КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Быт и хозяйство восточных славян (VI век)В VII-VIII вв. у славян развивалось земледелие и скотоводство, чему способствовали большие площади. Славяне начинали использовать лошадь, что резко повысило производительность труда. Низкое качество почвы в лесной зоне способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный прогресс и распашку новых земель. Земледелие было подсечно-огневым, затем возникло плужное земледелие. Из орудий труда использовалось рало, затем плуг. Серпом срезали урожай, зерно мололи жерновами и зернотерками. В VIII веке у славян хорошо развивается ремесло, которое отделяется от земледелия и появляются города - центры ремесла и торговли. Верования восточных славян Славяне - язычники поклонялись стихиям, верили родство с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были единых в верованиях. На Руси религию славян называли язычеством (от старославянского слова "языцы", народы - иноземцы не принявшие христианства). Потому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них очень похожи друг на друга.
По функциям языческих божеств, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека можно выделить несколько уровней:
Высший уровеньхарактеризуется наиболее обобщенным типом функций богов, их связью официальным культом. К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена реконструируются как Перун и Велес, а также увязываемый с ними женский персонаж - Мокошь, православное имя которого остается неясным.
К более низкому уровню могли относится божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощающие целостность замкнутых небольших коллективов: Род и Чур у восточных славян и т.п. Возможно, что к этому уровню относились и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.
Тема: Рождение Киевской Руси 1. Общественный строй Киевской Руси. 2. Князья и их дружины. Династия Рюриковичей. 3. Внешняя политика Руси Х века.
|