КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О том, как шла борьба за самих себя. Представление смешноеи злое, ибо ясно, что ≪шкурный интерес≫ погубил героев окончательно; Серьезное —ибо в нем заложена однозначная, как В притче, мысль о связи достоинства человека и его идеалов. Герои спектакля испугались. ≪Полная условность причин и полная безусловность состояния≫, —так определила их испуг Критик И. Соловьева.1 Это верно, ибо ровным счетом ничего Не было в их биографиях такого, что могло бы им повредить, А вот испугались, ибо страх был —совсем как в товстоноговском ≪Ревизоре≫ —повсюду, он проникал во все душевные Щели, замораживал. Однако героям не хочется признаваться В том, что в их биографиях ничего не было, стыдно просто так Пугаться. ≪А порядочно-таки накуролесили мы в жизни своей!≫ — с гордым восторгом и бравадой говорит Рассказчик—И. Кваша, но как стали вспоминать, то ≪чуть не захлебнулись от ужаса≫. Что же было-то? И восторг по поводу упразднения крепостного Права, и признательность сердца по случаю введения земских Учреждений, и светлые надежды, возбужденные опубликованием Новых судебных уставов ... Товстоногов идет своим обычным режиссерским путем — путем психологического театра, ставит спектакль психологического Гротеска. Сила спектакля, его пронзительная лирическая Интонация, которая явственно звучит в нем, рождена тем, что Мы ощущаем мучения героев, хотя и смеемся над ними, мы Сострадаем им, хотя их действия сочувствия не заслуживают. Режиссер видит ≪неконченность≫ этих людей в их внутренней Муке и борьбе за остатки достоинства, за крохи самолюбия, За то, наконец, что они понимают свое унижение —только Поделать ничего не могут. Болезненно переживают они возможность приглашения на ≪чашку чая≫ к квартальному Ивану Тимофеевичу, брезгливо относятся к этому визиту, хотя к ≪полицейскому дипломату≫ в доме уже привыкли. Товстоногов, Опираясь на пьесу, раскапывает именно здесь возможности режиссерского Сюжета, внутреннего движения и самих героев, И всего спектакля. 1 ≪Неделя≫, 1973, № 43. Герои ≪Современной идиллии≫, узнав о грядущем приглашении, обрадовались, ≪целый день выступали такою гордою поступью, как будто нам на смотру по целковому на водку дали≫. Герои ≪Балалайкина и К0≫ трагически пережили этот визит, Морщились от одной мысли о нем, но пошли, —что поделаешь, если взялся годить. ≪Устал я, Глумов≫, —с тоской говорит герой И. Кваши, а потом с ужасом спрашивает: ≪Но почему же ты думаешь, что он места сыщиков предлагать будет?≫ Душа их еще жива. С городовыми общаются, а душа еще жива. Устав ≪О благопристойном поведении≫ редактируют, А мысль еще теплится. Спектакль о бездонном падении и о неистребимости Души.
|