КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 157.Там же. 3 Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию.—≪Три сестры≫ в постановке МХАТ. М, 1963, с. 150. Друга. Конечно, такими они стали незаметно для себя и в силу Определенных законов человеческого общежития. Но это не может оправдать их равнодушие и даже жестокость≫.1 Из сопоставления режиссерских деклараций очевидна не Только разница подходов к пьесе Чехова, но и то важное обстоятельство, Что Товстоногов ищет прежде всего связь пьесы Со своим временем. Товстоногов —как и обычно —строго следовал мхатовской Методологии. Прав К. Рудницкий, когда замечает, предваряя свою рецензию на ≪Трех сестер≫, что это обстоятельство придавало Спектаклю характер эксперимента, ибо на мхатовских Путях драматургия Чехова казалась как бы исчерпанной. От исхода эксперимента ≪во многом зависел ответ на вопрос о сегодняшней жизненности чеховских пьес≫.2 Ход работы над спектаклем полно отражен в записях репетиций, которые были опубликованы в книге Товстоногова ≪Круг мыслей≫. Художница С. Юнович предложила огромную сценическую Площадку, полную воздуха, простора. Тут были все приметы Быта, все его реалии, но располагались они не в замкнутом Комнатном пространстве, а на вольном просторе, на ветру. Возникал Тревожный образ Времени, России... Фурки приближали К нам Ирину и Тузенбаха, чтобы мы прониклись мечтательным восторгом его любви и встревожились за него, потом ≪крупный план≫ выделил Машу и Вершинина, в минуту их желанного одиночества И счастья, придвинул к нам Соленого и Тузенбаха В момент их главного разговора, в финале режиссер поставит лицом к лицу с залом трех сестер: ≪Зачем мы живем, зачем мы страдаем... Если бы знать, если бы знать!≫ Они не знали, но режиссер обязан это знать, чтобы мы сегодня Смогли ощутить нашу живую, непосредственную связь С той далекой жизнью, пропустить через собственную жизнь Драмы и боли героев Чехова. Режиссер ничего не простил своим любимым героям —ни Их прекраснодушия и слабости, ни вялости воли и бездействия, Но и не пропустил ничего из их духовных достоинств, самоотверженности, Чистоты помыслов. Он так построил конфликты Спектакля, что в каждом герое (кроме Наташи) открылись страдающие Души, боль униженного достоинства, трагедия невозможности Счастья. Страдала, но не сдавалась, оставалась стойкой, готовой К новым испытаниям Ольга —3. Шарко; Ирина —Э. Попова Переломила себя, согласившись пойти замуж за барона, но, потеряв Его, оказалась опустошенной; Маша —Т. Доронина открыла Для себя невозможное, невиданное счастье, придавшее
|