КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. PR в деятельности учреждения культурыСтр 1 из 8Следующая ⇒ PR в деятельности учреждения культуры (учебно-методическое пособие) Козлова Татьяна Викторовна – начальник отдела культуры и искусств Департамента культуры Минкультуры России, ст. преподаватель кафедры социально-культурной деятельности АПРИКТ Г. Москва СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………….……………………..2
Глава 1. Связи с общественностью в сфере деятельности учреждения культуры: определение, специфика 1.1. Определение "Public Relations"…………………………….………………...5 1.2. Специфика PR в сфере деятельности учреждения культуры….………….11
Глава 2. Стратегические направления PR–деятельности учреждения культуры 2.1. Создание достойной репутации учреждения («имидж»)…….……………14 2.2. Разработка и создание востребованных товаров и услуг («культурного продукта»)…………………….………………….…………………………….…21 2.3. Предложение потенциальным потребителям своих товаров и услуг («продвижение»)……………………………….…………………………………25
Глава 3. Формы и методы PR – кампании в сфере деятельности учреждения культуры 3.1. Планирование PR – деятельности……………………………..……………28 3.2. Каналы распространения информации…………………..…………………32 3.3. Формы организации PR – мероприятий…………..………………………..51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………………….62
Список литературы………….……………………………………………………63 Приложения……………………………………………………………………….64 ВВЕДЕНИЕ
В поисках новых социальных ролей учреждения культуры все больше обращаются к переосмыслению своей деятельности. Это связано с тем, что расширяется круг их социального партнерства, появляются новые формы взаимодействия с социумом, меняется роль в обществе. Учреждения культуры все больше ориентируются на участие в общесоциальных, культурных и экономических процессах, оставаясь при этом и досуговыми центрами. Причем, потенциальная аудитория культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (а не предполагаемые, как это было прежде) потребности в сфере организации досуга резко изменились. В настоящее время, именно рынок свободного времени (то, как люди распорядятся своим досугом) является предметом жесткой конкурентной борьбы различных досуговых учреждений. Опыт работников культуры обогащается благодаря поиску новых путей и способов удовлетворения все возрастающих потребностей населения, необходимостью все настойчивее отыскивать и осваивать инновационные подходы и новые технологии деятельности. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей текущей деятельности учреждений культуры, преодолевая при этом кризисные ситуации различного происхождения: экономического, информационного, профессионального … Для предотвращения кризисных ситуаций и их результативного решения в случае возникновения, для позиционирования учреждения культуры на свободном рынке индустрии досуга, т.е. длявыполнения собственно миссии учреждения культуры, наиболее действенным методом является эффективное использование технологий связей с общественностью – так утверждают эксперты в области интегрированных маркетинговых коммуникаций. Говоря современным языком, для учреждений культуры возникает настоятельная необходимость реализации следующих информационных стратегий: - разработка и проведение мер по целевому информированию общественности, направленных на создание и поддержание определенного образа учреждения (формирование и поддержание общественного мнения), - обеспечение учреждения информацией об общественном мнении (исследование общественного мнения), - анализ тенденций дальнейшего развития отношений между учреждением и обществом (прогнозирование общественного мнения). Необходимость таких «связей с общественностью» ведет к необходимости овладения технологиями этих взаимодействий. В пособии рассматриваются три стратегических направления PR-деятельности учреждения культуры: - создание достойной репутации учреждения («имидж»); - разработка и создание востребованных товаров и услуг («культурного продукта»); - предложение потенциальным потребителям своих товаров и услуг («продвижение»). Данное пособие ориентировано на работников социально-культурной сферы, точнее на тех из них, кто по-прежнему занимается культурно-досуговой деятельностью, в чьи профессиональные обязанности входит организация досуга населения: руководителям, творческим и административным работникам ДК и Дворцов культуры, Культурно-досуговых и пр. Центров, клубов, кружков и любительских объединений. Вероятно, пособие окажется полезным и работникам органов управления культуры, представителям их методических служб, т.е. всем тем, кому по роду своей деятельности надлежит заниматься привлечением населения в орбиту деятельности учреждений культуры.
Для этого сделана попытка обобщить и систематизировать накопленный автором теоретический и практический материал об использовании технологий PR в сфере организации досуга. Речь не идет о недостатке имеющейся информации. Теоретические разработки по PR в последнее время все чаще появляются на информационном поле и, при желании, ими легко воспользоваться. Сложнее то, что их не всегда можно перевести в реальную, практическую плоскость. Другими словами, получить ответ на вопрос “что делать?” – возможно. А вот на вопрос: “как это сделать?” – уже проблематично. Что касается практической стороны: слушателями АПРИКТ, с которыми работает автор, являются, как правило, опытные, закаленные современной ситуацией практики и их реальный опыт просто бесценен. Да и у автора накоплен собственный опыт “выживания”. Многие положения пособия “обкатаны” на встречах с работниками культуры в различных регионах России (Липецкой, Курской, Белгородской, Камчатской областей, Бурятского АО, Удмуртской и Мордовской Республик). Апробированы также тренинги, разработанные автором и опубликованные в журнале “Справочник руководителя учреждения культуры”.
Глава 1. Связи с общественностью в сфере деятельности учреждения культуры: определение, специфика.
1.1. Определение "Public Relations"
В коммуникативном пространстве информационного общества до сегодняшнего момента, пожалуй, не было более мистифицированного явления, чем public relations (далее PR). Но, это мало кому понятное занятие с эфемерными целями и достаточно сомнительными средствами в последнее время обретает конкретные программы, реальные бюджеты и профессиональных исполнителей, т.е. превращается в самостоятельный вид деятельности. Это направление завоевывает все больший авторитет, становится основным рычагом влияния на современное общество, занимает важнейшие позиции не только в области политики и бизнеса, но и в социально- культурной сфере. До сих пор единого определения, чем же именно является деятельность, именуемая «паблик рилейшнз», не существует (хотя связям с общественностью начинают уделять внимание еще в Древнем Риме, где они легитимизируются в девизе "глас народа - глас Божий"). Есть свидетельства, что впервые термин «public relations» предложил в начале ХХ века третий президент США Томас Джефферсон (создатель Декларации независимости), а за последние десятилетия предлагалось множество самых разных толкований этого понятия. Исторический интерес представляет определение одного из родоначальников PR Айви Ледбеттера Ли. В 1906 году он разослал свою историческую «Декларацию о принципах»: «Это не секретное пресс-бюро. Вся наша работа делается в открытую. Наша цель — давать новости. Но это и не рекламное агентство. Если вы считаете, что какой-нибудь из наших материалов больше подошел бы для вашего рекламного отдела, не пользуйтесь им. Наши материалы точны. По любому из освещаемых вопросов можно получить дополнительную информацию, мы с радостью поможем любому редактору лично проверить достоверность любого из упомянутых фактов. По первому требованию любой редактор сможет получить исчерпывающие сведения о тех, от чьего имени распространяется статья. Словом, наша цель заключается в том, чтобы откровенно и открыто, от имени деловых кругов и общественных институтов предоставлять прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес. Корпорации и общественные институты распространяют большое количество материалов, в которых теряется элемент новизны. Но несмотря на это для общественности так же важно получить эту информацию, как и для самих учреждений распространить ее. Я распространяю только те материалы, достоверность которых я сам бы с радостью помог проверить любому». Это заявление ознаменовало революцию в отношениях между деловыми кругами и общественностью. Пренебрежительное отношение к общественности, которое ранее бытовало повсеместно, стало вытесняться желанием информировать общественность. IPR - Институт общественных отношений, созданный в Великобритании в феврале 1948 года, принял все еще действующее (с некоторыми дополнениями, внесенными в ноябре 1987 года) определение PR. Оно звучит так: «PR — это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью», где под «общественностью организации» понимаются сотрудники, партнеры и потребители (как местные, так и зарубежные). Сэм Блэк - бывший руководитель Международной ассоциации PR (ИПРА), в своей книге, посвященной PR, предпочитает краткое и всеобъемлющее определение: «PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» Возможно, что одно из лучших ныне существующих определений содержит Мексиканское заявление, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций PR выступили в Мехико 2 августа 1978 года. В нем говорится: «PR — это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности». Важно отметить, что в любом из этих определений понятие «паблик рилейшнз» включает в себя: · любые действия, направленные на улучшение контактов между людьми или учреждениями; · все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между учреждением и теми, с кем это учреждение вступает в контакт как внутри, так и за его пределами; · рекомендации по созданию «общественного лица» учреждения; · мероприятия, направленные на расширение сферы влияния учреждения средствами соответствующей пропаганды, рекламы, специальных PR-акций и пр.; · мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания. При этом «паблик рилейшнз» не является: · барьером между правдой и общественностью; · пропагандой, стремящейся что-либо навязать, независимо от правды, этических норм и общественных интересов; · бесплатной рекламой, направленной исключительно на увеличение реализации (хотя PR имеют важное значение для программ реализации и маркетинга); · набором хитростей и трюков (они иногда используются для того, чтобы привлечь внимание, но при частом и изолированном применении совершенно бесполезны); · простой работой с прессой (хотя работа с прессой является очень важной частью большинства программ PR). Реализация связей с общественностью на практике свидетельствует о существовании разнообразных видов деятельности, которые применяются наряду с PR. К таким относятся пресс-посредничество, продвижение, паблисити, общественные дела, реклама, пропаганда и т. д. Несомненно, наиболее распространенными понятиями, на сегодня являются «паблик рилейшнз», «реклама» и «паблисити». Следует отметить, что «реклама» и PR очень часто взаимозаменяются, а нередко и употребляются в качестве синонимов. Это неудивительно, так как эти явления - формы маркетинговой коммуникации или продвижения, то есть механизма передачи потребителю своей информации. Другими словами, в практическом маркетинге реклама и связи с общественностью рассматриваются как два тесно взаимосвязанных специальных инструмента стратегии маркетинговой коммуникации учреждения. Как и какую информацию дает реклама учреждения, какие средства сообщения о своих услугах оно при этом применяет, какое получается паблисити - все это влияет на PR-стратегию и наоборот. Однако между ними существуют отличия, позволяющие установить между употреблением этих понятий четкую границу. Реклама - это любая оплаченная конкретным заказчиком, не персонифицированная коммуникация, форма неличного представления товаров и услуг с помощью средств массовой информации, применяемая с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию. Многие учреждения используют рекламу для того, чтобы вызвать ответную реакцию, привлекая к себе потенциального или удерживая постоянного потребителя (покупателя, клиента) путем усовершенствования товаров и услуг. Среди задач рекламы следует назвать: составление рекламных объявлений, обеспечение их определенным текстовым сопровождением и покупка времени на телевидении и радио или площади в газетах и журналах для размещения рекламных сообщений. Реклама бывает коммерческой и некоммерческой: · коммерческая - применяется с целью извлечения прибыли, под эту категорию подпадает большинство рекламы, которая встречается в средствах массовой информации; · некоммерческая - ее используют многие учреждения, которые не ставят своей целью извлечение прибыли из своей деятельности, но пытаются привлечь внимание большего количества людей. Существенным отличием PR от рекламы является и степень контроля. Размещая информацию в выпуске новостей, пиарщик полагается на милость представителя СМИ, в то время как заказывая рекламу, инициатор рекламного процесса диктует свои условия, так как он платит за это деньги. Остался нерешенным вопрос, не является ли PR пропагандистским воздействием, только реализуемым в условиях современной рыночной экономики т.е. не является ли PR «по иностранному названной» пропагандой со всеми ее показушными акциями, приемами, пресс-конференциями, интервью и т.п.? Представляется, что подобная квалификация PR является в корне ошибочной: пропаганда имеет целью побуждение к действию на основе формирования определенных убеждений. PR не ставит целью кого-то в чем-то убеждать или переубеждать. Наоборот, пусть каждый остается при своих убеждениях. Главное, чего мы хотим, применяя PR, это чтобы нас правильно понимали: наши цели, намерения, возможности. PR не побуждает даже к сотрудничеству – оно может стать возможным на основе свободного решения, осознания общности интересов. Но нужно создать условия, предпосылки для такого осознания – вот это и есть поле PR. Недаром работу по PR на профессиональном жаргоне иногда называют «окучиванием». Создание почвы для благоприятного сотрудничества, действительно, одна из главных задач PR. Поэтому если пропаганда всегда выделяет и противопоставляет по типу «мы такие хорошие, а они вон какие плохие», то PR такие противопоставления и противостояния противопоказаны. Если есть стремление к пониманию и согласию, к конструктивному сотрудничеству, то незачем искать и создавать врагов. Более того, если в пропаганде (а зачастую и в рекламе) сплошь и рядом возможна дезинформация, а то и ложь, шельмование оппонентов, то информация в PR просто не может быть негативной. Информация PR – преимущественно «хорошие новости», но без дезинформации, потому что последняя разрушает PR. Другими словами, стратегические задачи рекламы и пропаганды сводятся к созданию желания, мотивировки спроса на товары. Стратегическим же призванием паблик рилейшнз является формирование доверия, на основе чего только и может возникнуть положительное отношение к учреждению как социальному институту. То есть, хотя реклама и пропаганда и дополняют общую программу паблик рилейшнз, функции их несколько иные. Паблисити - это такой образ учреждения, который уже утверждён в общественном сознании, то есть достаточно лишь упоминания названия учреждения, чтобы у любого человека сразу возникло представление о том, что это учреждение из себя представляет - когда возникло, чем занимается, насколько надёжно, чем отличается от других аналогичных учреждений и т.п. Паблисити как бы создаёт эффект присутствия учреждения в жизни общества и частного лица. Например, паблисити Большого театра - это представление о том, что «наш балет самый лучший в мире», паблисити Библиотеки им. Ленина - основывается на уникальном библиотечном фонде, Государственного Кремлевского Дворца – «главная концертная площадка страны» и т.д. Другими словами, паблисити - это позитивная известность учреждения, его деятельности, руководства и персонала, формируемая с использованием СМИ. Она создается целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности, формируется в повседневной деятельности и базируется на добросовестном труде каждого сотрудника учреждения культуры. "Паблисити - это информация из независимого источника, используемая средствами информации потому, что она имеет ценность новости. Это неконтролируемый метод размещения сообщений в средствах информации, поскольку источник сообщения ничего не платит прессе за размещение" (В. Г. Королько «Основы PR», стр. 32).
Итак,Public relations в деятельности учреждения культуры – специфический сектор менеджмента, направленный на создание благоприятной и доброжелательной социальной среды деловой и творческой активности.
1.2. Специфика PR в сфере культуры В сфере культуры как и в современных менеджменте, предпринимательстве, политике, административной работе public relations все более и чем дальше, тем более явно, выходит на первый план, а владение технологией PR становится одним из основных требований к компетентности современного сотрудника учреждения культуры (управленца, методиста, творческого работника). Современный PR в социально-культурной сфере включает в себя различные формы работы с потребителями, инвесторами, СМИ, властями, населением, общественными организациями, собственным персоналом: праздники, выставки, конкурсы, благотворительность, и т.д. и т.п. При этом связи с общественностью в организациях культуры имеют ряд особенностей: - богатый (бесценный!!!) опыт организации и проведения культурно-массовых мероприятий - в силу профессиональных особенностей, именно учреждения культуры обладают необходимым набором средств для успешнойPR-деятельности: творческим потенциалом (сценаристы, режиссеры, актеры, творческие коллективы, любительские объединения и пр.), материально-технической базой (специально оборудованные здания, реквизит, техсредства), а, главное, административным и организационным опытом проведения любых PR-акций – от детского утренника до презентации. - большая зависимость от структур власти: от получения бюджетного финансирования до «разрешительных» или «запретительных» функций последней. Но, близость (при совместном участии в мероприятиях) к представителям «властных структур» дает свои преимущества – возможность получить информацию «из первых рук» и донести необходимые сведения непосредственно до «нужных ушей». - необходимость определения характеристик целевых аудиторий и учет их интересов: успех любой, а тем более, коммерческой программы зависит от качества услуг (их новизны, необычности, доступности, низкой цены, которые обеспечивают неоспоримые преимущества в сравнении с конкурентами) и их конкретного адресата. Товар или услуга предлагается конкретной (целевой) социальной группе с учетом ее интересов, проблем, потребностей, возможностей. Для этого необходимо знать реальный спрос населения на те или иные виды деятельности и планировать именно те услуги, за которые население готово платить деньги при данных ценах. Недифференцированный вариант, когда предлагается услуга в расчете на случайного потребителя, как правило, мало эффективен: различные группы населения по-разному реагируют на предложенные услуги. Критерий классификации социальных групп может быть более «узким», чем общепринятый: например, услуги можно предлагать не просто категории родителей, а молодым людям, вступившим в брак и ожидающим ребенка; супружеским парам, имеющих детей дошкольного возраста; неполным семьям, имеющим одного из родителей; зрелым супружеским парам; пожилым супружеским парам, дети у которых живут отдельно и др. - необходимость работы с организациями сферы бизнеса для осуществления фандрайзинговой компании (фандрайзинг–привлечение, сбор и эффективное использование средств (ресурсов), необходимых для реализации проекта). Но, в таком сотрудничестве заинтересованы не только учреждения культуры - осуществление PR в политической, финансовой, промышленной, торговой и других областях так или иначе предполагает обращение к социально-культурной сфере. В первую очередь, для того, чтобы иметь возможность ее апробированными, известными, привычными, социально-значимыми, привлекательными для населения формами, создавать и продвигать репутацию, имидж своей организации, свой фирменный стиль, налаживать отношения с властями, СМИ, населением, другими некоммерческими организациями, в том числе – зарубежными и международными. Другими словами, привлекая финансовый, промышленный, торговый капитал, органы власти, общественные организации к участию и поддержке социально значимых некоммерческих проектов и программ, учреждения культуры помогают всем этим реальным и потенциальным донорам формировать и продвигать их имидж и репутацию, приобретать известность, получать дополнительные возможности рекламы, т. е. осуществлять их PR. При этом у некоммерческих учреждений есть одно большое преимущество перед коммерческими - оно заключается в том, что многие солидные политические, финансовые, промышленные, торговые организации в проведении своих PR-акций будут в той или иной степени заинтересованы в поддержке их каких-либо действий именно социокультурными некоммерческими объединениями. - тесное сотрудничество со СМИ – как основным способом выхода на «широкую общественность» (об этом позднее). На практике этих особенностей значительно больше. Каждый специалист по PR создаёт собственное представление о PR-деятельности, как художник создаёт свой индивидуальный стиль на основе собственного понимания искусства.
В самом общем виде технология PR для учреждения культуры выглядит следующим образом: определить (сформулировать) позицию учреждения культуры. Определить позицию тех людей или групп, учреждений или организаций, с которыми оно устанавливает связи. Проанализировать интересы (позиции) всех сторон и сформулировать ещё одну позицию, которая может стать единой для всех. Попросту говоря, найти компромисс. В итоге - сделать то, ради чего искался компромисс - реализовать цель, поставленную перед учреждением культуры.
|