КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура в 1917 - середине 1920-х годовСвержение монархии в феврале 1917 г. большинство русской интеллигенции восприняло положительно. В основной своей массе интеллигенция считала, что монархия себя изжила, а буржуазные преобразования приведут к строительству нового, справедливого общества в России. И русская интеллигенция готова была служить этому великому делу. Первые демократические преобразования Временного правительства (отмена сословий, религиозных и национальных ограничений, провозглашение гражданских свобод, отделение церкви от государства и др.) были встречены русской интеллигенцией с большим воодушевлением. Но время шло, а реального улучшения положения народных масс не наступало. Проблемы, с которыми столкнулось Временное правительство, были столь всеобъемлющи, что для их решения требовались масштабные личности с сильной политической волей. Таких во Временном правительстве не оказалось. Временное правительство не смогло найти меры, адекватные сложнейшей исторической ситуации, и вывести Россию из кризиса. Поэтому очень скоро русская интеллигенция разочаровалась во Временном правительстве. Но среди интеллигенции были и те, кто приветствовал приход к власти большевиков, считая, что в обстановке хаоса, охватившего Россию, только большевики представляют собой реальную политическую силу, способную вывести страну из кризиса. На лояльных к ним деятелей культуры и опирались большевики в своей культурной политике. Преобразования, которые стали проводить большевики в обществе, требовали грамотности, повышения образования и культурности всех слоев общества. Поэтому большевики энергично взялись за восстановление культуры. В 1918 г. декретами СНК РСФСР были национализированы Третьяковская картинная галерея, частные коллекции С.И. Щукина, Морозова, Мамонтова, Остроухова, Кремль и его музеи, Эрмитаж, музей Александра III (Русский музей), коллекции Зимнего дворца и всех дворцово - парковых ансамблей (Гатчина, Павловск, Петергоф, Царское Село). Чтобы спасти от разграбления крестьянами книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах и буржуазных особняках, было принято распоряжение о национализации всех помещичьих усадеб с коллекциями предметов искусства (Останкино, Кусково, Абрамцево, Мураново и др.). Уже в течение 1918 - 1919 гг. была создана единая библиотечная сеть, национализированы дворцы, музеи, художественные собрания, кинодело, объединено театральное дело. Первые шаги в ликвидации неграмотности были сделаны еще в ходе Гражданской войны. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", по которому все население страны от 8 до 50 лет было обязано обучаться грамоте на родном или русском языке. Но в годы Гражданской войны организовать эту работу в массовом масштабе не удалось. Не хватало книг, бумаги, карандашей, учительских кадров. Эту задачу можно было выполнить при активном участии широких масс грамотного населения. Школа. В первые годы советской власти наблюдалось сокращение школьной сети как результат тяжелого положения в стране. Наряду с ликвидацией массовой безграмотности предпринимались меры по созданию системы школьного образования. В октябре 1918 г. были приняты документы "Положение о единой трудовой школе" и "Основные принципы единой трудовой школы". Согласно этим документам, советская школа должна была стать единой для всей страны, доступной всем детям, бесплатной, вести обучение на родном языке и состоять из двух ступеней. Высшая школа. Перестройка высшего образования преследовала две цели - демократизацию состава студентов за счет привлечения в вузы выходцев из социальных низов и идейное завоевание вузов. Преподавательские кадры в основной массе были настроены антисоветски. На своих занятиях они проводили мысли о незаконности советской власти. Тогда для большевиков встала проблема их замены и создания собственной рабочее-крестьянской интеллигенции. Реформа высшей школы началась с введения новых правил приема в вузы. 2 августа 1918 г. СНК принял декрет "О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР", который провозглашал, что отныне каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола, вероисповедания принимается в вузы без экзаменов, при этом не требовалось документа о среднем образовании. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. Преимущества при зачислении отдавались рабочим и беднейшему крестьянству. В результате в 1918 г. прием только в Московский университет в пять раз превысил прием 1913 г. Но из-за отсутствия необходимой подготовки значительная часть поступивших была отчислена. Чтобы сохранить преобладание рабочей и крестьянской молодежи в вузах, в 1919 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки) - подготовительные отделения для поступления в вузы. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли около половины принятых в вузы страны. В 1920 г. началось наступление на преподавательские кадры. В 1921 г. СНК РСФСР декретом принял новый Устав высшей школы, который полностью ликвидировал автономию высшей школы. Создавался советский аппарат управления высшими учебными заведениями. Для рабочих при получении образования водились привилегии. Традиционные учебные заведения - начальные и средние школы, техникумы, университеты, институты - не могли в короткие сроки обеспечить потребности новой власти в кадрах. Уже в годы Гражданской войны создаются советско-партийные школы, коммунистические университеты, краткосрочные политические курсы, военные школы, фронтовые и армейские курсы. Была проделана большая работа для подготовки национальных педагогических кадров, букварей, учебников, которые бы позволяли вести обучение детей на родном языке. В 1921 г. развернули работу университеты в Ташкенте, Минске, Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, Коммунистический университет трудящихся Востока. В крупных городах открывались педагогические курсы, институты народного образования, различные краткосрочные курсы. Одновременно в стране велась работа по созданию условий для введения всеобщего обязательного начального образования. Наука. Академия наук не приняла советскую власть, но ученые заявляли, что они работали и будут работать для России и науки. Ученые остались на своих рабочих местах, поэтому сеть научных учреждений в стране была сохранена. Тем не менее, научный потенциал страны был серьезно подорван, так как пострадала материально-техническая база, научное финансирование почти прекратилось, были нарушены зарубежные научные связи. Из 10 240 научных работников, которые насчитывались в России в 1914 г., более 500 эмигрировали. Политика советской власти в области науки заключалась в том, чтобы восстановить научный потенциал страны и подчинить его задачам социалистического строительства. 12 апреля 1918 г. СНК РСФСР принял решение о финансировании работы Академии наук. Чтобы поддержать научные кадры, с 1920 г. была введена особая форма обеспечения ученых - натуральный академический паек (выдавался до октября 1923 г.). 500 наиболее выдающихся ученых были освобождены от трудовой повинности, предусматривались меры по охране их жилищ. Перестраивалась система организации науки. Быстро росла сеть научных учреждений, так с 1917 по 1922 г. число научно-исследовательских учреждений выросло втрое. Подавляющее большинство научных институтов носили прикладной характер, т.е. были нацелены на решение проблем, связанных с развитием промышленности и сельского хозяйства. Росла численность научных работников, в частности, к 1927 г. она составила около 25 тыс., т.е. в два с лишним раза больше, чем до революции. В 1925 г. была учреждена аспирантура. Большими успехами было отмечено развитие фундаментальных исследований в области естественных наук. В 1921 г. в системе Академии наук начал работать самостоятельный Физико-технический институт во главе с академиком А.Ф. Иоффе. В институте работали И.В. Курчатов, Н.Н. Семенов, Д.В. Скобельцын и др. На основе физиологической лаборатории И.П. Павлова в Колуштах был образован Зоологический институт, ставший центром фундаментальных исследований высшей нервной деятельности человека и животных. Важных результатов добились ученые, конструкторы, инженеры в авиастроении. Лидирующим в этой области был Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ) во главе с академиком С.А. Чаплыгиным. Здесь появились самолеты конструкторов А.С. Яковлева, Н.Н. Поликарпова, здесь разрабатывались самолеты А.Н. Туполева. В 1924 г. начинается широкое применение авиации для разведки льдов Арктики. Литература. 18 ноября 1918 г. Наркомпрос обратился к деятелям литературы и искусства с призывом о сотрудничестве. Но откликнулись немногие. Значительная часть литераторов не приняла новую, революционную Россию. По различным причинам за границей оказались И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин и др. После Гражданской войны в литературу пришла талантливая молодежь. Только с 1920 по 1926 г. впервые выступили в печати более 150 писателей, среди них В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Н.Н. Асеев, Л.Н. Сейфуллина, А.