КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Испытывал всегда. Главная же причина в том, чтоРежиссера вдохновляла любовь к блистательному и желчному сатирику, без которого, по словам М. Горького, ≪невозможно понять историю России во второй половине X I X века . . . ≫ . Эти слова стали эпиграфом спектакля, их читали зрители, входя в зал театра. В ≪Современной идиллии≫ Товстоногову Открывалась многообещающая возможность продолжить художественно- Философское постижение духовной жизни России, Ее преемственных связей с современностью, которая началась с ≪Идиота≫ Достоевского. Здесь же крылась возможность связать Наследие Салтыкова-Щедрина с нравственными задачами Социалистического общества. Вопрос о содержании и значении Этих связей вставал перед создателями спектакля, а прежде Всего перед автором пьесы С. Михалковым, с первых шагов работы. ≪В чем же заключается живое значение Щедрина, в частности его ≪Современной идиллии≫,—спрашивал себя автор пьесы ≪Балалайкин и К0≫ С . М и х а л к о в ,—для нашего общества?≫ И отвечал: ≪Конечно, не только и не столько в обличении царского Самодержавия и его слуг, а также буржуазно-дворянских Идеологических систем, в том числе идеологии российского либерализма. Велики заслуги великого сатирика в борьбе с ними. Но эти силы давно уже стали для нашей страны историческим прошлым≫. Опытный драматург, тонко чувствующий потребности сцены, С. Михалков понимал, что ≪возбудить интерес Современного человека к Щедрину только на этой платформе невозможно≫. Неиссякающая сила великого сатирика, его Актуальность сегодня заключена —по Михалкову —в критике ≪общих норм общественного сознания и поведения с точки зрения высших идеалов≫. Нужно отдать должное Михалкову — он глубоко определил значение ≪Современной идиллии≫ для Нынешней социальной педагогики и создал цельную, драматургически Крепкую пьесу, что было вовсе не так легко сделать, Ибо сатирическое обозрение Щедрина не обладает единым драматургическим Стержнем, оно трудно поддается обыкновенному Инсценированию. Нужна была ясная задача и незаурядный Опыт драматурга, чтобы получить тот выигрышный материал, Который лег в основу спектакля Товстоногова. Высвечивалась сцена, становились различимы разбросанные По полусферическому заднику (художник И. Сумбаташвили) Изображения орденов, памятников, полосатых будок — внешних атрибутов Российской империи, а в то же время как Бы и конкретных примет тех площадей и улиц Петербурга, по
|