Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 3. Славянские земли. Киевская Русь в эпоху раннего




 

Славянские земли. Киевская Русь в эпоху раннего

средневековья (VI-XIII вв.)

 

3.1. Факторы влияния на русскую историю

 

На протяжении долгой российской истории самые разнообразные обстоятельства оказывали воздействие на судьбу страны и ее народа. К фундаментальным, изначально формировавшим русскую историю принято относить геополитическую группу факторов.

Россия расположена на гигантском евразийском материке и занимает как бы промежуточное положение между Европой и Азией, между, условно говоря, Западом и Востоком. Сосуществование двух родственных и одновременно противостоящих друг другу историко-культурных типов развития общества на территории страны обусловили крайнюю сложность и противоречивость (антиномичность, по Н. Бердяеву) исторической судьбы нашей страны, которая является и местом мировых связей, и ареной непрестанного противостояния, особенно в ситуациях исторических и политических альтернатив.

Расположившись на Великой Русской или Восточно-Европейской равнине (первоначально), Россия раскинулась на тысячи километров. Не имеющая существенных препятствий на своем пространстве равнина ограничена Ледовитым океаном на севере, Черным морем и Кавказским хребтом на юге. Уральскими горами на востоке и Карпатами на западе.

Обширная слабо заселенная территория создала условия для свободной колонизации, главным образом на восточном направлении. Это обстоятельство дало В.О. Ключевскому основание для вывода о том, что «история России есть история ее колонизации». Колонизация действительно стала важнейшим фактором российской истории. Она давала возможность на сложных исторических этапах разрядить социально-политическую напряженность в центре страны, ликвидировать (пусть на некоторое время) экономическую обездоленность, реализовать личностный потенциал и, наконец, расширить пределы государства мирным путем (экспансия - одна из черт древних и средневековых государств).

Вместе с тем отсутствие естественных препятствий вызывало бесконечные разорительные нашествия иноземцев как с запада, так и с востока. Постоянная военная угроза усиливала роль государства, вооруженных сил, обороны. В национальном сознании издавна формировалась как приоритетная идея защиты Отечества. Военная служба становилась не только необходимостью, но и почетной обязанностью, славной традицией на Руси (все русские государи принимали активное участие в ратном деле, многие носили воинские звания). Милитаризированная мотивация определяла характер общественного развития. Осуществлять эти функции была призвана центральная власть, постепенно отождествлявшаяся в сознании общества с государственностью в целом. Кризисы власти были (и в настоящее время) чреваты распадом государства.

Беспредельно открытые пространства делали Русь и Россию легкой добычей для врагов и, одновременно, облегчали завоевание утраченного (например, в процессе многовековых территориальных споров с Польшей, когда западно-русские земли неоднократно переходили из рук в руки); давали возможность спасения от нашествий в глубине труднодоступной территории (колонизация с юго-запада на северо-восток Руси в Х-ХII вв. под напором кочевых орд).

Северо-восточные окраины равнины были редко, но все же заселены угро-финскими племенами. Однако при освоении этой территории практически не использовались вооруженные средства благодаря мирным хозяйственным целям пришельцев славян, наличию свободной земли и миролюбивому характеру угро-финнов. Территориальное соседство вело к активному обмену производственными, культурными традициями и, в конечном итоге, к ассимиляции славянских и угро-финских племен. Впоследствии северо-восточная Русь стала очагом формирования великорусской народности и единого Московского государства. И позднее освоение новых территорий уже за пределами Уральского хребта вызывало реже враждебность, чаще единение и фактическое сращивание не только традиций, но и многочисленных народов, населявших гигантскую Российскую империю. Исследователи российской истории объясняют это обстоятельство открытостью, восприимчивостью русской культуры, обусловленными многослойностью, разнополюсностью ее происхождения.

Еще одной важной особенностью географического положения России являлась ее относительная удаленность от внешних морей и океанских путей (Черное и Балтийское моря - фактически внутренние, Ледовитый океан сложен для освоения), от центров мировых цивилизаций. Эти обстоятельства ставили Россию в невыгодную позицию по сравнению со странами Западной Европы, которые близки к теплым морям и океанам и формировались на базе и территории древних высокоразвитых цивилизаций и культур. Развитие России, вследствие этого, было замедленным. Она была вынуждена вести долгие кровопролитные войны из-за постоянного стремления «пробиться» к внешним морям, а через них к мировым путям цивилизации. (Хотя активная внешняя политика, в том числе и военными методами, порой не замедляла, а стимулировала модернизацию России, как Северная война Петра I, например).

Следующая группа факторов, влиявших на российскую историю, - геоклиматические условия. Природа и климат воздействовали на национальный характер и психологию племен, составивших в будущем этническое ядро русского государства, через особенности производства и быта людей.

Древнерусская народность формировалась в условиях стихий леса, реки и степи. Под влиянием столь различных природных факторов у человека вырабатывался комплекс психологических качеств, сутью которых можно назвать противоречивость, контрастность, пронизывающие национальное самосознание.

Значение русских рек было велико и благотворно. Они и кормили людей, и служили надежными путями сообщения с другими мирами. По берегам рек шла колонизация, строились города и села. Собственно, вдоль двух водных путей «из варяг в греки» и по «Волге-матушке» и образовалась Земля Русская. Великая русская река издавна вдохновляла людей на создание истинных шедевров национального фольклора.

Не менее значительным было влияние степи. Степная стихия была источником постоянной опасности, откуда непрерывным потоком вливались орды кочевников. Степь истощала силы народа в непрерывной борьбе, но и закаляла характер (с 800 по 1237 годы Русь испытывала нападения каждые четыре года). Вместе с тем, степь, символизируя широту и беспредельность, способствовала формированию таких качеств, как вольнолюбие, великодушие и в то же время - мечтательность, медлительность, склонность к созерцанию. Специфические связанные со степью русские понятия «простор», «приволье», «раздолье» запечатлели характер, душу народа - «без руля и без ветрил».

Лес и лесостепь были самыми привычными условиями обитания русского человека. Лес давал стройматериалы и топливо, был основой множества кустарных промыслов, особенно охоты, бортничества. Пушнина и мед составляли основные статьи дохода во внутренней и внешней торговле. Помимо этого лес был надежным убежищем от врагов. Именно в лесную сторону - Волжско-Окское междуречье - шла основная колонизация из Киевской Руси.

Между тем жизнь в лесу не была легкой и беззаботной, требовала напряженных усилий по расчистке земли под пашню. Из леса исходила угроза нападения, в лесу можно было заблудиться и пропасть. Постепенно у людей вырабатывались такие качества, как осмотрительность, осторожность, выносливость, долготерпение, характеризующие русский народ. «Смотри в оба», «не зная броду, не суйся в воду», - учат русские пословицы, представляющие одну из ранних форм духовно-практического освоения мира.

В континентальном климате средней полосы России при жарком, но коротком лете и долгой холодной зиме цикл сельскохозяйственных работ составляет и сегодня 125-130 дней в году. Производство и жизнь в зоне рискованного земледелия с худородными почвами (черноземье - очень узкая полоса в юго-западной части равнины), резкой сменой температурных режимов и годовыми перепадами температур в З5-40° были напряженными, интенсивными, труд был тяжелым и неритмичным. В этих условиях в национальном характере появились такие качества, как максимализм, огромная сила воли в достижении поставленной цели, но вместе с тем отсутствие чувства меры, недисциплинированность. «Уж гулять, так без оглядки, чтоб ходил весь белый свет, - поется в русской песне, - это русские порядки, это дедовский завет».

В условиях вечного дефицита времени, отсутствия корреляции между качеством работы и урожайностью (погода постоянно «опрокидывала» планы земледельца, могла в буквальном смысле заморозить не только виды на урожай, но и всходы и т.п.) не выработалась привычка к тщательности, аккуратности в работе, с одной стороны, а с другой - возникала потребность в постоянной перемене мест в поисках лучшей доли, что сформировало в итоге (учитывая и такой социальный фактор, как крепостное право) экстенсивный характер сельскохозяйственного производства в России.

Все эти обстоятельства и не оставляли русскому человеку сил и времени на обустройство быта (инфраструктуры). Сформировали такую постоянную величину русской действительности, как отсутствие хороших дорог между населенными пунктами, что крайне осложняло развитие цивилизации, но иногда и спасало в критических ситуациях в связи с иноземными нашествиями.

В то же время в Западной Европе более мягкий, равномерный по температуре климатический режим (годовые перепады температуры 10-12°), более высокая плотность населения, интенсивность обмена на малых территориях, ограниченность природных ресурсов вели к интенсификации хозяйства, способствовали повышению эффективности труда. В России трудоемкое производство вызывало к жизни коллективные, общинные формы жизнедеятельности и усиливало роль коллективистских ценностей в общественном сознании, в отличие от западно-европейских стран, где сформировался индивидуализм как доминирующий жизненный принцип и общественная ценность.

Наряду с географическим положением и природными условиями к сфере фундаментальных относится этнологический фактор, то есть народы, этносы, участвовавшие в формировании современного населения России, том числе и так называемой титульной нации русских.

Всю информацию о событиях и населении древнейшего периода на территории Восточно-Европейской равнины мы получаем благодаря археологическим раскопкам и письменным свидетельствам современников. Наиболее достоверными из этих свидетельств, как показало время и позднейшие исследования, являются труды греческого историка V в. до н.э. Геродота, римских историков и географов I века н.э. Тацита и Плиния старшего, арабских исследователей. Они много путешествовали сами, собрали и обработали уникальный материал, позволивший потомкам восстановить историческую картину, неотъемлемым элементом которой является процесс этногенеза - возникновения, развития, трансформации этносов в результате взаимовлияния.