А. Жаров, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев. Отличительной особенностью литературы первой половины 20-х гг. было ее многообразие. Существовали различные литературные течения, группировки, только в Москве их насчитывалось около 30. Известными фигурами в художественной жизни тех лет были литераторы, чья творческая деятельность была признана еще до революции - А.А. Блок, В.Я. Брюсов, Д. Бедный, М. Горький, А.С. Серафимович. Тон в литературе задавала поэзия, в первые ряды выдвинулись С.А. Есенин и В.В. Маяковский. Яркое восприятие революции отразилось в поэме А.А. Блока "Двенадцать", в дневнике И.А. Бунина "Окаянные дни". Театр. В строительство новой жизни был вовлечен и театр. В первые годы после установления советской власти на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Татарии были объединены и укреплены профессиональные труппы, театры были приняты на государственный бюджет, получили постоянные помещения. В 1919 г. был создан Киевский драматический театр им. Т. Шевченко, в 1920 г. основаны Белорусский государственный театр в Минске (ныне им. Я. Купалы), украинский театр им. И. Франко в Виннице (затем переведён в Киев), Азербайджанский драматический театр в Баку (позже им. М. Азизбекова), в 1921- Армянский драматический театр в Ереване (позже им. Г. Сундукяна), Грузинский театр им. Ш. Руставели в Тбилиси и др. В 20-х гг. были заложены основы театрального искусства у народов, не имевших прежде профессионального театра. Кружки художественной самодеятельности послужили базой для создания узбекского (в 1919, ныне Театр им. Хамзы, Ташкент), казахского (в 1925 в Кзыл-Орде, с 1928 в Алма-Ате, ныне Театр им. Ауэзова) и других театров. В Москве, Петрограде, Воронеже, Иркутске и других городах ставились массовые театрализованные зрелища. С опытом массового агиттеатра первых лет советской власти связано возникновение в 20-х гг. коллективов "Синяя блуза", театров рабочей молодёжи (ТРАМов). В строительстве советского театра активно участвовал В.Э. Мейерхольд. Он создавал театр ярко зрелищный, политически острый, агитационной. В целях пропаганды революционных идей В.Э. Мейерхольд поставил первый спектакль - "Мистерия - Буфф" по пьесе В.В. Маяковского в оформлении К. Малевича. Большое значение имела деятельность Е.Б. Вахтангова, возглавившего в 1919 г. Театр, секцию (ТЕО) Наркомпроса. Ученик и последователь К.С. Станиславского, он выступал за народность искусства, утверждал идею ответственности художника перед народом. Его спектакль "Чудо святого Антония" М. Метерлинка (2-я ред. 1921) был направлен против пошлости мещанского мира, утверждал высокое чувство любви к простым людям. Программным для будущего Театра им. Вахтангова стал спектакль "Принцесса Турандот" К. Гоцци (1922) - остросовременный по своему оптимистическому звучанию, полный ярких красок. К середине 20-х гг. были созданы театры, которые в советское время в театральном искусстве станут ведущими: Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.А. Блок, Театр им. Вс. Мейерхольда, Театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. В это время был открыт первый профессиональный театр для детей под руководством Н.И. Сац. Искусство. Большевики после прихода к власти предприняли значительные меры к тому, чтобы поставить искусство на службу революции и революционному государству. Весной 1918 г. В.И. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды, который предусматривал широкое привлечение на сторону советской власти деятелей культуры и искусства для пропаганды идей революции, для перевоспитания граждан в духе революционных идей. Начало осуществления плана монументальной пропаганды было положено декретом СНК от 12 апреля 1918 г. "О памятниках Республики". В нем говорилось о необходимости сноса старых памятников царям и угнетателям народа и о сооружении новых, революционных памятников, об оформлении улиц в дни пролетарских праздников и т.д. В конце лета 1918 г. начался снос старых памятников и установка новых: бюстов, фигур, стел, памятных досок героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам. В создании новых памятников принимали участие скульпторы самых различных направлений и возрастов: Н.А. Андреев, А.Т. Матвеев, В.А. Синайский и др. Открытие памятника было всегда и актом пропаганды. 22 сентября 1918 г. был открыт первый такой памятник - А.Н. Радищеву, созданный Л.В. Шервудом и установленный перед Зимним дворцом в Петрограде. Второй такой памятник был установлен в Москве на Триумфальной площади в том же году. 7 ноября 1918 г. был открыт еще ряд памятников: К. Марксу перед Смольным работы А.Т. Матвеева, В. Лассалю - В.А. Синайского в Петрограде, Ф.