КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человеческой природы и открывающей торжество нравственногоЗакона, так и основа комедии —на к о м и ч е с к о й Борьбе, возбуждающей смех; однако ж в этом смехе слышится Не одна веселость, но и мщение за униженное человеческое Достоинство, и таким образом, другим путем, нежели в трагедии, Но опять-таки открывается торжество нравственного закона≫.3 По сути дела трагедийное звучание предложил сам автор, Но в такой форме, которая не позволила принять авторскую Подсказку даже верным и ближайшим его друзьям. Речь идет о ≪Развязке ≪Ревизора≫. Мистический смысл ≪душевного города≫ чиновников —наших пороков оттолкнул от ≪Развязки≫ всех, кто так или иначе соприкасался с комедией Гоголя, начиная от М. С. Щепкина и кончая современными исследователями. Клеймо, легшее на ≪Развязку≫, мешало беспристрастно Всмотреться в нее и, откинув мистические мотивы, Понять, чем именно была продиктована такая форма гоголевского Художественного сознания. В ≪Развязке ≪Ревизора≫ содержится много ценного для того, Кто сегодня захочет узнать, как сам автор понимал свою пьесу И —главное —как соотносится в ней комическое и трагическое. ≪На меня ни одна трагедия не производила такого печального, Такого тягостного, такого безотрадного чувства, —говорит в ≪Развязке≫ Петр Петрович. Так что я готов подозревать даже, Не было ли у автора какого-нибудь особенного намерения произвести такое действие последней сценой своей комедии≫. Первый комический актер, говорящий от имени автора, соглашается с этим утверждением. Нельзя не увидеть в ≪Развязке ≫ мучительной попытки автора осознать действительный Смысл своей комедии, низведенной до водевильного уровня на Петербургской сцене, что вызвало страдания Гоголя, равные, Н. В. Г о г о л ь. Собр. соч., т. 4. М., 1951, с. 113. 2 Ю. М а н н. Комедия Гоголя ≪Ревизор≫. М., 1966, с. 101. В. Г. Белинский о Гоголе, с. 119. Видимо, тем, что испытал позднее Чехов после премьеры ≪Чайки≫ в Александринском театре. Лишь в последнее время И. Вишневская сделала попытку рассмотреть ≪Развязку≫ в контексте истории, в связи с логикой Творческого пути Гоголя и дальнейшим развитием русской литературы. Исследователь приходит к выводу, что ≪душевный город≫ из ≪Развязки ≪Ревизора≫ и ≪строительство внутреннего человека≫ во втором томе ≪Мертвых душ≫ —звенья одной цепи, Это подходы Гоголя —через ошибки и протори —к краеугольным камням новой литературы≫.1 Нравственная, гуманистическая тема русской литературы, Мучительные искания единства истины и личности, завершенные Чеховым, были начаты в мистической, утопической и для того времени политически реакционной форме Гоголем. ≪Сатира
|