КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Году в Грузинском театральном институте, однако мысль о Ш е к спиреЕго не оставляла. В 1964 году он объявил, что собирается вновь ставить ≪Много шума из ничего≫: ≪Тогда (в первой постановке ≪Много шума≫.— Ю. Р.) я видел лишь условность шекспировского театра. Теперь Я вижу удивительное сочетание условной природы театра Шекспира с предельной достоверностью эпохи, жизни, быта≫.2 Однако спектакль не был поставлен. Товстоногов объясняет это лаконично —≪не нашел решения≫, но за профессиональным Лаконизмом кроются, конечно, более глубокие причины. Почему Не нашел решения —вот что важно. Видимо, в эти годы, погруженный В сферу Чехова и Горького, которая для него стала Атмосферой весьма современного наполнения, он не находил В комедии Шекспира того духовного родства, которое связало Бы пьесу с современным зрителем. Размышляя над возможностью постановки Шекспира, Товстоногов говорил о ≪непостижимом Умении Шекспира сочетать космические страсти, титанические характеры с подробностями психологической жизни≫.3 Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 127. 2 ≪Театр≫, 1964, № 4, с. 99. Там же. ≪Много шума из ничего≫ не давало возможности именно так Подойти к Шекспиру, к его внутреннему миру. Товстоногов стал Искать другую пьесу, отвечающую этой потребности. Так подошел он к двухчастной хронике ≪Король Генрих IV≫. Товстоногов обычно задолго до появления спектакля, до дня начала репетиций объявляет свои планы, те центральные Работы, которые он сам считает принципиальными. Тут он не Сохраняет тайны и, вопреки театральным обычаям, не только Заранее раскрывает название пьесы, но подчас даже и общее ее решение. Так было с ≪Горем от ума≫, так было с ≪Мещанами ≫, так происходило с ≪Ревизором≫ (о желании поставить Комедию Гоголя Товстоногов известил лет за десять до премьеры). Примерно в то же время, говоря о планах театра в работе Над классикой, Товстоногов сообщил, а потом не раз повторял, что собирается работать над ≪Дачниками≫. Шекспировская пьеса ≪вылезла≫ как будто неожиданно, отодвинув ≪Дачников≫ и ≪Ревизора≫, хотя, казалось бы, вполне логично было рассчитывать На успех в горьковской драматургии, завершив трилог и ю —≪Варвары≫, ≪Мещане≫, ≪Дачники≫. Скажем, забегая вперед, что горьковские ≪Дачники≫ были Выпущены в 1976 году и вызвали большой интерес. Художник Э. Кочергин предложил для спектакля огромное незаполненное пространство, в котором, не сближаясь, бродят уставшие ≪дачники ≫. Устали от всего —от пустых разговоров, суетных дел, Взаимного непонимания, и более всего от отсутствия какой-либо Серьезной и любимой цели в жизни. Режиссер не особенно настаивает
|