитектура одних из первых станций - "Кропоткинской" (арх. А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг) и "Комсомольской-кольцевой" (арх. А.В. Щусев, худ. П.Д. Корин) была удостоена высшей награды - гран-при на Международной выставке в Брюсселе. На выставке в Нью-Йорке получил премию и макет станции "Маяковская" (арх. А.Н. Душкин, худ. А.А. Дейнека). Мозаичный цикл скульптора и живописца А.А. Дейнеки на станции "Маяковская" "Сутки советского неба" был удостоен главной премии страны - Сталинской. На станции "Площадь Революции" бронзовые скульптуры М.Г. Манизера также являются скульптурными шедеврами.

С 1935 по 1957 гг. метрополитен носил имя Л.М. Кагановича. В 1957 году Л.М. Каганович участвовал в неудачной попытке свергнуть Н.С. Хрущева, его вместе с другими членами так называемой "антипартийной группы" исключили из партии, и метрополитен стал называться именем В.И. Ленина.
В 1937-1939 ГГ. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке возводятся олицетворяющие республики огромные павильоны.

Живопись. В 20-е гг. существовали самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Наибольшую силу из них набирает АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г. - АХР - Ассоциация художников революции). В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом запечатлеть "величайший момент" мировой истории в революционном порыве. АХРР выдвинула лозунг "героического реализма" в качестве основного художественного метода. АХРР и стало поддерживать государство. 23 апреля 1932 г. ЦК партии принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которым были ликвидированы все существовавшие в 20-х годах художественные группировки и создана единая организация - Союз художников СССР. В 1932 г. были воссозданы закрытая в первые годы революции Всероссийская Академия художеств и позже - Институт живописи, скульптуры и архитектуры.
Одним из родоначальников нового советского искусства был Н.А. Андреев (1873-1932). За 30 лет творческой деятельности им выполнены многочисленные скульптурные портреты, памятники, мемориальные доски, серия портретов выдающихся современников. Крупным вкладом Н.А. Андреева в советское искусство стала его "Лениниана" - более 120 скульптурных и более 200 графических изображений В.И. Ленина.

Возникшая на основе многочисленных этюдов с натуры, выполненных непосредственно в кабинете Владимира Ильича, она воссоздаёт целостный, живой и многогранный, проникнутый глубокой человечностью облик вождя. "Лениниана" Андреева послужила отправной точкой для целого направления официального искусства "Ленинианы".

Также ведущую роль в советской живописи 20-хх гг. стал играть И.И. Бродский (1883-1939). В 1919 г. он создал картину "Ленин и манифестация". Эта картина положила начало серии работ, сохраняющих историческую и документальную ценность и в наши дни - "В.И. Ленин на фоне Кремля", "В.И. Ленин на фоне Волховстроя", "Открытие II конгресса Коммунистического интернационала" (150 персонажей, 1920-24), "Расстрел 26 бакинских комиссаров" (1925). Среди работ, посвященных В.И. Ленину, наибольшую известность приобрела картина "Ленин в Смольном" (1930). В 20-30-е гг. И.И. Бродский создал целую галерею большевистских деятелей - И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, С.М. Кирова, В.В. Куйбышева, А.А. Жданова, В.М. Молотова, Л.М. Кагановича, Г.К. Орджоникидзе и др.. И.И. Бродский первым из художников получил Орден Ленина (1934) и возглавил воссозданную Всероссийскую Академию Художеств. И.И. Бродский сделал очень многое для упорядочения художественного образования в стране, художественного процесса.
Родоначальником советского батального жанра стал М.Б. Греков (1882-1934). В 1923 г. он создает картину "В отряд к Буденному". По залитой весенним солнцем пустынной степи едет одинокий всадник и ведет на поводу запасного коня. Этой картиной художник хотел показать народную поддержку Красной Армии. Темным пятном выделяется на фоне раскаленной солнцем степи четверка коней, в бешеном галопе рвущихся вперед, еле удерживает в руках вожжи возница, сверкают шашки, готовятся к бою пулеметы. "Тачанка" (1925, ГТГ) - это гимн Первой Конной Буденного, победный марш ей же звучит в "Трубачах Первой Конной" (1934, ГТГ). М.Б. Греков оказал большое влияние на формирование советской батальной живописи. Студия военных художников в наши дни носит имя М.Б. Грекова.
Одним из ведущих советских художников становится также Б.В. Иогансон (1893-1973). Еще в 20-е годы он написал такие произведения, как "Рабфак идет (Вузовцы)", "Советский суд", "Узловая железнодорожная станция в 1919 году" (все - 1928), "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральском заводе" (1937). В своих произведениях Иогансон стремится следовать традициям, заложенным русскими художниками, прежде всего Репиным и Суриковым.
В 30-е годы плодотворно работает А.А. Дейнека (1899-1969) - один из виднейших представителей социалистического реализма. Главные особенности его художественного стиля стали динамичный ритм, подчеркнутая предметность, резкие ракурсы. В своих произведениях он создавал счастливый образ страны будущего, населенной прекрасными, атлетичными людьми. Основная тема его работ - прославление коммунистического труда, изображение идеализированного советского человека. Для выставки "20 лет РККА" он написал одно из поэтичнейших и романтических произведений "Будущие летчики" (1938, ГТГ): три обнаженные мальчишеские фигуры (изображенные со спины), на берегу моря, глядящие на гидроплан в голубом небе,- будущие его покорители.
Художники создавали образ ликующей праздничной жизни 30-х годов. Так, ощущение новой строящейся жизни передает Ю.И. Пименов в картине "Новая Москва" (1937, ПТ). Широкая улица, умытая весенним дождем, поток бегущих машин, праздничное убранство домов, спешащие по делам москвичи... Справа остаются сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров; слева - гостиница "Москва". Все это реальные наблюдения Ю. Пименова, все документально. Однако Охотный ряд - это уже не старый московский Охотный ряд с лепящимися друг к другу лавками и кричащими вывесками. Ширится улица, по сторонам которой высятся новые огромные здания. Перебегают улицу звонкие трамваи, и манит глаз алая буква "М". Многозначительным и характерным явлением "Новой Москвы" (как вообще новой жизни) становится и женщина за рулем.

