Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Времени.




Это ощущение времени реализовалось режиссером в силе

Сопротивления Бессеменова, в безнадежности его борьбы, в фигуре

≪выломившегося≫ из общепринятых норм Тетерева, в наивности

Духовного мира Перчихина, сломленности Петра и

Татьяны.

1 О замысле спектакля Товстоногов рассказал в статье ≪О ≪Мещанах≫,

включенной отдельной главой во второе издание книги ≪О профессии режиссера

≫. См. также статью ≪Классик и современник≫ в книге ≪Круг мыслей≫.

Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 126.

В такой концепции спектакля образ Нила терял значение

Единственного антагониста мира Бессеменовых, но приобретал

Убедительность человека нового мировоззрения, новой эпохи. Не

Идеальный герой, а реальный человек, выросший в этом старом

Доме, действовал на сцене. В художественной структуре спектакля

Образ Нила (К. Лавров) был подчинен общему закону

Наиреальнейшей правды и точности взаимоотношений. Естественно,

Что Нил товстоноговского спектакля не мог не вызвать

Возражений, ибо он особенно наглядно и резко демонстрировал

Расхождение режиссера с принятыми в театре и в литературоведении

трактовками. Режиссер видел Нила человеком ≪здравого

смысла≫ и не боялся, что Нил может показаться грубоватым,

Резким, беспощадным к чувствам окружающих его людей.

Он действительно был жесток с Татьяной, хотя понимал, что

Именно с ним Татьяна связывает все свои надежды. Он не отчитывал,

Не ж у р и л за бестактное подслушивание, а резко давал

Понять, что никаких духовных связей отныне у них нет. Здесь

Завершалась трагедия Татьяны, окончательно рушились надежды

На личное счастье и уходило из ее жизни нечто большее

—последняя мечта о яркой, интересной, осмысленной

Жизни.

Нил был не только груб с Бессеменовым, он был нарочито

С ним груб и неуважителен.

Знаменитые фразы Нила: ≪права не дают, права берут≫,

≪хозяин тот, кто трудится≫ —звучали в устах К. Лаврова просто

И без пафоса, который часто в спектаклях окрашивает эти ударные

Реплики героя, попросту обыденно, как истины давно известные

И непреложные. Режиссер, разумеется, знал и театральную,

И литературоведческую трактовку этого героя, но полагал, что

Выделять Нила из общего ансамбля, из общей системы образов

Спектакля неправомерно. Историческое и социальное значение

Этого характера, этого человека, первого образа сознательного

Рабочего в русской драматургии тем более вырастало, а социальная

Сила оказывалась тем более неодолимой, чем крепче и

Реальнее представал он в жизненных связях спектакля. Не


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты