КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Персонаж как некую сумму определенных человеческихСвойств, как некое психологическое единство... Принцип Целостности характера... всегда отрицался Мейерхольдом ≫.1 Здесь, собственно говоря, именно в этом центральном пункте Театральных исканий и споров, идущих в советском театре На протяжении всей его истории, и заключено самое существенное различие двух подходов к ≪Ревизору≫. Товстоногов исходил из своего ощущения времени Гоголя, ≪Ревизора≫, из миросозерцания советского художника. Социальный, Конкретно-исторический подход к классическому произведению Для него заключается в раскрытии психологии Персонажей, в точной жизненной мотивировке их действий, помыслов, Поступков. Отсюда, прежде всего, проистекает перестановка Действующих лиц, их перегруппировка. Городничий у Мейерхольда был отодвинут на второй план, городничий у Товстоногова выдвинут на первый план. Это принципиальный Момент, ибо Товстоногов считает, что, не нарушая внутренней Логики пьесы, иначе и поступить невозможно, все равно городничий ≪возьмет свое≫. Может показаться парадоксальной мысль о том, что ≪Ревизор ≫ как трагедия раскрывается только через образ городничего, Но для Товстоногова это именно так. Трагический герой Спектакля —историческое время, но именно в городничем Время отразилось с наибольшей полнотой. Разумеется, речь Идет не о том, чтобы выставить Антона Антоновича трагическим Героем и вызвать наше сочувствие к нему. Речь о том, Что городничий —это нравственно искалеченный человек. Можно смеяться над взяточничеством, глупостью, самодурством, Беззаконием, но можно и ужаснуться жизни, в которой Все это возможно. Сам Гоголь полагал, как это видно из некоторых Его высказываний о роли городничего, что Антон Антонович чувствует укоризны совести, ≪чувствует, что грешен, но Ходит в церковь... даже помышляет когда-нибудь потом К. Р у д н и ц к и й . Режиссер Мейерхольд, с. 356. покаяться≫.1 В этом заключена великая диалектика художника- Реалиста. Трагический отсвет ≪Ревизора≫ отмечен давно, хотя более Явственно в литературоведческих трудах, нежели в сценических трактовках. Читая ≪Ревизора≫, ≪в какой-то момент мы словно Замечаем вокруг комедии характеров мерцающий, беспокойный Отсвет. Трагедийное звучание гоголевского смеха усиливается. На нас смотрит страшное, каменеющее лицо ≪меркантильного века≫.2 Кажущуюся несовместимость трагедии и комедии отрицал еще Белинский, замечавший, что ≪как основа трагедии —на Т р а г и ч е с к о й борьбе, возбуждающей, смотря по ее характеру, Ужас, сострадание или заставляющей гордиться достоинством
|