Художник Г.Г. Нисский в своих полотнах этого периода стремится передать дух современности. В частности в картине "На путях" (1933) он изображает стоящие на рейде линкоры, летящие в морском просторе парусники, уходящие вдаль линии железнодорожных путей.

Художники национальных республик стремятся запечатлеть приметы нового в своей стране. М.С. Сарьян пишет прекрасные пейзажи, портреты (архитектора А. Таманяна и поэта Исаакяна) и натюрморты. Художник с любовью запечатлевает зеленые долины, ослепительные снежные горы Армении, древние храмы и новые стройки ("Алавердский медеплавильный завод", 1935; "Сбор винограда", 1937); "Цветы и фрукты", 1939).

П.П. Кончаловский написал целую серию прекрасных портретов деятелей культуры: "В. Софроницкий за роялем" (1932), портреты С. Прокофьева (1934), В. Мейерхольда (1938).

После почти 15-летнего молчания с рядом портретов советской интеллигенции выступил М.В. Нестеров (портреты художников П.Д. и А.Д. Кориных, 1930; И.П. Павлова, 1935; хирурга Юдина, 1935; В.И. Мухиной, 1940. Все - ГТГ). В портретах Нестерова есть классическая мера, простота и ясность, они исполнены в лучших традициях русской живописи.

Скульптура. В скульптуре в 20-е гг. также все более утверждаются классические основы, для которых характерно: уравновешенность композиции, ясность построения, гармония и внутренний ритм. В скульптуре 20-х гг. плодотворно работал И.Д. Шадр (1887-1941, наст. фамилия Иванов). Одним из его самых значительных произведений в классическом стиле, да и всей советской скульптуры, является его работа "Булыжник - оружие пролетариата, 1905 год" (гипс, 1927, ГГГ). Герой Шадра - это обобщенный образ борца-пролетария.

После смерти руководителя Советского государства В.И. Ленина в 1924 г. возник вопрос об увековечении его памяти монументальными средствами. Причем, этот вопрос вызвал самые оживленные споры: спорили, как изображать: соблюдать ли в скульптуре портретное сходство или давать образ-символ. Конкурс на памятник у Финляндского вокзала дал массу различных решений: например, изобразить Ленина стоящим на планете. Победили скульптор С. Евсеев и архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх, "оригинальность" их решения состояла в том, что они поместили вождя не на планете, а на броневике, с которого он произносил речь в апреле 1917 г. (1926).
В эти же годы работает активно С.Д. Меркуров (1881-1952), ставший позднее одним из самых именитых скульпторов сталинской эпохи. Он снимал посмертную маску В.И. Ленина. В 1927 г. он создал одну из своих самых значительных работ - величаво-траурную группу "Похороны вождя", (1927-1947, Центральный музей Ленина, Горки Ленинские). Его статуя В.И. Ленина была главным украшением Зала заседаний Верховного совета СССР (до его перестройки, 1939, Кремль). Он создал также памятники Ленину в Волгограде, Магнитогорске, Ульяновске и целом ряде других городов. По эскизам С.Д. Меркурова были созданы три самых крупных на территории СССР памятника И.В.Сталину. Первый по величине - монумент в Ереване (высота 49 м вместе с постаментом; 1951), другие два возвышались на входе в Канал имени Москвы (1937) и на ВДНХ (1939). Аскетичная мощь этих образов по-своему точно и откровенно выразила жесткий дух сталинской эпохи. За "Ленина" для Кремля и "Сталиных" для ВДНХ и Еревана скульптор был в 1941 и 1951 удостоен Сталинских премий. Все они были демонтированы в период "оттепели".
В традиционной и классической манере работает А.Т. Матвеев, создавший в 1927 г. одну из знаменитых своих композиций "Октябрь". Три обнаженные мужские фигуры, должны были, по мысли автора, олицетворять силы, совершившие революцию, - рабочий класс, крестьянство и Красную Армию. Серп, молот, буденовский шлем в их руках имеют смысловое и аллегорическое значение.
С 1917 г. в области монументальной скульптуры выступает как один из основоположников социалистического реализма М.Г. Манизер. В 1936 г., по заказу правительства, М.Г. Манизер выполняет скульптуры для московского метрополитена: 20 фигур станции "Площадь революции" (1936 - 1939 гг.). Со второй половины 30-х годов главным героем работ М.Г. Манизера становится И.В. Сталин. Все новые и новые сталинские бюсты и статуи Манизер создает в 1937, 1938, 1946, 1949, 1950 годах.
Большое значение для развития советской монументальной скульптуры имело участие СССР в международной выставке "Искусство, техника и современная жизнь", устроенной в 1937 г. Париже. Советский павильон был построен по проекту Б.М. Иофана. По всеобщему мнению советский павильон превзошел стоявший прямо напротив павильон Германии. Скульптурную группу для него сделала В.И. Мухина. Скульптору и архитектору удалось добиться синтеза архитектуры и скульптуры. Здание Б.М. Иофана завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном, который совершенно органично венчала скульптура "Рабочий и колхозница" 1937, бывш. ВДНХ). Они держат на вытянутых вверх руках серп и молот. Скульптура В.И. Мухиной "Рабочий и колхозница" стала одной из лучших скульптурных творений XX в. В.И. Мухина сумела воплотить в этом произведении идеал целой эпохи, "Рабочий и колхозница" - это гимн человеку Труда.

Правительство прилагало большие усилия для формирования национальных художественных школ, к созданию "многонационального советского искусства". Организуются декады национального искусства и республиканские выставки, представители разных республик привлекаются к участию в тематических художественных выставках: "15 лет РККА", "20 лет РККА", "Индустрия социализма" (1937), "Лучшие произведения советского искусства" (1940), в международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Еще одной крупной формой культурного общения народов СССР в эти годы стала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (1939-1940).

В конце 20-х - 30-е годы наблюдается необыкновенный взлет советской культуры. Мастера культуры, вдохновляясь грандиозным преобразованием страны, в условиях жёсткой цензуры создавали подлинные шедевры киноискусства, архитектуры, живописи, песенного искусства. Особенностью советской культуры 30-х гг. стало то, что она будила в людях самые лучшие человеческие качества: любовь к родине, стремление к добру, справедливости, нравственной чистоте, дружбе. Миллионам людей, в повседневной жизни испытывающим многочисленные трудности, произведения советской литературы, искусства давали надежду на лучшую жизнь завтра, поэтому они не утратили своей притягательной силы и в наши дни.
В стране происходили грандиозные преобразования, власти смогли добиться определённой сплочённости общества. Но социалистический энтузиазм разделяли не все. Большевики же стремились искоренить в обществе "инакомыслие", скептицизм по отношению к своей политике. Против инакомыслящих деятелей культуры власти также применили политику репрессий. 30-е годы - один из самых противоречивых и трагических периодов как в истории нашего государства, так и в истории культуры и искусства. В культуре и искусстве все более утверждался метод социалистического реализма, при этом из художественной жизни исключались те художники, чье видение мира не укладывалось в рамки социалистического реализма. Их уделом были репрессии, безвестность и забвение на многие годы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты