![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этот период был отмечен большим и принципиальным успехом≪Поднятой целины≫ М. Шолохова. Существует, видимо, Сложно опосредованная связь между опытом работы над совре95 Менной пьесой и пьесой классической, где-то в интуитивной глубине Творческого сознания происходит перекличка идей, проливается Новый свет на старое произведение. Не забывается, естественно, и опыт работы над классикой. После ≪Идиота≫, ≪Варваров≫, ≪Горя от ума≫ встреча с Чеховым казалась неизбежной. Размышления о личности человека, стремление познать Нынешнюю духовность и нравственность, сегодняшние Меры человечности по-особому остро соотнесены с миром чеховских Героев, с поэтикой Чехова, его бесстрашным гуманизмом. Из драм Чехова Товстоногов выбрал ≪Три сестры≫, ≪любимую пьесу≫. Приступая к работе над спектаклем, Товстоногов был озабочен Тем, чтобы преодолеть силу сложившихся представлений о чеховской драматургии, отказаться ≪от традиций, установленных Критической литературой со сценическими интерпретациями ≫.1 Ближайшим спектаклем, воплощавшим традиции сценического решения ≪Трех сестер≫, была постановка Вл. И. Немировича- Данченко, осуществленная в 1940 году. Товстоногов не Собирался оспаривать ее величие и ее новаторский смысл или Полемизировать с методом, которым пользовался Немирович. Он хотел только найти сегодняшнее ощущение трагедии героев Чехова, которые все (кроме Наташи) были ему дороги, но все вызывали ≪противоречивые чувства≫.2 Определяя в беседе с участниками мхатовских ≪Трех сестер≫ свое видение пьесы, Немирович-Данченко говорил: ≪Моя мысль всегда толкается вот в какую область: мечта, мечтатели, мечта и действительность. И —тоска: тоска по лучшей жизни. И еще Нечто очень важное, что создает драматическую коллизию,—это Чувство долга. Долга по отношению к себе и к д р у г и м . . . В них (в сестрах) очевидно одно —желание оторваться от Той жизни, которая их сейчас окружает, глубокая и мучительная Неудовлетворенность действительностью, несущей в себе пошлость, Самую определенную,—пошлость не в смысле подлости (надо взять глубже), а в смысле бескрылости, отсутствия Мечты... Так вот, мечты и действительность, мечтатели среди Тусклой действительности и пошлости —вот, по-моему, зерно спектакля≫.3 Определяя идею своего спектакля, Товстоногов считал, что режиссер ≪вправе задать вопрос: только ли время, окружающая действительность мешают людям жить умно, красиво, содержательно? Сегодня, мне кажется, важно сказать, что не только Что-то и кто-то извне, но и сами они, чеховские г е р о и ,—умные, Тонкие, страдающие —своей пассивностью, безволием губят друг
|