КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Долг и ответственность в учении экзистенциализма и неопрагматизмаЭкзистенциализм рассматривает человека как субъекта собственной жизнедеятельности, относительно автономного и самодостаточного. Этот человек представляет собой такого морального субъекта, который способен самостоятельно, не нуждаясь в сторонних авторитетных мнениях осуществлять выбор поступка, принимать решение и нести полную ответственность за совершенные действия. Общепринятые нормы поведения также не имеют особого значения: личность следует им только в случае, если предлагаемые нормы совпадают с максимами самой личности. Человек, как считают экзистенциалисты, постоянно находится в ситуации выбора между различными вариантами поступков, и этот выбор он делает самостоятельно, даже если сам он думает, что принимает решение под давлением обстоятельств. В этом смысле человек, как считают экзистенциалисты, действительно «обречен на свободу». Однако свобода немыслима без ответственности. Являясь субъектом собственной жизнедеятельности, человек полностью несет ответственность за собственную судьбу, поскольку не внешние обстоятельства, а внутренние побуждения детерминируют его выбор. Вместе с тем его ответственность как личности принимает более широкий характер, поскольку его деятельность осуществляется в обществе, и его поведение становится примером для членов общества. Долг и ответственность личности в экзистенциализме принимает, в конце концов, глобальный характер, поскольку личность косвенно отвечает за все. Однако при этом долг и ответственность личности лишены определенности. Сущность этического (поступка, действия и т.п.), как считают экзистенциалисты, принципиально невозможно выявить, а значит, невозможно обосновать мораль, долг, ответственность, невозможно обосновать систему ценностей и разработать на ее основе систему практически значимых идей, которая объединила бы членов общества для деятельности, направленной на достижение общезначимых целей. Вследствие подобной расплывчатости в определении этического, потенциал долженствования в концепциях экзистенциалистов не раскрывается полностью, хотя многие их идеи не только привлекательны, но и верны. Основой взглядов представителей неопрагматизма является рассмотрение человека в контексте социокультурных условий бытия. Будучи членом общества, группы, человек не может не ориентироваться на нормы, принятые в обществе или группе. Вместе с тем общество представлено как совокупность сообществ, которые изолированы друг от друга. Соответственно, долг и ответственность могут иметь место преимущественно внутри группы, а за ее пределами — лишь в меру внешней необходимости, как своеобразная «дань» общественным нормам и общественному мнению. Соображения практической пользы, а не этические принципы, могут подсказать личности верный выбор. Таким образом, представители неопрагматизма рассматривали долг и ответственность довольно узко.
|