М. Достоевскому - работы С.Д. Меркурова на Цветном бульваре в Москве, бюст Джузеппе Гарибальди у Московской заставы в Петрограде, исполненный латышским скульптором Н. Зале (1918), бюст Н.Г. Чернышевского (1918) и О. Бланки (1919) работы Т. Залькална, также в Петрограде. В общей сложности с 1918 по 1920 г. в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде - 15. В 1918 г. было предпринято массовое издание классиков русской и мировой литературы под названием "Народная библиотека". В изданиях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова приняли участие многие уже известные художники: Б.М. Кустодиев, А.Н. Бенуа, Д.Н. Кардовский и др. В прикладной графике над эскизами денежных знаков работают П.В. Митурич, С.В. Чехонин, С.Д. Лебедева. Над украшением манифестаций, шествий, массовых празднеств работают К.С. Петров-Водкин. К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Н.И. Альтман и др. Графика. Большую роль в становлении советского искусства сыграла графика. В тяжелые годы Гражданской войны графика оказалась самым оперативным видом искусства, откликающимся на все события. Из графических жанров самым выразительным был плакат. Он печатался большими тиражами на разных национальных языках и потому проникал в самые отдаленные уголки страны. Так, первый плакат издательства ВЦИК "Царь, поп и кулак" (1918) вышел сразу на 10 языках. Плакат был доступен для малограмотных и вовсе неграмотных, звал на борьбу с врагом в форме, понятной для всех. В годы Гражданской войны развиваются два типа плаката - героический и сатирический. Выразителями этих двух направлений были Моор и Дени. Моору (Дмитрию Стахиевичу Орлову, 1883-1946) принадлежат те политические плакаты, которые стали классикой советской графики: "Ты записался добровольцем?" (1920 -в упор вопрошает зрителя фигура красноармейца) и "Помоги!" (1921-1922). В последнем плакате, посвященном голодающим в Поволжье, художник чисто изобразительными средствами сумел передать трагичность ситуации в Поволжье. На черном фоне помещена скелетообразная фигура старика в белой рубахе с воздетыми руками, перечеркнутая сломанным колосом, а внизу на белом фоне черными буквами - как душераздирающий крик-слово "Помоги!". Плакаты Дени (Виктора Николаевича Денисова (1893-1946) сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами: "Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала" (1919); "На могиле контрреволюции" (1920); "Кулак-мироед", "Учредительное собрание" (1921) и пр.. Особое место в плакате тех лет занимала новаторская форма агитационного искусства - "Окна сатиры РОСТА" (Российского телеграфного агентства), в которых большую роль играли М. Черемных, В. Маяковский, Д. Моор. Это телеграфные ленты, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Они призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, разъясняли события, агитировали за новое в быту. "Окна РОСТА" просуществовали с осени 1919 г. до 1921. Сначала они исполнялись в одном экземпляре, потом стали размножаться до нескольких сотен экземпляров и расклеивались в витринах 47 отделений РОСТА или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. Агитационный фарфор. Наряду с плакатом в числе самых революционных, передовых видов искусства в 20-х гг. был агитационный фарфор. Согласно плану монументальной пропаганды, большевики придавала большое значение прикладным видам искусства, так как они непосредственно были обращены к массам. В пропагандистских целях большевики решили использовать производство фарфора. В 1918 г. Императорский фарфоровый завод был передан в ведение Наркомпроса как испытательная керамическая лаборатория. С этого времени предприятие стало называться Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). В пропагандистских целях там началось изготовление агитационного фарфора. Художественную группу, в которую входили талантливые художники С. Д. Лебедева, Н..Я. Данько, З.В. Кобылецкая и др., возглавил С.В. Чехонин. Они вводили в рисунок на фарфоре лозунги, революционные даты, советскую эмблематику - изображение серпа, молота, шестеренки и т.д. Мастера расписывают сервизы, отдельные столовые предметы. После окончания Гражданской войны стали изготовлять скульптуру из фарфора, изображающей людей эпохи революции ("Красногвардеец", "Матрос с цветком", "Матрос со знаменем", "Работница, вышивающая знамя" и др.). К середине 30-х гг. наступает угасание жанра - агитационный фарфор выполнил свою задачу, но он остался в истории, как одно из самых заметных направлений в фарфоровом искусстве XX века. Так в Советской России рождалось новое искусство.
|