КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В этих режиссерских сопоставлениях, во встречном движенииМотивов, их перекличке и повторах толстовская проза получает Объемность и глубину. Загнанный, проданный князем Холстомер встретит еще раз Своего бывшего хозяина, с которым так весело было нестись По Кузнецкому (этот эпизод —один из пластических шедевров Е. Лебедева), ездить к Матье на Остоженку и выигрывать На бегах. Князь не узнает своего коня, лишь смутно напомнит Ему что-то эта старая лошадь. И в Бобринском ему померещится Тот офицер, что увез Матье, а в жене Бобринского — сама Матье. Эти мотивы дороги режиссеру, ибо тут, в неназойливом, Но резком контрасте, высвечиваются мысли о естественности И лицемерии, о жизни, прожитой просто и чисто, и Жизни, проданной условностям, выявляется высшая нравственная Цель обращения к толстовской прозе —защита доброты И человечности. Несколько раз прозвучит в спектакле потрясающий вопль Плач Е. Лебедева, трагический камертон истории Холстомера, его ≪Опомнитесь!≫. В финале спектакля, уже после гибели Холстомера, выйдут на сцену Е. Лебедев и О. Басилашвили и прочитают ≪от себя≫, как информацию, последние строки повести: ≪Через неделю Валялись у кирпичного сарая только большой череп и два мослака, Остальное все было растаскано. На лето мужик, собиравший Кости, унес и эти мослаки и пустил их в дело. Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского Убрали в землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни кости его никуда не пригодились≫. Глубина и многозначительность внутренних мотивов спектакля, Нравственный максимализм, восходящий к Толстому, Его социальной критике, художественная гармония приемов делают ≪Историю лошади≫ значительнейшим явлением нашей Театральной жизни. Не принял его, правда, критик М. Любомудров (≪Судьба Холстомера≫. —≪Молодая гвардия≫, 1976, № 10), которому показалось, что ≪зоологические мотивы сценического действия≫ свели высокую драму жизни героя к ≪животно- биологическим неудачам≫. Критик посчитал также, что спектакль соскальзывает к ≪балаганной театралььности и делает акцент на игровых началах≫, что мешает зрителю проникнуться его ≪трагедийной сутью≫. Спорить о путях и способах Истолкования классики тут бессмысленно, ибо одна из сторон Не услышала, к сожалению, как никогда открытого у Товстоногова Эмоционального звучания спектакля. Толстовский спектакль Суммировал многие линии духовных связей сцены и Жизни, современности и классики. Он показал художественный Запас прочности старого искусства сцены, если оно смело берет Себе в подмогу культуру соседних искусств и творческое воображение
|