В конце I тыс. до н.э. на берегах Средиземного, Черного и Азовского морей обосновались представители одной из самых высокоразвитых ранних цивилизаций - греки. В VII-VI вв. до н.э. ими были созданы важные греческие колонии: Ольвия (в устье Буга), в Крыму - Херсонес (Корсунь), Феодосия (Кафа), Пантикапея (Керченский пролив), Финагория на Таманском полуострове (позднее - русская Тмуторокань). Эти города процветали, став крупными торговыми центрами и снабжая зерном и другим сырьем Аттику.

Соседями греков, по свидетельству Геродота, посещавшего эти земли, были скифы-земледельцы и скифы-кочевники. Этногенез скифов до конца не ясен, но по языку они относились к североиранской языковой группе (ветвь индоевропейской языковой семьи). Скифы создали настолько яркую и самобытную культуру, что период с IX в. по III в. до н.э. справедливо называют скифским. Скифы в своем развитии прошли от этапа разложения первобытнообщинного строя до формирования классового общества и государства. Среди археологических находок скифской поры - предметы наступательного и защитного вооружения из железа с золотыми украшениями. Широко известны предметы скифского звериного стиля V в. до н.э. из Золотого кургана, близ Симферополя, у станции Костромской, раскрывающие редкое своеобразие скифского прикладного искусства, имеющие как декоративное, так и культурно-бытовое назначение. В скифских курганах к концу IV-III вв. присутствуют и предметы греческого происхождения, свидетельствующие об активном взаимодействии скифских и греческих поселений.

К востоку от Скифии в степях Дона и Волги и в Южном Приуралье обитали родственные скифам представители североиранской языковой группы - савроматы или сарматы, а в Казахстане и Средней Азии - племена саков и массагетов. Сарматы - связующее звено между родственными, но самостоятельными древними культурами скифов и сако-массагетов.

Основу хозяйства сарматов составляло скотоводство, были развиты домашние промыслы - гончарство, прядение, ткачество. Высокоразвитое кузнечное дело выходило за рамки домашнего промысла. Во II - I вв. до н.э. сарматы переходят от стадии разложения родового строя к военной демократии, завоевывают большую часть Скифии, заселяют античные города Причерноморья. Осев здесь, продолжают завоевательные походы, тревожа не только соседние племенные союзы, но и могущественную Римскую империю. Сарматы оставались ведущей военно-политической силой до IV в. н.э., когда были увлечены на запад гуннами. Часть оставшихся была ассимилирована тюркскими и славянскими племенами. Одно из крупнейших сарматских объединений - аланы, составившие компонент при сложении осетинской народности,

Во II - III вв. н.э. на черноморское побережье с берегов Балтийского моря пришли германские племена готов. По сведениям готского историка VI в. Иордана, готы встали во главе смешанного в этническом отношении союза племен, названного «царством Германариха». Создание крепкого племенного союза сыграло положительную роль в экономическом и политическом развитии края, так как на несколько десятилетий прекратились междоусобицы. Соседство с Римской империей как мировой цивилизацией способствовало достижению высокого уровня производительных сил у варварских племен. Однако это не мешало последним совершать грабительские военные походы на империю в III-IV вв. В результате завоевательных набегов опорные пункты Римской империи в Крыму были разгромлены готами и их союзниками. Римские гарнизоны были выведены из Ольвии и Крыма. Скифское царство в Крыму прекратило свое существование. Боспорское царство переживало глубокий кризис. Римская Дакия была захвачена готами и сарматами и навсегда утрачена для империи.

Однако завоевательные походы не только разрушали Римскую империю (которая разлагалась и изнутри), но и благотворно влияли на самих захватчиков. Этому способствовали в том числе обладавшие более высокой культурой пленники из восточных провинций Римской империи. В Северном Причерноморье, благодаря им, получили распространение не только гончарный круг, но и христианство, ставшее незадолго до падения Западной Римской империи ее официальной государственной религией (313 г.).

Период «великого переселения народов» завершается гуннским нашествием. В 375 г. тюркоязычные племена гуннов (государство «хунну» из монгольских степей) под предводительством вождя Баламера разгромили готское «государство Германариха».

Гуннское нашествие оставило страшный след на территории Восточной Европы. Были разграблены и сожжены все поселения. Часть местного населения погибла, часть, ушла на северо-восток, в среду угро-финского населения, часть ассимилирована пришельцами, находившимися на стадии разложения родоплеменного строя, занимавшимися скотоводством и охотой по преимуществу. В 445 г. во главе объединения встал вождь Аттила, в течение двадцати лет определявший политическую жизнь Европы. Он вошел в историю как варвар-завоеватель, жестокий и безжалостный правитель.

Обосновавшись в Европе, гунны ассимилировались среди местного населения: угров, аланов, готов, славян. Смерть Аттилы в 453 г. повлекла за собой распад державы, экономика и политика которой носила паразитический характер и держалась на насильственном объединении завоеванного населения.

Гуннов на Русской равнине сменили авары, племя также монгольского происхождения, непродолжительное время господствовавшее здесь.

В VII-VIII вв. Восточно-Европейскую равнину посетили азиатские племена угров, булгар, хазар. Угры (венгры), недолго задержавшись на ней, прошли на Дунай, где основали свое национальное государство - Венгрию.

Булгары разделились на две части. Одна часть осела в Волжско-Камском междуречье и основала мощное Болгарское царство до завоевания его татарами в 1238 г. (Потомки волжских булгар - чуваши). Часть пошла на Дунай и ассимилировалась с западными славянами, также создав одноименное, но уже на славянской основе государство.

Хазары создали в VIII-IX вв. крупное государственное объединение - Хазарский каганат. Его границы проходили по Кавказским горам и Нижнему и Среднему Поднепровью. Под властью каганата находилось множество племен. Верхушка исповедовала иудейство, часть населения - ислам, часть - христианство или язычество. Хазарское государство вело обширную торговлю между Западом и Востоком. В X в. произошло ослабление царства вследствие внутренних неурядиц и борьбы с печенегами и другими азиатскими племенами. Окончательный удар каганату нанес Великий князь Киевский Святослав в 60-е годы X в.

Таким образом, все выше названные этносы в той или иной степени участвовали в этногенезе древнерусского народа. Доминирующим в этом процессе являлся крупнейший восточнославянский этнический массив.

3.2. Древние славяне. Образ жизни

 

Самые ранние сведения из письменных источников о славянах мы получаем от римских историков Плиния Старшего, Тацита и Птоломея в I в. н.э. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что на территории Центральной Европы (бассейн Одера и Вислы, междуречье Днепра и Буга) существовал ряд славянских культур в конце II-I тыс. до н.э. В течение бронзового века (середина I тыс. до н.э.) славяне выделились из некогда единой славяно-балто-германской общности как одной из ветвей большой индо-европейскои языковой семьи. Самыми ранними известными нам славянскими культурами являлись лужицкая, чернолесская, милоградская III-VII вв. н.э. (ранний железный век). Располагаясь на благоприятной в климатическом отношении плодородной территории лесостепной полосы Великой Русской равнины, население занималось оседлым скотоводством, земледелием, обрабатывало металл. Племена активно взаимодействовали, ассимилировались со скифами (нередко славян на западе именовали скифами) и племенами Северного Кавказа. Во II в. до н.э. в Приднепровье сформировалась зарубинецкая культура. Ее могильники и поселения изучены достаточно. Они располагались на крутых речных берегах, с напольной стороны укреплялись тыном. При раскопках были обнаружены железные топоры, серпы, наконечники стрел, остроги, рыболовные крючки. Жители занимались земледелием и скотоводством.

В конце II в. н.э. племена зарубинецкой культуры сменяются племенами черняховской культуры, несомненно, более развитой за счет ее тесного общения с Римской империей, но менее ярко выраженной в силу ее нивелирования римским колоритом и этнической ассимиляции сарматами, как писал Тацит в своем труде «Германия» в I в. н.э.

Восточных славян, населяющих эти области, в II по VI вв. называли «склавинами», или «антами», считая, что эти имена происходят от одного корня «венеды». «Они (т.е. венеды) происходят из одного племени, имеют теперь три имени: венеды, анты и склавины,» - пишет Иордан. (Кстати, и сейчас в немецком языке славяне - лужицкие сербы - именуются вендами). У готского историка Иордана, византийского императора Маврикия, писателя Прокопия Кессарийского в VI в. находим интереснейшие и разнообразные сведения о славянах. «Племена славян и антов, - писал император Маврикий, - многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, недостаток в пище». Не только физические качества, но и особенности характера и образа жизни славян достаточно глубоко и тонко подмечены авторами. «Эти племена издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим, …их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».

По своему мировосприятию эти племена были язычниками с достаточно примитивными религиозными представлениями на уровне фетишизма и тотемизма. «Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв совершают гадания», - отмечает Прокопий Кессарийский. Смысловое ядро духовной культуры составляли неразрывно связанные миф и обряд, обусловленные человеческой деятельностью. Календарный обрядовый фольклор как одна из ранних форм духовно-практического освоения мира объясняется сменой времен года и трудовой деятельностью, зависящей от нее. У славян эта связь наиболее заметна в названии месяцев: сечень - январь, время рубки леса; февраль - лютень, снежень; март - березозол, жгут уголь или собирают березовый сок и т.д. (В украинском и белорусском языках до сих пор отчасти сохранились эти названия). В целом религиозные верования славян проходят ту же эволюцию, что у большинства других народов до их перехода к монотеизму.

С VI по IX в. у зарубежных авторов встречается еще один этноним (этническое имя) восточных славян - «рос» или «рус». К сожалению, до сих пор достоверно не выяснены ни источник происхождения имени, ни первичный очаг его употребления. Существует целый ряд интересных историко-лингвистических и историко-географических гипотез, но убедительных доказательств в пользу какой-либо из них нет. Одна из версий склоняется к тому, что именем «рус» финские племена называли прибалтийские племена и северного и южного побережья. Существует вероятность и североиранского происхождения корня «рус». Сегодня мы можем констатировать, что первичное восточнославянское объединение по конфигурации, частично по составу населения совпадает с ядром Киевской державы конца IX-Х вв., с тем, что называли в этот период «Русской землей», как писал Нестор в своей «Повести временных лет»

Нестор называет 12 крупных восточнославянских областей, на основе которых и сложилось Русское государство. В Верхнем Поднепровье жили племена древлян, радимичей, в Среднем Поднепровье - поляне, к востоку от них - северяне, вниз по Днепру - уличи; крайними восточнославянскими племенами были тиверцы на Днестре и на Дунае, белые хорваты в Закарпатье. На Оке и Москве-реке - вятичи, соседствующие с угро-финскими мерянско-мордовскими племенами. Северные области (рядом с литовско-латгальскими племенами) - кривичи, полочане и словене.

Более высоким уровнем развития (были «мудрыми и смысленными») отличались южные племена за счет сильного технического влияния римских провинций. Население огромных сел, раскинувшихся по берегам рек, занималось плужным земледелием с применением конной и воловьей запряжки, пользо­валось разработанным сельскохозяйственным календарем. Лесостепь изобилует кладами римских денариев. По-видимому, славяне продавали римлянам хлеб. Недаром русские зерновые меры. надолго сохранили древнеримскую единицу измерения сыпучих тел - четверик.

Постепенно с середины I тыс. н.э. Среднее Поднепровье, а именно земля полян как самая благодатная, выдвигалось на ведущее среди славянских земель место и к концу IX в. стало очагом зарождения русского государства. «Поляне, которых теперь называют Русью», - констатировал это явление Нестор, имея в виду совпадение территорий полян и Русской земли в узком смысле слова.

Непосредственными и ближайшими соседями восточных славян на северо-западе и востоке были многочисленные, но слабые уг­ро-финские племена. На западе - эсты (чудь - отсюда русское слово «чудак», т.е. странный, непонятный), водь, ижора, лопа­ри, ямь (корела), собственно финны. На востоке - мещера, му­рома, меря, весь, мордва, черемисы. В Пермском краю - вотяки, зыряне, коми.

В процессе колонизации славянами северо-восточных окраин Русской равнины, угро-финские племена частью были ассимилированы ими (например, мурома, мещера, память о которых сохранилась только в топонимике: муромские и мещерские леса, г. Муром и в фольклоре - народный герой Илья Муромец). Частью сохранили национальную самобытность и остались на исконных местах (мордва, зыряне, коми, вотяки). Остальные ушли дальше на северо-запад или северо-восток.

Этнический антропологический тип, акающие говоры, характерные для угро-финнов, сыграли существенную роль в формиро­вании великорусского этноса в районе Волжско-окского междуречья. Вместе с тем, несомненно, приоритет общекультурного влияния в союзе восточных славян и угро-финнов принадлежит восточным славянам. Свидетельством служат памятники общеславянской материальной культуры.

К западу от Великой Русской равнины обосновались родст­венные западно-славянские племена (ляхи или поляки, словаки, чехи), создавшие позднее самостоятельные государства.

В VII-Х вв. восточные славяне испытали норманнскую экспансию. Жители Скандинавии (по-европейски - норманны, по-русски - варяги), не имея непосредственной границы с Киевской Русью, тем не менее сыграли определенную роль в начальной русской истории. В ряде городов непродолжительное время в качестве князей находились варяжские конунги: Рюрик в Новгороде (его имя положило начало 600-летней династии русских царей), Рогволд в Полоцке, Труа в Турове. Храбрые и воинственные дружины служили в качестве наемников во всех европейских государствах; охраняли торговые караваны на морях и реках, будучи отменными мореходами, исполняли роль торговых посредников - купцов. Эти обстоятельства послужили основой создания так называемой «норманнской теории» происхождения русского государства. Согласно теории, варяги были призваны на Русь с целью организации государства, так как, якобы, восточные славяне не могли сами установить порядок в своих землях. Теория возникла на базе соответствующего указания в «Повести временных лет». Русский историк А.А. Шахматов доказал, что это замечание - позднейшая вставка в начальный летописный свод 1093 г. Ее политическая цель - освобождение Руси от притязаний Византии на политический протекторат над Русью. Позднее эта «теория» использовалась в политических спекуляциях, направленных на то, чтобы представить Русь страной, население которой изначально не было способно к самостоятельному историческому развитию. Концепции представителей школы норманистов давно и обстоятельно подвергнуты аргументированной критике. Следов системного воздействия норманнов на создание каких-либо государственных объединений на территории Восточной и Западной Европы не обнаружено. Их роль в политических процессах сильно преувеличивалась норманистами. Военные силы варяжских дружин лишь ускорили начавшийся уже процесс государствообразования как на Руси, так и в Западной Европе (Норманнское королевство на Сицилии, например). Отдельные представители норманнов, или варягов, более или менее успешно функционируя на различных уровнях культурно-политической жизни восточнославянского сообщества, как правило, легко ассимилировались, входя в местную культурно-языковую среду, становясь одной из составных частей полиэтнического государственного образования.

У восточных же славян к этому времени имелись все историко-экономические и политические предпосылки для самостоятельного создания Древнерусского государства. (В наше время сущес­твует лишь чисто филологический вопрос о происхождении названия «Русь», но не о происхождении Древнерусского государства. Вместе с тем, сегодня вопрос об этнической принадлежности первого князя первого государственного образования на территории нынешней России принципиального значения уже не имеет).

На юго-восточном побережье Балтики со славянами соседст­вовали родственные славянам литовские племена, выделившиеся некогда на балто-славянской общности.

Юго-западным соседом Руси была Византийская империя - крупнейшее во всех отношениях раннефеодальное государство, наследовавшее не только территорию, но и культуру античной Греции и Рима. Столицу Византии - Константинополь - русские по праву называли Царьградом как самый богатый, многолюдный и цветущий город раннефеодальной эпохи. Он был знаменит внутри страны и за ее пределами привозимыми и производимыми в нем золотыми и серебряными украшениями, ювелирными изделиями, тканями, керамикой, винами и фруктами. Византия и ее столица прославились в те времена не только в качестве могучего экономического центра. Они стали оплотом утвердившейся еще в Риме мировой религии - христианства, ее восточной ветви - православия. Символом могущества, богатства и торжества над миром стал с 538 г. великолепный памятник средневековой культуры - константинопольский храм Св. Софии, Премудрости Божией.

Наиболее беспокойными и опасными соседями славян с юго-востока в течение ряда столетий были орды степных кочевников: аваров, хазар, печенегов, половцев, эстафету разрушительных набегов которых приняли татаро-монгольские орды в начале XIII века, не опустошившие только лежащие далеко на севере новгородские земли. В то же время тесное постоянное в течение веков соседство с кочевыми племенами привело к тому, что тюркский культурно-этнический элемент стал важной составной частью полиэтнического сообщества на территории Восточно-Европейской равнины наряду с угро-финским, иранским и другими элементами.

Таким образом, ко времени создания Киевского раннефеодального государства в Среднем Поднепровье сложилась мощная и своеобразная культурно-этническая общность. Существенную роль в ее формировании играли иранский, тюркский, угро-финский, норманский, греческий культурно-этнический элементы, с которыми восточные славяне соприкасались в течение длительного периода и которые неизбежно окрашивали славянскую культуру в свои цвета. Консолидация и ассимиляция разнообразных культурно-этнических элементов, лежащих в основе формирования древнерусской народности, символизировали синтез культур Запада и Востока, Севера и Юга. И обусловили, в свою очередь, свойственные психологии этноса открытость миру, готовность к познанию и восприятию других культур. Многослойность культурно-этнической почвы великороссов (как одной из ветвей древнерусской народности) в комплексе с уже упомянутыми историко-экологическими факторами повлияла на широко известную противоречивость русского национального характера, полярность его черт, являющую особый феномен «загадочной русской души». Составившие эту общность племена прошли долгий и сложный путь от разложения родоплеменных отношений до создания классового общества в его ранней, военно-дружинной стадии. В зависимости от геоклиматических условий обитания племена занимались земледелием, скотоводством, развивали промыслы и торговлю внутри страны и за ее пределами. Важную роль в обеспечении источников существования играли военные походы. Мировосприятие характеризова­лось религиозными верованиями, основой которых были земледельческие культы, культы природных стихийных сил, военно-дружинных образований. С глубокой древности складывался календарный обрядовый фольклор (пословицы, поговорки, песни, гадания), связанный с производством и бытом предков, прочно вошедший в сознание человека и сохранившийся вплоть до сегодняшнего дня.

К концу IX-X вв. восточные славяне занимали обширную территорию - от черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладоги на севере.

Проходящий с севера на юг великий водный путь «из варяг в греки» надолго стал политико-экономическим и культурным стержнем восточного славянства и позднее - Киевской Руси. По Днепру шло активное торговое движение, толчок которому был дан греками, вызвавшее разработку естественных богатств страны (меха, мед, воск - главные статьи русского вывоза).

Следствием оживленной торговли было возникновение древнейших торговых городов на Руси уже в VIII в.: Киева, Чернигова, Смоленска, Любеча, Новгорода Великого, Пскова, Полоцка, Витебска, Ростова. Большинство городов лежали вдоль рек и являлись не только торговыми, но и опорными крепостными пунктами для окрестных земель. Границы городов не совпадали с границами расположения племен. Таким образом, уже в IX в. мы встречаемся с одной из первых форм политической организации - городовыми областями или волостями.

Помимо городов основной социально-экономической единицей славян в предшествующий государству период являлись небольшие поселения в сельской местности в один-три двора, а основной ячейкой общественной организации - большие семьи, включавшие несколько поколений родственников и даже посторонних лиц, принятых в хозяйство. Это так называемые соседские общины - верви.

 

3.3. Основные черты средневековья. Киевская Русь. Этапы развития

 

Киевское государство появляется на исторической арене во второй половине I тысячелетия новой эры. Этот период в истории мировой цивилизации принято именовать Средневековьем. Его хронологические рамки - V - середина ХVII в. В стадиальном цивилизационном развитии Средневековье приходит на смену древнейшим цивилизациям (античности в Европе). Гуманисты Возрождения оценили этот период как «medium aerum», что в переводе с латыни и означает средний век, то есть в их понимании ничего важного не имеющий, средний - никакой. Такое представление гуманистов было связано с веками «Великого переселения народов», формирования европейских государств на руинах Западной Римской империи, то есть со временем до начала европейского Ренессанса. Сегодня принято включать в рамки средневековья и эпоху Возрождения, вплоть до Нового времени, начало которому было положено Английской буржуазной революцией середины XVII в. Наиболее общая черта средневековых государств и Запада, и Востока - доминировавшая в общественном сознании религиозность (христианство на Западе и в России, мусульманство на Ближнем и Среднем Востоке, буддизм, индуизм на Дальнем Востоке). Основным видом производственной деятельности являлось сельское хозяйство с элементами ремесла и торговли, с использованием ручного труда. Социально-экономические отношения строились на основе натурального типа хозяйства, что обусловило такие черты общественного развития, как децентрализация, локальность. Замкнутость средневековой цивилизации была обусловлена к тому же особенностями социокультурной ситуации, сложившейся в Европе после 476 г. Крушение Рима, «вечного города», как центра цивилизации нанесло глубокую травму общественному сознанию. Вторжение варварских племен на территорию Западной Римской империи привело к отказу общества от распространения культуры, как это было характерно для античного времени, к ее магическому «запечатыванию». Коренное население Римской империи стремилось обособиться от внешнего мира, который нес разруху, эпидемии, всевозможные катаклизмы.

Средневековое общественное развитие отличала корпоративность (социальная, профессиональная, конфессиональная и т.п.). Основными принципами функционирования корпораций являлись солидарность, демократизм. Между сообществами возникали конфликты, но и существовала возможность перехода из одной корпорации в другую (но только в Европе и России, отчасти в Китае). Члены корпораций были дистанцированы от государственной власти, что создавало в дальнейшем возможности диалога между властью и обществом в целях социальной стабилизации, установления «горизонтального» контроля внутри общества за соблюдением его членами моральных норм и юридических законов.

На верхних этажах власти развивались отношения вассалитета (на Востоке сверху донизу - отношения подданства); между социальными «верхами» и «низами’’ - отношения личной зависимости. Но в той и другой ситуации в основе средневекового порядка лежало насилие, право сильного, а не правого (до торжества римского права предстоял долгий путь).

Основным средством производства, объектом приложения сил являлась земля, и возрастало значение права собственности, в первую очередь, на нее (на Востоке частной собственности не было, но была власть-собственность на все средства производства). Усиливалась в связи с этим экспансия. Примером внутренней экспансии является захват общинных или свободных земель на Руси - «окняжение» земли. Внешнюю экспансию наиболее ярко иллюстрируют крестовые походы в Иерусалим под благовидным предлогом освобождения гроба Господня от мусульман, а на самом деле с целью обогащения; или создание гигантской империи турками-османами, поработившими многие народы и поглотившими замечательные культуры древности и средневековья.

Важную роль в Средневековье играли вооруженные силы. Личная гвардия на стадии военно-дружинных отношений (княжеские дружины в Европе, нукеры у монголов и т.п.) и регулярные войска в период формирования централизованных государств и гигантских «лоскутных» империй активно участвовали как в установлении внутреннего порядка, так и межгосударственных отношений.

Киевская Русь как одно из крупнейших раннефеодальных государств являла собой образец, в исторической ткани которого представлена вся палитра характерных черт, свойственных Средневековью и вместе с тем отражающих самобытность русской культуры. Однако ее основные социально-политические, культурно-исторические параметры явно тяготели к западному типу цивилизационного развития.

Наши представления о Киевской Руси связаны, в первую очередь, с возникновением и возвышением города Киева, который был заложен в среднем течении Днепра, на высоком берегу реки и назван так, по сообщению Нестора, в честь князя полян Кия.

Время основания Летопись относит к эпохе византийского импера­тора Юстиниана (527-565 гг.). Шестое столетие было переломным для славян. Начался процесс формирования племенных союзов, выделения наиболее влиятельных князей, их походов на Византию. Именно поэтому Нестор, отвечая на вопрос «Откуда есть пошла русская земля» привлекает события этой эпохи.

Выдвижение Киева на первое место объясняется рядом причин. Во-первых, Киев отличался выгодным геополитическим положением: некоторая удаленность от опасных степных соседей, расположение на господствующей над степью высоте. Во-вторых, через Киев проходил важнейший по тем временам экономико-культурный путь «из варяг в греки», Киев запирал все речные пути из четырех крупных племенных славянских союзов (все устья притоков впадали в него выше Киева). Это стратегически выгодное положение Киев сохранял в течение шести веков, став центром русского государства.

На протяжении столь длительного периода историческая жизнь Киевского государства менялась под влиянием объек­тивных и субъективных причин и обстоятельств. Для того чтобы проследить динамику этой жизни, выделить главное, необходимо расставить хронологические вехи.

Первый этап истории Киевской Руси можно отнести к IX в. от начала столетия до появления в Киеве варягов. Неизвестный персидский автор начала IX в. повествует о существовавшем в Киевской Руси «классе рыцарей-всадников». Германская хроника 839 г. рассказывает о народе русов, глава, которого именует себя восточным титулом «хакан», почти равным императорскому.

Второй этап (882 - 912 гг.) отмечен княжением Олега, варяжского конунга, объединившего Новгород и Киев.

Третий этап (912 - 1054 гг.) - кульминационный пункт развития раннефеодального монархического государства. Русь вышла победительницей из столкновений со степными кочевниками, варягами, отстояла самостоятельность в борьбе с Византийской империей. На этот период приходится принятие Великим князем Киевским Владимиром I Святославовичем православного христианства, ставшего на значительном историческом отрезке времени символом приоритетной национальной идеи - единства русских земель и защиты Отечества. Со смертью князя Ярослава Мудрого завершается существование Киевской Руси как целостного государственного образования. Это - период накопления социально-политических противоречий, подготовивших феодальную раздробленность.

Четвертый этап (1054 - 1093 гг.) принципиально не отличался от предыдущего. Противоречия развивались по всем направлениям.

Вторая половина XI в. характеризуется ощутимым развитием производительных сил, ростом количества городов, развитием ремесла и торговли, переходом от коллективного родового земледелия к более прогрессивному индивидуальному. Политическая раздробленность Русского государства завершает естественный на определенном этапе процесс обособления на всех уровнях социально-экономической и культурно-политической жизни. Активизация творческих потенций народа, обусловивших высочайший взлет культуры в конце ХI-ХII вв. в разных частях некогда единого государства (Киеве, Новгородско-Псковской земле, Владимиро-Суздальском княжестве) только подчеркивает закономерность явления.

Пятый этап (1093-1132 гг.) связан с новым объединением русских земель на период половецких вторжений. Даже столица государства стояла на краю гибели: половецкий хан Боняк Шелудивый «стучал саблей в Золотые ворота Киева». Бояре - вотчинники на время постарались ликвидировать усобицы, уменьшить княжеские налоги. Победоносную борьбу с половцами возглавил князь Владимир Мономах, призванный в 1113 г. на Киевский престол. Однако чуть отступила половецкая опасность, естественные процессы обособления стали определять исторические судьбы Отечества. Со смертью сына Мономаха Мстислава Владимировича в 1132 г. Киевская Русь раскололась навсегда и прекратила свое существование: «И раздрася вся Русская земля», - писал летописец.

 

 

3.4. Политическая структура Киевского государства

 

Во главе государства стоял Великий князь Киевский, формально ему подчинялись князья других земель Киевской Руси. Однако все князья Рюрикова рода считали себя равными друг другу и достойными Киевского стола. Поэтому зачастую вопросы занятия Киевского престола решались «либо ратью, либо миром».

Ступени иерархической лестницы можно представить в виде следующей схемы:

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты