Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 5. Образование централизованного государства на Руси - процесс длительный и сложный




 

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ( ХIV-ХV вв.)

 

Образование централизованного государства на Руси - процесс длительный и сложный. Он начался в конце ХIII в. и завершился к концу ХV в. Именно к 80-м годам ХV в. была уничтожена политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и республик. Была образована не только единая государственная территория, но и началась перестройка всей политической системы на Руси.

 

5.1.Предпосылки объединения русских земель

 

Экономические: в основе образования централизованного государства лежит развитие производительных сил Руси. Во первых, восстановление и подъем сельского хозяйства, составлявшего основу экономики феодального общества. ХV в. в истории сельского хозяйства был периодом освоения новых пространств, “сведения” лесов, расчистки чащ под пашни, особенно к северу и северо-востоку от Волги, восстановления запустевшей пашни. Это был период роста трехполья ( ярь, озимь, пар ), которое становится ведущей впоследствии и господствующей формой земледелия. Пашенное земледелие соединялось с домашним скотоводством, огородничеством, различными промыслами. Таким образом, увеличение площади пахотных земель и совершенствование приемов обработки земли было главным в развитии сельского хозяйства, в повышении его продуктивности.

Главным в социально-экономическом развитии русских земель в ХIV-ХV вв. было складывание и быстрый рост феодального землевладения за счёт пожалований, купли земель, захвата свободной крестьянской общинной земли. И как следствие - вовлечение новых масс населения в систему зависимости и подчинения.

При этом феодальное землевладение делилось на две категории собственности:

полная - вотчина, такие земельные владения, которые принадлежали владельцу наследственно, причём он обладал правом эту землю продать, заложить или подарить. Этим видом земельной собственности владели бояре;

условная - поместье. Оно являлось владением, пожалованным пожизненно или на известный срок одним феодалом другому при условии несения службы; следовательно, оно было временным. Поэтому оговаривалось, что поместную землю нельзя продать, обменять. Поместьями владели дворяне. Экономическим и административным центром феодальной вотчины и поместья было село с господским двором.

Господствующей формой феодального землевладения в ХIV-ХV вв. были крупная княжеская, боярская и церковная вотчины.

Огромную роль в создании и развитии русской государственности, в объединении русских земель сыграл город. С восстановлением и подъемом сельского хозяйства неразрывно связано восстановление городов, более всего пострадавших от Батыева погрома. Развивалось и росло ремесленное производство, совершенствовались ремесленные технологические приемы. Оживлялась торговля, прежде всего между городами и землями Руси. Городской торг служил местом натурального обмена и продажи изделий городских ремесленников и продуктов сельского хозяйства и промыслов. Рыночные связи городов с областями в ХIV-ХV веках были еще слабы, но все же они содействовали установлению экономических отношений между различными землями Руси, а следовательно, способствовали ликвидации их обособленности.

И все же феодальный русский город был надолго законсервирован, заторможен тяжелыми последствиями татаро-монгольского нашествия и 240-летним игом. Зарождение и рост в нем буржуазных элементов были задержаны на столетия.

Великие князья стремились захватить побольше земель, усилиться и подчинить себе других князей, но шансы на успех в этой борьбе были на стороне сильнейших. Борьба за обладание землей с крестьянами объективно толкала их к собиранию земель. Прежде всего это была борьба с удельными князьями , а затем между собой. В конечном итоге формировались немногочисленные крупные княжества, которые впоследствии будут вынуждены подчиниться сильнейшему из них.

Великих князей в их борьбе поддерживали различные социальные группы населения. Конечно, руководствовались oни при этом различными соображениями и целями. Скажем, боярство - феодалы - землевладельцы. Боярские вотчины зачастую оказывались на территории двух, а то и трех враждующих княжеств. Между тем бояре были связаны определенными повинностями с тем удельным князем, где располагались его вотчины. Боярин мог служить, а мог и не служить князю. Но как землевладелец обязан был подчиняться княжескому суду, платить дань по месту расположения своих вотчин. Эта чересполосица боярских владений, необходимость подчиняться одновременно двум или трем зачастую враждующим между собой князьям была главной причиной, заставившей боярство выступить на стороне великих князей.

Дворянство - низший слой феодального класса, получавший земли за службу.

Дворяне имели право перехода от князя к князю и использовали это право, чтобы перейти на службу к более сильному и богатому, который мог одарить их большим поместьем и с большей вероятностью мог защитить их собственность в случае конфликта. В ХIV в. происходит усиление этой группы феодалов и они начинают обретать известную политическую силу и влияние.

В поддержку великих князей выступила церковь. С одной стороны, речь шла о её идеологическом воздействии, когда гораздо легче оказать влияние на одного князя, нежели справиться с десятью и более. С другой стороны, это была всё та же экономическая проблема. Церковь, меньше прочих на Руси пострадавшая от ордынского ига, владела огромными вотчинами во всех областях русской земли.

Безусловно, она была заинтересована в сильной власти, способной защитить её собственность. И не только земельную, но и на крестьян. С расширением земельной собственности шёл процесс закабаления крестьян, чьи земли захватывают князья, бояре, церковь. Крестьянство находило выход в переходах, в бегстве, в поисках новых земель и новых хозяев. А межкняжеские границы делали крестьян-беглецов неуловимыми для их бывших хозяев.

А отсюда естественное стремление феодалов-собственников создать сильную власть в масштабах всей Руси, которая сметала бы перегородки между княжествами, смогла бы обеспечить, укрепить и охранить их право на землю и крестьян.

Посадское население - ремесленники, купечество - также чрезвычайно страдало от княжеских распрей. В усобных войнах разорялись города, небезопасны были торговые пути, это препятствовало развитию каких-либо торговых отношений.

Единственной силой, противопоставляющей себя великим князьям, оставались многочисленные богатые и влиятельные удельные князья. Не уступая великим князьям в знатности происхождения, а лишь размерами владений, удельные князья предпочитали оставаться независимыми, не желая никому подчиняться. Сломить их сопротивление оказалось нелегко.

Таким образом, феодальная раздробленность становилась помехой для дальнейшего развития производительных сил страны. Рост феодального землевладения, требовавший создания сильной единой власти, способной защитить собственность, постепенное разрушение экономической разобщенности отдельных частей Руси подготавливали объединение страны. Вместе с тем к ХV в. еще полностью не сложились экономические основы для объединения: экономическое развитие страны тормозилось монголо-татарским игом. Однако этот недостаток экономических предпосылок компенсировали мощные политические основания.

Политические предпосылки объединения русских земель заключались в необходимости борьбы за свою независимость и отражение внешней агрессии. Русь со всех сторон была окружена агрессивными государствами. Они пользовались ее слабостью, раздробленностью на множество враждовавших между собой княжеств и стремились к захвату русских земель и покорению русского народа. Этими государствами были Польша, Ливонский Орден немецких рыцарей, Швеция и Золотая Орда, под чьим игом долгие годы находилась Русь. Таким образом, можно говорить, что политическая централизация значительно опередила процесс преодоления экономической разобщенности страны. И по-другому быть не могло, ибо экономика тормозилась ордынским игом, и чтобы освободиться от этого тормоза, необходимо было его свергнуть. С другой стороны, необходимость максимальной мобилизации экономических и людских ресурсов в экстремальных условиях предопределила активную роль государства в жизни общества на долгие годы.

Идеологические предпосылки: процесс формирования великорусской народности. Никакие усобицы и бесконечные разорения не могли вытравить в сознании народа чувства единства всех русских людей. Общение русских людей во время торгов, совместных походов и битв с врагами земли русской разрушали разобщенность, усиливали общее, пробуждали чувства единства и патриотизма, способствовали росту национального самосознания. Ко второй половине ХIV в. относится и начало оформления великорусского языка. Именно эти два фактора - национальное самосознание и единство языка способствовали складыванию великорусской ( русской ) народности, национальности. Она стала формироваться вокруг Москвы как культурно-этнического центра.

И, наконец, личностный фактор. Воля, честолюбие, властолюбие, темперамент русских князей накладывали печать и на процесс централизации, и на течение российской истории вообще.

 

5.2. Москва - центр объединения русских земель

 

“И почему было Москве царством быть? И хто то знал, что Москве государством слыть?” - дивился в ХVII в. один из русских летописцев. Как случилось, что единое русское государство создала Москва, а не Тверь или Нижний Новгород? Другими словами, каковы причины быстрого возвышения Москвы?

Москва возникла в ХII в. как маленький городок на южной окраине Ростово-Суздальской земли, в центре тогдашнего русского мира. Впервые Москва упоминается в летописи под 1147 г., когда Суздальский князь Юрий Долгорукий позвал к себе союзника и друга князя Святослава Новгород-Северского: “ Приди ко мне, брате, во Москву!” Здесь в своей усадьбе, на лесистом холме у полноводной Москва-реки Юрий “дал обед силен” святославовой дружине.

Ещё в первой половине ХIII в. Москва не была центром особого княжества, но после смерти Александра Невского досталось его младшему сыну Данилу, который и стал родоначальником московского княжеского дома.

Историки, рассматривая причины быстрого возвышения Москвы в ХIV в. отмечают прежде всего выгодность её географического положения. Москва, расположенная в центре Северо-Восточной Руси, защищенная со всех сторон окраинными княжествами, была привлекательным краем для населения. Отсюда причина первая: рост численности населения. И не только простой люд оседал в московской земле, но и бояре, дворянство. Московские князья, расширяя свои владения всеми возможными способами, могли различными льготами удерживать старое и привлекать новое население. А после того как московские князья стали великими князьями Владимирскими, служба им обещала больше выгод и почета, чем другим русским князьям, что и влекло бояр и дворян в Москву. Таким образом, по словам В. Ключевского, “...в Москву, как в центральный водоем, со всех краёв Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы”.

Второе условие: Москва располагалась на удобных торговых путях, на перекрёстке важных дорог, проходивших от верхнего Поднепровья к Владимиру-на-Клязьме и далее в землю волжских булгар; с киевского черниговского юга на Переяславль-Залесский и Ростов и из земли Новгородской в землю Рязанскую. Таким образом, Москва была узлом торговых путей, что давало её князьям важные экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им впоследствии, с одной стороны, приобретать у ханов Золотой Орды “ярлык” на великое княжение Владимирское, а с другой - расширять свои владения путем “прикупов”.

Третье условие: великое значение в деле возвышения Москвы имело содействие, которое оказывало духовенство великому князю московскому. Митрополит Пётр, канонизированный после своей смерти и почитаемый как небесный покровитель Москвы, подолгу жил в Москве и был в дружбе с Иваном Калитою, после смерти погребён был в кафедральном храме Москвы - Успенском соборе. Его преемник, митрополит Феогност, окончательно поселился в Москве, которая стала, таким образом, церковной столицей всея Руси.

Четвёртое условие: выгоды географического положения позволили московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, чтобы выступить организаторами и руководителями в освободительной борьбе. Великая победа, одержанная под московскими знамёнами в 1380 г. над монголо-татарами на Куликовом поле, придала московскому князю значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами.

Пятое условие: все вышеназванные причины и факторы способствовали тому, что предопределили Московское княжество как этнический центр формировавшейся великорусской народности.

Всё это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей, (оценки которой неоднозначны) во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями, и обусловило, в конечном счёте, победу Москвы в борьбе за роль политического центра формирования единого русского государства.

 

 

5.3. Этапы объединения государства

 

Первый этап: конец ХIII - первая половина ХIV в. Основным содержанием начального этапа объединительного процесса было складывание в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего как будущего политического центра и ядра формирования централизованного государства. Главными соперниками в этой борьбе стали Москва и Тверь.

Быстрый рост Московского княжества начался при сыне Александра Невского Данииле. В 1301г. Даниил захватил у рязанских князей Коломну, а в 1302 г. к нему перешло по завещанию бездетного переяславльского князя, враждовавшего с Тверью, Переяславльское княжество. В 1303 г. был присоединен входивший в состав Смоленского княжества Можайск, в результате чего Москва-река, бывшая тогда важным торговым путём, оказалась от истока до устья в пределах Московского княжества. За три года Московское княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из крупнейших и сильнейших в Северо-Восточной Руси, и московский князь Юрий Данилович счёл возможным вступить в борьбу за великое княжение Владимирское, ярлык на которое находился в руках тверского князя. Начавшаяся тяжба тверского князя Михаила с Юрием Даниловичем за Переяславль привела к затяжной и кровопролитной борьбе Твери с Москвой, в которой решался вопрос не столько о Переяславле, сколько о политическом главенстве на Руси.

В начавшуюся борьбу за политическое главенство на Руси между московскими и тверскими князьями активно вмешивались ханы Золотой Орды, которые не хотели усиления ни одной из сторон. Передавая ярлык на великое княжение из одних рук в другие, ханы стремились не допустить политического союза русских князей и одновременно иметь предлог для очередного опустошительного набега на русские земли.

В 1318 г. по проискам Юрия Даниловича в Орде был казнён тверской князь Михаил и ярлык на великое княжение передан московскому князю. Однако в 1325 г. ярлык вновь оказался в руках тверских князей.

В 1327 г. в Твери вспыхнуло крупнейшее народное восстание, вызванное насилиями и поборами приехавшего из Орды ханского посла. Этим воспользовался московский князь Иван Данилович Калита (годы княжения 1325-1340) для разгрома своего соперника. Он принял участие в карательном походе монголо-татар на Русь и сумел направить их удар только против Тверской земли. Вместе с монголо-татарами Калита жестоко расправился с тверичами и подверг Тверское княжество страшному погрому, надолго устранившему тверских князей от активной борьбы за политическое превосходство на Руси. Тверской князь бежал в Псков, а в 1328 г. Калита, заслуживший таким образом доверие хана, получил ярлык на великое княжение Владимирское. Вместе с тем народное восстание в Твери и антиордынские выступления в других русских городах вынудили хана передать сбор дани со всех русских земель русским князьям. Первому хан поручил сбор Калите с правом хранить собранное в кремлёвских княжеских подвалах и доставлять в Орду.

В отношениях с Ордой Калита проводил линию покорности ханам, исправной выплаты дани. В отличие от непокорных тверских князей и тверичей, внёсших огромный вклад в дело борьбы с монголо-татарским рабством, Калита не обременял себя идеями национально-освободительной борьбы против угнетателей.

“Он не боролся против Золотой Орды, - писал историк Л. Черепнин, - а откупался от хана исправной уплатой “выхода”, доставляя Руси некоторую передышку от татарских набегов”. И с этим можно согласиться. При этом сбор дани со всей Руси, производимый Калитой с жестокостью и неумолимостью, способствовал сосредоточению в руках московского князя значительных средств, давая ему возможность оказывать политическое давление на другие русские земли. Калита смог, не прибегая к оружию, расширить территорию своих владений, получая у хана за богатые дары ярлыки на отдельные земли: Галич, Углич, Белоозеро. Проникновение в северные районы вело к контролю над территорией и давало большой доход.

Эти земли ещё не становились наследственным достоянием московской династии, но уже помогали крепнуть новому центру будущего государства.

В 1337 г. тверской князь, бежавший некогда в Псков, добился у Орды права вернуться в Тверь: за десять лет после восстания многое забылось, и противоборство московского и тверского князей возобновилось. Как повёл себя Иван Калита?

В 1339 г. он с сыновьями отправился в Орду. Предполагают, что то был донос на тверского князя, который затем был вызван в Орду и казнён со своим сыном. В летописи ХIV в. “ Повесть о Михаиле Тверском “ писалось, что народ отпевал тверских князей во Владимире как заступников “за род христианьский” от “поганых”, как страдальцев за христиан.

Очевидно также, что большая зависимость московских князей от Орды, дававшая им возможность победить в схватке с Тверью, делала их проводниками наиболее деспотического варианта централизации. А в стране утверждались подданические отношения в их холопской форме, что сказалось на дальнейшем развитии российского общества и государственности.

В самом деле, иго превратило русских князей в вассалов монгольских ханов. А отношения князей с ханами складывались по-разному. Непокорных унизительно наказывали или казнили, а те князья, которые охотно подчинялись монголам, находили с ними общий язык. Постепенно северо-восточные князья превращались в “служебников” монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон - это воля хана. Династические проблемы теперь решались при помощи ордынских карательных отрядов: кто больше раболепствовал перед ханами и подкупал их дорогими подарками, тот и становился великим князем. И в саму русскую жизнь стали вноситься черты и отношения монгольского общества. А оно, как известно, было пронизано отношениями жестокого и жёсткого подчинения. Власть верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Становясь “служебниками” ханов, русские князья впитывали этот дух империи: беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей.

И не могли, будучи сами обязанными исполнять волю хана, примириться с былыми правами и свободами старших дружинников, а впоследствии - с независимостью бояр и дворянства. Таким образом, внутри господствующего класса на Руси подданические отношения стали утверждаться в рабской, холопской форме.

Оппозиция не получила, как в странах Западной Европы, привилегий по закону. И деспотизм надолго сковал русское общество.

И потому нельзя не согласиться с русским философом Г. Федотовым, который писал, что Москва своим возвышением была обязана предательским действиям своих первых князей, что воссоединение Руси, создание могучего централизованного государства осуществлялось через насильственные захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников. “ Не извне, а изнутри татарская стихия овладела душой Руси, проникла в плоть и кровь”.

Однако бесспорен и тот факт, что именно в княжение Ивана Калиты была заложена основа могущества Москвы. И уже его сын князь Семён ( годы княжения 1340 - 1353 ) претендовал на титул великого князя всея Руси и за своё высокомерие получил прозвище Гордого.

Второй этап: вторая половина ХIV - первая половина ХV в. Основным содержанием этапа было: подчинение Москвой своих основных политических соперников в 60 – 70-е гг., начало государственного объединения вокруг неё русских земель, и, наконец, Москва возглавила общенародную борьбу за свержение ордынского ига.

Несмотря на то, что к середине ХIV в. сложились ещё два великих княжества - Суздальско-Нижегородское и Рязанское, основным соперником Москвы по-прежнему оставалось Тверское княжество. Тверской князь Михаил вступил в союз с великим князем литовским Ольгердом, который также стремился к распространению своей власти над Северо-Восточной Русью, достичь этого можно было лишь покорив Москву. Ольгерду дважды (в 1368 и 1370 гг.) удавалось подойти к Москве, но овладеть каменным Кремлём, который был возведён вместо сгоревшего деревянного в 1367 г., он не смог. Михаил обратился за помощью к Орде и в 1371 г. получил ярлык на великое княжение. Добивается он ярлыка и в 1375 г. В ответ московский князь Дмитрий (1359-1389) осадил Тверь. И тверской князь был вынужден признать старейшинство московского князя, обязался не вступать без его ведома в сношение с Ордой и Литвой и помогать московскому князю в борьбе с его врагами. Подобные договоры были заключены Дмитрием и с другими русскими князьями.

Однако важнейшим условием завершения объединения Руси становилась борьба с монгольским игом. Отношения между Ордой и Русью были неустойчивыми и напряжёнными в силу внутренних усобиц в Золотой Орде. Но начавшийся распад Орды был временно приостановлен пришедшим к власти в конце 70-х годов Мамаем. Объединив почти все силы Орды, он начал подготовку к походу на Русь. В планы Мамая входило не только разгромить Северо-Восток, но и возобновить тяжелейшую дань, которую русские земли платили при хане Джанибеке.

К у л и к о в с к а я б и т в а. Летом 1380 г. Мамай выступил к южным границам Рязанского княжества, где стал ожидать подхода войск литовского князя Ягайла и Олега рязанского, ставших союзниками хана. Над Русью нависла страшная угроза. В короткий срок к Москве собрались полки почти из всех русских земель и княжеств. Из Брянска и Полоцка подошли сыновья Ольгерда, что свидетельствовало о сохранившихся связях и общности интересов западно-русских земель, вошедших в состав Великого княжества Литовского. Уклонились от борьбы с Мамаем тверской, нижегородский, рязанский князья и Новгород.

Князю Дмитрию удалось не допустить соединения Мамая с литовским князем и первым нанести удар по основному противнику. В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русские полки переправились через Дон и заняли боевые позиции на обширном Куликовом поле. В некоторых летописях рассказывается, что решение переправиться через Дон было принято потому, что на том берегу не будет пути к отступлению. Или погибнуть или победить - третьего не дано. Ибо подчинение на мамаевых условиях было хуже любого поражения - оно лишило бы чести и достоинства династию, ввергая народ и страну в рабство. Московский князь рисковал всем, что имел.

Тяжёлой ценой досталась русскому народу победа на Куликовом поле. Полегли многие отборные русские полки, тысячи ополченцев. Историки полагают, что погибла примерно половина русского войска - таким кровопролитным было это великое сражение. “Грозно и жалостно смотреть на кровопролитие русских сынов, - писалось в “Сказании о Мамаевом побоище “, - человеческие трупы, точно великие стога, наворочены, конь не может быстро через них перескочить,.. а реки три дня текли кровью”.

Куликовская битва явилась триумфом великого князя Дмитрия Ивановича, которого народ в память победы на Дону стал называть Донским. А Москва после битвы стала признанной национальной столицей, объединяющей вокруг себя русские земли.

