КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура русского зарубежьяВ XX в. из Советской России исходило три волны политической и интеллектуальной эмиграции: после революции и Гражданской войны, "перемещенные лица" в годы Второй мировой войны и диссиденты 70-х - 80-х годов. Эти эмиграции в отечественной литературе принято называть: эмиграция первой, второй, третьей волны. Русские эмигранты расселились более, чем в 25 странах, но основными центрами сосредоточения стали первоначально Белград, София и Рига и Харбин, а затем- Берлин, Париж, Прага. Большинство эмигрантов считало, что их пребывание в эмиграции временно, что большевистский режим скоро падет, и они вернутся в Россию. Они также считали, что русская культура в Советской России находится в опасности, поэтому их миссия заключается в сохранении русской культуры. Они дистанцировалась от чужой культуры и создавали собственные культурные центры со своей культурной жизнью - газетами, журналами, библиотеками, издательствами, школами, университетами и научными институтами. Каждый из заграничных культурных центров обрел свое неповторимое лицо. Белград и София были местами сосредоточения военно-политической публицистики; Прага оказалась центром образования; в Берлине сконцентрировалась издательская деятельность, Париж стал "культурной столицей" эмиграции. Культура помогала выжить русским эмигрантам в условиях рассеяния и отсутствия национальной почвы. Общественная мысль русского зарубежья. За рубежом русская интеллигенция , разочаровавшись в старых лозунгах, которые привели к крушению монархии и Гражданской войне, продолжала размышлять о месте России в мировой цивилизации, о путях национального возрождения, о роли интеллигенции в судьбах России. В результате сформировались несколько оригинальных идейных течений в общественной мысли, не имевшие аналогов в дореволюционной России. Движение младороссов имело национальную направленность. Поколение эмигрантских детей по - своему интерпретировало доктрину "великой России". В основе тезисов малороссов лежал миф о народе - богоносце и метафизическом единении двух сакральных понятий: Царя и Народа. Убеждение в том, что появление советской власти было "святой волей народа", что привело к странному лозунгу - дилемме - "Царь и Советы". Заметным идейным течением также стало движение новоградцев, отразившее духовные поиски эмигрантской молодежи, испытывавшей чувство социальной отчужденности. В 30-е гг. в Париже было основано объединение молодых людей "Круг". Оно ставило своей задачей обсуждение религиозно - нравственных вопросов, которые перекликались с политическими проблемами. С этим объединением был связан журнал "Новый град", издававшийся в 1931-1939 годы. Ключевую роль и в этом движении, и в журнале новоградцев играл религиозный философ Г.П. Федотов. Движение видело путь возрождения России через религиозное и духовное самосовершенствование. В эмиграции также издавался еще один "толстый" журнал - "Воля России" (1922-1932, 1921-1927). Он издавался в Праге, а затем в Париже. В редакцию входили А.Ф. Керенский, М.Л. Слоним, В. Сухомлинов и Е. Сталинский. Журнал сразу выразил стремление знакомить читателей не только с эмигрантской литературой, но с художественными новинками Советской России. На страницах журнала часто печатались обзоры советской литературы. В журнале были опубликованы "Синие гусары" Н.Н. Асеева, "Лейтенант Шмидт" Б.Л. Пастернака, "Мы" Е.И. Замятина, рассказы И.Э. Бабеля, Б.А. Пильняка, К.А. Тренева, О.Д. Форш и других советских авторов. Эстетическая позиция журнала заключалась в отстаивании тезиса о том, что русская культура и русская литература едины вне зависимости от того, где создаются - в Советском Союзе или в эмигрантской среде. Один из редакторов - М.Л. Слоним - резко выступил против "посланнической" теории З.Н. Гиппиус, которая отрицала всякую связь между ними, адресуясь исключительно к "будущей России". В конце 20-х гг. стало ясно, что надежда на некий общий путь Советской России и эмигрантского русского зарубежья призрачна. Нараставшая культурно-идеологическая нетерпимость социалистического реализма, раскол самих эсеровских группировок за границей вызвали крах журнала "Воля России". Самым популярным иллюстрированным журналом эмиграции была "Иллюстрированная Россия" (1924-1939). Прототипом этого журнала послужила дореволюционная "Нива", которая адресовалась к среднему образованному человеку и помещала много развлекательных материалов. В "Иллюстрированной России" печатались детективы, романы, были специальные разделы для детей, женщин, для семейного чтения и развлечения. В качестве приложения к нему предлагалась дешевая подписка на собрание сочинений классиков, энциклопедии, справочники. Бесплатное приложение к "Иллюстрированной России" составляло 52 книги в год. Так были переизданы многие русские классики, опубликована масса воспоминаний. "Столицей" русского искусства за рубежом был "русский Париж", где существовало множество музыкальных и художественных объединений: Объединение русских артистов, Общество русских художников, Литературно-художественный кружок молодежи, группа "Через" (поэты и художники), Русское театрально-концертное агентство и др. За границей всемирную известность получил М. Шагал. Он стал лидером ведущего художественного экспериментаторского направления в Европе - "Парижской школы". Язык его творчества был интернациональным, но русские мотивы, образы родного Витебска будут в его творчестве всегда. Русское музыкальное искусство за рубежом. Еще до революции 1917 г. в Европе гастролировали настоящие "звезды": танцоры и балетмейстеры М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова, В.Н. Нижинский, М.М. Фокин, Г.М. Баланчивадзе (Дж. Баланчин), С.М. Лифарь, Т. П. Карсавина. После 1917 г. они не возвратились в Россию и стали первыми эмигрантами. В 1922 г. не вернулся в Советскую Россию из зарубежных гастролей оперный и концертный певец Ф.И. Шаляпин, обладавший мощным и удивительным по красоте высоким басом. Его голос - удивительный по гибкости, тембровому богатству - звучал то с проникновенной нежностью, задушевностью, то с разящим богатством. Выступая в "Русских сезонах" С.П. Дягилева еще до революции 1917 г., он завоевал мировую славу. В 1918 г. большевистские власти присвоили ему звание народного артиста Республики, но невозможность нормально жить и работать при новом режиме заставила его остаться за границей. С огромным успехом на европейских сценах шли спектакли с его участием. Его лучшими партиями были царь Борис ("Борис Годунов" М.П. Мусоргского), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно и "Мефистофель" А. Бойто), а также Мельник ("Русалка" А.С. Даргомыжского), Иван Грозный ("Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова), Сусанин ("Жизнь за царя" М.И. Глинки). В 1928 г. советское правительство лишило Ф.И. Шаляпина звания народного артиста и запретило ему въезд в СССР. (В 1984 г. прах великого русского певца Ф.И. Шаляпина был привезен из Парижа и перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы). Из русских композиторов наиболее быстро и естественно вошел в европейскую культуру самый авангардный - И.Ф. Стравинский. Композитор с 1914 г. жил в Швейцарии, с 1920 г. - во Франции, с 1939 г. - в США. Мировую славу композитору принесли балеты "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), в которых проявился интерес композитора к древнейшему и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. Затем в эмиграции на смену русской тематике пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты ("Царь Эдип", 1927; "Поцелуй феи", 1928; "Симфония псалмов", 1930) и др.. В конце 1917 г. выехал на гастроли в Скандинавию, а с 1918 г. переселился в США крупнейший композитор и пианист мирового уровня рубежа XIX - XX вв. С.В. Рахманинов. Еще до 1917 г. он с большим успехом концентрировал за рубежом как композитор и как пианист. Как композитор, С.В. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоенная поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность. С 1918 по 1943 гг. он выступал в Америке, Европе преимущественно как пианист. Для его исполнительской манеры были характерны феноменальная техника, виртуозное мастерство, высокая одухотворенность. В эмиграции композитор создал немного произведений, в них тема родины перекликается с мотивом трагического одиночества художника, оторванного от родной почвы. В эмиграции С.В. Рахманинов остался патриотом. В 1941-42 гг. он выступал с концертами, сборы от которых передавал в фонд Красной Армии. Поставленные М.М. Фокиным в России и в эмиграции балеты, многие из которых до сих пор входят в репертуар ведущих мировых театров, стали ярким явлением в балетном искусстве ХХ века. Культурным символом русского зарубежья стал А.С. Пушкин. Имя А.С. Пушкина стало тем центром, вокруг которого могла объединиться вся зарубежная Россия, оставив в стороне политические и идейные разногласия. Впервые праздник отмечался в Эстонии в 1924 г. и был посвящен 125-летию со дня рождения поэта. День рождения А.С.Пушкина в 1925 году праздновался уже в 13 странах, где жили русские эмигранты, и с этого времени стал ежегодным. В июньские дни передовицы всех эмигрантских газет заполнялись материалами о культуре, о Пушкине, проходили торжественные собрания и праздничные мероприятия. Самым грандиозным стал Пушкинский праздник 1937 г., в год столетия гибели поэта. Со временем надежда возвратиться в Россию исчезла. Эмиграции предстояло вживаться в новую жизнь. Миссия сохранения русской культуры себя исчерпала.
|