КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Той точки зрения, обретении того накала конфликта, которыеРаскрывали бы историческую перспективу. Современный взгляд режиссера ищет в пьесе закономерность развития истории. ≪Ревизор≫ сегодня предстает пьесой О неизбежности исторического возмездия, а не комедией О судьбе попавшего впросак городничего, спектакль говорит О том, что сбылось и не могло не сбыться гневное пророчество Герцена, данное в ≪Былом и думах≫: ≪Но пусть они знают: Один палач за другим будет выведен к позорному столбу истории и оставит там свое имя≫. В разговоре о ≪Ревизоре≫ Товстоногова неизбежно возникает Необходимость сравнения этого спектакля со знаменитым Спектаклем Вс. Мейерхольда, поставленным в 1926 году. Некоторые Мотивы мейерхольдовского спектакля стали всеобщим Достоянием, ценным для всех, кто хотел бы найти новые пути Постижения комедии Гоголя, даже полемизируя с Мейерхольдом. Как и Мейерхольд, Товстоногов производит ≪переключение комедии Гоголя в жанр трагедии≫, как и Мейерхольд, Товстоногов Ищет разгадку пьесы в атмосфере наваждения, фантомов, Видений. Характеризуя замысел Мейерхольда, К. Рудницкий пишет, что ≪Мейерхольд задался целью сыграть не ≪Ревизора≫, но Гоголя —как некое художественное целое, Гоголя —как стиль — как особый мир, Гоголя —как Россию≫.1 Полемически _____________можно было бы заметить, что Товстоногов ≪задался≫ целью сыграть ≪Ревизора≫ —как ≪Ревизора≫. Как И обычно, он идет путем постижения самой пьесы, внимательно Вчитывается в текст, проникая режиссерской интуицией в мир Пьесы, ее предлагаемые обстоятельства, и извлекает конкретность Того или иного сценического решения из самой пьесы. Он стремится пробиться через толщу штампов и умозрительных Толкований к самому элементарному, но психологически Точному обоснованию каждого поступка, каждой мизан1 К. Р у д н и ц к и й . Режиссер Мейерхольд. М., 1969, с. 355. Сцены. В этом пункте начинается полемика двух спектаклей, Полемика принципов подхода к классическому произведению В частности и к театральному искусству в целом. Полемика, Так сказать, естественная, возникающая объективно, а не потому, Что без малого через сорок лет Товстоногов решил поспорить С Мейерхольдом, полемика как отражение исторического Движения в искусстве советской режиссуры. По свидетельству К. Рудницкого, в работе Мейерхольда над ≪Ревизором≫ ≪с новой решительностью отвергалась классическая Система создания сценических характеров. Мейерхольд Отказывался ставить знак равенства между реализмом и психологизмом И соответственно не считал возможным рассматривать
|