Славная победа на Куликовом поле нанесла Золотой Орде тяжелейший удар. Однако свергнуть ордынское иго в 1380 г. не удалось. Новый правитель Орды Тохтамыш в 1382 г. неожиданно напал на Русь. Необходимых сил, чтобы преградить хану дорогу к столице, у Дмитрия Донского не было. Куликовская битва истощила московские воинские силы. Три дня москвичи отбивали штурмы врага. Во время осады Кремля получили своё боевое крещение первые русские кованые железные пушки “тюфяки”. Однако Тохтамыш ворвался в Кремль. Столица подверглась страшному разгрому: были разграблены церкви, убито множество людей. Хан Тохтамыш не ограничился Москвой. Его войска взяли и пожгли близлежащие земли: Можайск, Дмитров, Переяславль. В результате этого нашествия русским землям пришлось возобновить уплату дани в Орду. Однако теперь зависимость от Золотой Орды русские люди рассматривали как временную и готовились к окончательному освобождению от иноземного ига. В свою очередь Орда, не сумевшая восстановить в прежнем объёме свою власть над Русью, вынуждена была признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I (годы княжения 1389 - 1425) по завещанию великое княжение Владимирское как “отчину” московских князей, не признавая тем самым больше право хана распоряжаться ею. Произошло окончательное слияние Владимирского княжества с княжеством Московским. Таким образом, Москва утвердила за собой значение территориального и национального центра формировавшегося Русского государства.

Политическое объединение Руси было замедлено феодальной войной, которая вспыхнула при Василии II (годы княжения 1425 - 1462) .

В конце ХIV в. внутри Московского княжества образовалось несколько удельных княжеств, выделенных Дмитрием Донским своим младшим сыновьям. После смерти Василия I второй сын Дмитрия Донского Юрий начал борьбу со своим племянником Василием II за великокняжеский престол, обосновывая свои права на него принципом родового старшинства, существовавшим во времена Киевской Руси. После смерти Юрия борьбу с Василием II продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Внешне борьба между ними продолжала сохранять вид династического спора за великокняжеский престол, но по существу стала столкновением сторонников и противников государственной централизации. Феодальная война продолжалась около тридцати лет и окончилась поражением коалиции удельных князей, попытавшихся приостановить ликвидацию порядков феодальной раздробленности и сохранить самостоятельность своих княжеств. К концу княжения Василия II на территории Московского княжества оставался лишь один удел - Верейско-Боровский, остальные были ликвидированы. Победа великокняжеской власти в феодальной войне позволила сделать шаг в подчинении Новгородской республики, которая считалась оплотом вольности и сепаратизма.

Третий, завершающий, этап объединения русских земель наступил со второй половины ХV в. и занял чуть более пятидесяти лет - время великого княжения Ивана III (1462 - 1505) и первые годы княжения его преемника Василия III (1505 - 1533) . В этот период под власть московского князя перешли на разных условиях княжества Ростовское, часть Белозёрско-Верейского, Ярославское (где князья ещё долго сохраняли часть суверенных прав в области суда). Но особое значение в объединительном процессе имело покорение Новгородской республики.

В 70-е годы ХV в. Новгород попытался перейти под защиту великого князя литовского. В ответ на это Иван III в 1471 г. предпринял поход против Новгорода, закончившийся поражением новгородского войска на Шелони и заключением Коростынского договора. Завершили присоединение Новгорода походы Ивана III “миром” в 1475, 1477-1478 гг., которые не сопровождались военными действиями. Новгородская республика перестала существовать, в знак чего вечевой колокол был снят и увезён в Москву. Существует легенда, что не доехал колокол до Москвы. По дороге, на Валдае, разбился он на тысячи маленьких валдайских колокольчиков - до сих пор звенят они, якобы, на Руси, напоминая о былой славе Господина Великого Новгорода.

В 1485 г. после двухдневного сопротивления сдалась московскому войску Тверь, а в 1489 г. была присоединена Вятская земля. С вхождением северных владений - Новгорода и Вятской земли - в состав государства вошли и нерусские народы Севера и Северо-Востока.

В 1510 г. прекратила своё существование Псковская республика.

Так, к концу ХV в. возникла огромная держава, самая крупная в Европе. Если в начале правления Ивана III территория Московского княжества составляла примерно 430 тысяч квадратных километров, то при нём и при его сыне Василии III территория выросла более чем в 6 раз.

В рамках единого Русского государства к концу ХV в. складывалась новая, великорусская, народность, составлявшая большую часть населения. Однако с самого начала Русское государство формировалось как многонациональное, в него входили многочисленные угро-финские народности: мордва, карелы, саами, коми, ханты и манси.

Присоединение к Москве других земель, княжеств способствовало объединению языковых диалектов, местных культурных особенностей; русский язык и культура, впитывая эти особенности, все больше обогащались. Формировалось и росло самосознание народа, понимание единства родной земли. Внешним проявлением этого было утверждение в народе, в письменных источниках понятия “Россия”. Термин этот появляется с конца ХV в., постепенно распространяется, но не вытесняет названия Русь, приобретает иной оттенок. (Хотя в иностранных источниках - в папских грамотах ХIII в., в ливонской хронике первой половины ХIII в. - Русская земля называлась Russia). На некоторых монетах Ивана III, Василия III имеется надпись: “Господарь всея Росии“. Таким образом, слова “роский”, “росийский “, “Росия” входят в употребление уже в ХV в.

Создание Русского государства сделало возможным окончательное освобождение страны от монголо-татарского ига. Золотая Орда распадалась. Ахмед-хан, властитель так называемой Большой Орды, отправился летом 1480 г. с большим войском на Русь, чтобы снова заставить московского князя платить дань, которую в течение нескольких лет Иван III не отправлял Орде. Однако его намерения не застали врасплох Ивана III. Русские войска заняли оборону на левом берегу Угры, притоке Оки. Именно здесь осенью 1480 г. решался вопрос о том, останется ли Россия данницей Орды, или превратится в независимое государство. В начале октября на переправе через Угру началось сражение, длившееся, согласно летописям, непрерывно четыре дня. Всё же переправиться через Угру ордынскому войску не удалось. Наступили холода, помощь из Литвы, с которой хан заключил союз, не шла. Так “ стоянием на Угре “ завершилось освобождение русской земли от монголо-татарского ига. Хотя, в сущности, Русь ещё раньше стала независимою от Орды. Однако событие это важно в нашей истории как эпоха окончательного падения той Золотой Орды, которая держала в порабощении Русь. Вместе с тем объединение отдельных русских земель в составе централизованного государства означало не только образование единой государственной территории, но и перестройку всей политической системы на Руси.

 

 

5.4. Политическое устройство Российского государства

 

С объединением русских земель в единое государство должно было измениться и управление страной. Шло становление монархии централизованного типа. Во главе государства стоял великий князь, - верховный владелец всех земель. Его власть отличалась от власти княжеского рода в Киевской Руси тем, что была единоличной, а не коллективной; а от власти князей удельного периода - тем, что была не только территориальной, но и политической. В конце ХV в., после падения татарского ига, Иван III стал именовать себя царём и самодержцем всея Руси. Ему принадлежала наследственно вся полнота власти.

В качестве постоянного центрального государственного органа при великом князе оформляется Боярская дума с более или менее устойчивым составом членов. Она выполняла совещательные функции при князе. Первоначально количество бояр было небольшим, около 20 человек. Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела. Принятое решение выражалось словами: “Великий князь указал, бояре приговорили”.

На решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Однако церковные соборы созывались по воле князя, также как и назначение митрополитов и епископов. Церковный собор лишь утверждал выбор великого князя. Однако не всегда церковные деятели поддерживали великого князя - порой они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям.

Постепенно возникала система централизованного управления, нередко вырастая из старых форм управления. Раньше в княжестве делами ведали бояре, которым поручали, “приказывали“ разные дела. С конца ХV в. приказы-поручения превращаются в приказы-учреждения. Первоначально во главе управления стоял “Дворец”, важнейшим ведомством которого была казна. Наряду с казначеем выделились должности печатника - хранителя великокняжеской печати, дворецкого, ведавшего княжеским дворцовым хозяйством. Первое упоминание о приказах, как органах центрального управления, относится к 1512 г. Каждый приказ, (в начале ХVI в. их было известно десять) ведал определёнными делами на всей территории Руси. Известен был Казённый приказ, ведавший личным имуществом великого князя, казной и архивом; Конюшенный, ведавший табунами князя; Большого Дворца, Ямской, Житный, Холопий, Разрядный и другие. В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей, которые со временем станут влиять на решение государственных вопросов. Они назначались великим князем и Думой.

Местное управление в городах и волостях - бывших самостоятельных землях, княжествах, уделах - традиционно осуществлялось кормленщиками - наместниками-боярами и волостелями. Посылавшиеся туда, как правило, на год, они ведали сбором различных налогов, судили местное население, т.е. правили на местах от имени князя. За выполнение судебно-административной деятельности наместники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу “корм”. Такая форма управления на практике легко приводила к злоупотреблениям и произволу со стороны бояр-кормленщиков. Следует заметить, что единого принципа административно-территориального устройства ещё не существовало.

Итоги социального и политического развития страны к исходу ХV в. подвёл СудебникИвана III - единый свод законов для всей русской земли. Целью его было введение единообразного порядка судебно-административной деятельности на территории всего государства. Судебник провозглашал судить “праведно”, не брать “посулов” - взяток, устанавливал размеры “кормов” и пошлин в пользу судьи-боярина и великокняжеского дьяка. Регламентировалась компетенция разных типов судей - высшей инстанции (великого князя и его детей), бояр и окольничих (которым были “приказаны” - поручены те или иные дела) и, наконец, наместников и волостелей. Вводился контроль за деятельностью местных органов управления. По Судебнику 1497 г. вводились в состав суда наместников и волостелей “земские выборные”, которые выбирались из зажиточных людей. Особое управление складывалось на чёрных государственных землях. Черносошные крестьяне управлялись выборными старостами и сотниками, которые распределяли общинные земли, производили сбор государственных податей, устанавливали правила пользования общинными угодьями: выпасами, лесами, рыболовными участками.

Знаменитая статья 57 вводила единый срок для всего государства, когда крестьянам разрешалось покидать своего господина, неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября), после окончания полевых работ. При этом следовало уплачивать особую пошлину - “пожилое” за пользование двором. Этим был сделан шаг по пути прикрепления всех частновладельческих крестьян к земле.

Вместе с тем Судебник ограничил источники холопства в городе. Например, дети холопа, рождённые до порабощения их родителей и живущие независимо от них, должны были оставаться свободными. Также холопами отныне не становились городские “ключники” - приказчики. Это свидетельствовало о невыгодности холопского труда в городах.

В целом же Судебник - памятник русской юридической мысли.

В 80-е годы подверглись реорганизации вооружённые силыгосударства. В период раздробленности они состояли из дружин отдельных князей и ополчения городов и земель. Теперь основную массу войска составляло дворянское ополчение. Оно состояло из дворянской конницы, вооружённой саблями, копьями, луками, кинжалами (одеты воины были в остроконечные шлемы, кольчуги, стальные наручни и наколенники) и из посошной рати, вооружённой топорами, луками, рогатинами и ножами. Появляются отряды пищальников-стрельцов и пушкарей. Впервые русские применили огнестрельное оружие при обороне Москвы в 1382 г. А при Иване III огнестрельное оружие становится обычным. Дальнейшее развитие пушечного дела на Руси связано с именем венецианского инженера Аристотеля Фиораванти, который был приглашён Иваном III в 1475 г. в качестве архитектора. И уже в ХVI в. иноземцы удивлялись качеству русских пушек, их многочисленности и мастерству пушкарей Московской Руси.

С именем Ивана III связано становление самодержавия на Руси. Важные последствия имел в этом смысле его брак в 1472 г. с племянницей последнего византийского императора царевной Зоей Палеолог, на Руси Софьей. Заключён он был при особых обстоятельствах, когда Византии уже не существовало. И потому в глазах православных людей брак русского великого князя с царегородской царевной явился как бы передачей прав византийских православных монархов московскому великокняжескому дому. Иван III стал почитаться ими как глава восточнохристианского православного мира, а русское государство стало как бы преемником Византии. Мысль о переходе мирового значения Византии к Руси впервые провозгласил в 1492 г. митрополит Зосима. Так зародилась идея о Москве - “третьем Риме”, которая послужила идеологическому обоснованию самодержавной власти великого князя и способствовала упрочению престижа Русского государства на международной арене. Дальнейшее оформление эта идея получила в 1510-1511 гг. в послании монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея к Василию III. Согласно взглядам Филофея существовало три мировых центра христианства - сначала им был Древний Рим, который пал, так как отступил от “истинного христианства”, потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили православию, заключив в 1439 г. Флорентийскую унию с католической церковью. И поэтому Византия пала, завоёванная турками в 1453 г. Москва же, не признавшая Флорентийской унии, является мировым центром православия: “... яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам то есть Российское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти”.

Однако представление о Москве - третьем Риме не стало единственной политической теорией московских правителей. Существовала и другая, отражённая в “Сказании о князьях Владимирских”. Но обе эти теории были важны в качестве идеологического оформления верховной власти.

Первым видимым знаком преемственности Руси от Византии стало принятие государственного символа Восточной Римской империи - золотого двуглавого орла на пурпурном фоне (золотой цвет - символ могущества, вечности, а пурпурный считался императорским, царским цветом).

Со времени Ивана III двуглавый орёл становится русским гербом, хотя остаётся и старый московский герб - всадник, поражающий копьём “змия”, символизирующий победу русского оружия над золотоордынским ханом на поле Куликовом, символ борьбы добра со злом. (С ХVIII в. всадника стали называть Святым Георгием Победоносцем).

Одновременно меняется и сам великокняжеский двор, перенимая обычаи, государственные понятия, приёмы и обрядность придворной жизни бывшей Византийской империи. В придворном обиходе появляется громкий титул царя, так стал себя именовать Иван III после падения татарского ига в 1480 г. Раньше царём в представлении русских людей были монгольский хан и византийский император. Складывается придворная иерархия.

Преображается и Кремль - резиденция Ивана III, который становится символом Российской державности. Под руководством талантливого Фиораванти в 1475-1479 гг. создается грандиозный Успенский Собор, расписывал который знаменитый Дионисий. Русскими зодчими из Пскова возводится в 1484-1489 гг. девятиглавый Благовещенский Собор. А для разросшейся государственной казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казённый Двор. В 1484-1485 г. строится однокупольная церковь Ризоположения. С 1485 г. началось строительство большого великокняжеского дворца, длившееся 30 лет. При Иване III начато сооружение знаменитых башен Московского Кремля. В 1485 г. итальянский зодчий Антон Фрязин заложил первую башню - Тайницкую. А в 1491 г. была построена Спасская башня, на которой разместили главные часы государства. Всего за четыре года (1487-1491) итальянскими мастерами была возведена знаменитая Грановитая палата - главный официальный зал Кремля, который украшают и по настоящий день золотые орлы на пурпурном фоне. Кремль при Иване III приобретает вид, сохранявшийся неизменным до 1929 г. “Таким образом, - писал Н.М. Карамзин, - Иоанн украсил, укрепил Москву, оставив Кремль долговечным памятником царствования”.

 

 

5.5. Церковные ереси конца XV века. Нестяжатели и осифляне

 

В 70-е годы ХV в. сначала в Новгороде, а затем в 80-е годы в Москве распространилась ересь. Еретические течения и движения представляли собой своеобразную форму социального протеста в религиозной оболочке.

Особую известность получила ересь антитринитариев. Её последователи отрицали не только догмат о троичности бога, но и святость богоматери, необходимость поклонения иконам и, наконец, необходимость самого института церкви для общения человека с богом. Выступали они и против церковного землевладения. В идеологии этого направления видны черты западноевропейских реформационных течений. И если большинство участников новгородской ереси принадлежало к низшему духовенству и простонародью, то в Москве её поддержали и более влиятельные лица из окружения Ивана III (например, дьяк Федор Курицын). На церковном Соборе 1490 г. еретики были прокляты, отлучены от церкви, а позднее казнены.

И всё же проблемы взаимоотношений с великим князем, вопрос о судьбах церковного землевладения продолжали серьёзно беспокоить высшее духовенство. Внутри церкви появились течения, по-разному решавшие эти важные вопросы. Одни считали, что авторитет церкви надо поднять путём строгого исполнения духовенством правил и обрядов, ведения аскетического образа жизни. Это были так называемые “нестяжатели”, “заволжские старцы”, возглавляемые Нилом Сорским. Нил осуждал стяжение церковью богатств, в том числе владение населёнными землями, проповедовал уход от мира сего “злосмрадием”, с людьми, погрязшими в разврате и обуреваемыми страстями. Свои воззрения Нил Сорский изложил в “Уставе о жительстве скитском”. В 1503 г. церковный Собор впервые услышал пламенную речь Н. Сорского, направленную против церковного землевладения.

Нестяжателям противостояла другая группа церковных деятелей, которая настаивала на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. Возглавил это течение Иосиф Волоцкий (Иван Санин в миру), по его имени течение называлось “осифляне”. Они требовали беспощадной расправы со всеми инакомыслящими, однако не могли не признать необходимости некоторых преобразований, в первую очередь, в отношении монашества. Иосиф Волоцкий предлагал установить строжайшую дисциплину и соблюдать внешнее благочиние в монастырях, но признавал необходимым сохранение монастырского землевладения, считал, что только сильная и богатая церковь может выполнять свои функции. Он выступил на церковном Соборе 1503 г. против нестяжателей по вопросу об отказе церкви от землевладения и был поддержан большинством. “Нестяжатели” потерпели поражение.

После смерти Ивана III Иосиф Волоцкий стал верной опорой нового великого князя Василия III. Он и его сторонники взяли на себя миссию идеологического обоснования самодержавия. Они развивали идею божественного происхождения великокняжеской власти, которая, таким образом, приравнивалась к власти других европейских государств. В свою очередь, Великокняжеская власть, ранее поддерживающая “нестяжателей”, предоставила церкви широкие иммунитетные привилегии. В стране сохранялась самостоятельная, в экономическом отношении богатейшая церковная организация со своей системой администрации, суда, управления. Это было начало тупика в развитии реформационного движения в России. Однако сила идеологического воздействия, которым обладала тогда церковь, оказала немалую помощь в укреплении самодержавной власти.

 

 

5.6. Международное положение и внешняя политика Российского государства

 

Успехи централизации позволили Русскому государству проводить достаточно активную внешнюю политику. Главной внешнеполитической задачей было в то время возвращение земель Киевской Руси, которые московские князья считали своей отчиной. Начало этому процессу было положено в 90-е годы ХV в., когда к Ивану III “отъехали” князья соседних с московскими владениями западнорусских областей Великого Литовского княжества: Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воротынские и Мезецкие. Переход на сторону Руси ряда княжеств и земель из-под власти Литвы привёл к войнам 1492-1494 гг. и 1500-1503 гг. Они закончились в пользу Москвы, и по договору о перемирии 1503 г. великий князь литовский Александр уступил Ивану III 19 городов и 70 волостей. Это была значительная территория. Однако стремление Москвы воссоединить Восточную и Западную Русь привело к многовековой борьбе России и Польско-Литовского государства за западнорусские области.

В конце ХV в. международное положение Русского государства достаточно упрочилось. Развитию отношений Руси со странами Запада способствовал брак Ивана III и Софьи Палеолог, воспитывавшейся и приехавшей на Русь из Италии. Были заключены союзы с Венгерским королевством, Молдавским воеводством, со Священной Римской империей, германской нацией, Датским королевством. Целью этих союзов было решение главных внешнеполитических задач - воссоединение земель Киевской Руси, создание благоприятных условий для развития внешнеторговых связей, укрепление международного престижа страны. Ивану III удалось добиться пересмотра условий торговли с другими странами Европы. А об упрочении престижа государства на международной арене свидетельствовало признание европейскими державами за Иваном III права на титул князя или короля всей Руси, а не только Московии.

Крепли и культурные связи Руси с другими странами, особенно с Италией. Иваном III приглашались итальянские специалисты в области монетного и литейного дела, артиллерии, строительства, они способствовали развитию техники на Руси.

По словам К. Маркса, “изумлённая Европа, в начале царствования Ивана, едва замечавшая существование Московии, зажатой между татарами и литовцами, была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на её восточных границах. Сам султан Баязет, перед которым трепетала Европа, впервые услышал высокомерные речи московита”.

Таким образом, на протяжении ХIV-ХV вв. осуществлялось формирование Русского централизованного государства, территориальным ядром которого стала Владимиро-Суздальская земля. В процессе объединения русских княжеств и земель была ликвидирована феодальная раздробленность, Русь смогла освободиться от многовекового ордынского ига. С конца ХV в. началось формирование централизованного государственного управления с самодержавной властью во главе. В стране был издан Судебник, представлявший единое государственное законодательство, создано общерусское войско. В рамках единого государства шло формирование великорусской народности и языка, при этом государство создавалось как многонациональное. Только что объединённая Русь начала обретать международное признание.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты