КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факт, что сдвинулась мера исторической объективности сценическогореализма. Режиссура ≪Мещан≫ свидетельствует, что постановщик обрел универсальный способ ≪сыграть≫ время, выразить Его глубинные социальные контрасты всей системой художественных Средств и образов спектакля, не полагаясь только На помощь (но, естественно, и не отвергая ее) отдельного героя. ≪Мещане≫ Товстоногова просто были первыми —в этом их Историческое значение, в этом открытие режиссера, а затем последовали такие спектакли, как ≪На дне≫ в ≪Современнике≫, В Рижском театре русской драмы и в Драматическом театре города Горького, ≪Последние≫ в Рижском тюзе, ≪Мать≫ на Таганке, ≪Достигаев≫ в Малом театре. Вокруг названных спектаклей возникали аналогичные споры, Но литературоведческие концепции были уже бессильны перед Художественной реальностью искусства. Открыв нового Горького Для себя, Товстоногов помог ему утвердиться в искусстве Советского театра. Особая убедительность этого открытия подкреплена тем, что в работе над ≪Варварами≫ и ≪Мещанами≫ Товстоногов опирался На сложившиеся традиции в истолковании драматургии М. Горького, которые обеспечили ей памятные победы 1930-х годов. ≪Осмысление Классики с позиций современности,—писал Товстоног О в ,—д о л ж н о идти по существу, а не по периферии. Стремление Сделать во что бы то ни стало не так, как делали другие, Кажется мне искусственным. Любая новация должна быть продиктована Необходимостью логики, должна лежать в природе Материала и находиться в русле принципиального решения... Должно меняться освещение картины, а контуры рисунка мог у т оставаться прежними≫.1 Глубина новой трактовки, новое ≪освещение картины≫ заключалось, Разумеется, не в низведении образа Нила до некоего Второстепенного значения, не в попытке его развенчания за Счет умаления личных качеств героя. Такая задача режиссером не ставилась. Суть нового была в том, что ≪Мещане≫ были поняты Как историческая трагедия, которая рассматривает критический Момент в движении человечества. Семейная хроника, по- Своему глубокая и многозначительная, пропитанная острым социальным чувством,—так понимались ≪Мещане≫ по сложившейся Театральной традиции —стала исторической хроникой Шекспировского толка. Недаром многие писавшие и говорившие Об этом спектакле поминали имя Шекспира и предрекали режиссеру Скорую работу над произведениями английского классика. До ≪Генриха IV≫ Товстоногов почти не имел практического Опыта работы над шекспировской драматургией, если не считать спектакля ≪Много шума из ничего≫, поставленного в 1940
|