КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приказал холостить коня. Театр сыграет и это. Хор в отчаяниипрокричит: Мирозданье! Чье же ты слово? Если нет у творца твоего Ничего беззащитней живого, Беспощадней живых —никого. Опустошенный сядет Холстомер на бочонок и загребающим Движением руки с зажатым кулаком ударит тоскливо несколько Раз по колену. И скажет о странном свойстве людей, в котором Разгадка конечной тайны жестокости молодых и старых, равнодушия, нетерпимости, зла: ≪...люди руководятся в жизни не Делами, а словами. Они любят не столько возможность делать Или не делать что-нибудь, сколько возможность говорить о разных Предметах условленные между ними слова. Таковы слова, считающиеся очень важными между ними, суть слова: мой, Моя, мое, которые они говорят про различные вещи, существа И предметы, даже про землю, про людей и про лошадей. Про Одну и ту же вещь они уславливаются, чтобы только один говорил —мое. И тот, кто про наибольшее число вещей, по этой Условленной между ними игре, говорит мое, тот считается У них счастливейшим. Для чего это так, я не знаю, но это Т а к . . . И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, Что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими≫. Идейная основа спектакля —≪безбоязненная, открытая, беспощадно- Резкая постановка Толстым самых больных, самых проклятых вопросов . . ≫ . 1 Резким ритмическим контрастом пойдет следующая сцена — смотр коней князем Серпуховским. В великолепном параде (выразительна и точна пластика тех же членов хора, которые Теперь изображают коней) пройдут лучшие лошади завода перед Понимающим взглядом гусара, но ни одна не привлечет В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 20, с. 23. Его. Взгляд его то и дело будет обращаться к скромной фигуре Холстомера, таскающего мешки. Потом конь и человек понимающе Подмигнут друг другу. Настанут счастливые дни пегого Мерина. Конюх Феофан (Ю. Мироненко) будет его любовно И старательно чистить, поднесет ковшик воды. А сам князь, Маленькими ножничками приводивший в порядок усы, этими же Ножничками отстрижет лишний волосок на морде коня, оботрет Капли воды своим платком и продолжит свой туалет. Наметившаяся раньше тревожная и многозначная параллель Человека и коня, естественности и предвзятости, искренности И лицемерия, правды и л ж и остро прозвучит и в этом крошечном Эпизоде, выявляя режиссерскую драматургию спектакля. Откроется особый смысл того, что одни актеры играют несколько Ролей, не стремясь к трансформации внешней. В. Ковель Играет Вязопуриху, Матье и Мари, М. Волков —офицера, Милого и Бобринского, Ю. Мироненко —Феофана и Фрица.
|