Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОСМЫСЛЕНИЯ




КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПУТИ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

Печатается по решению

научно-методического

совета Барнаульского

государственного

педагогического

университета

Культура: понятие, сущность, пути осмысления. Методиче­ские рекомендации для студентов гуманитарных факультетов. /Сост. О.Н. Горохова. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. - 64 с.

Рецензент: С.А. Ан доктор философских наук, профессор.

Данное издание предоставляет возможность студентам разо­браться в сущности феномена культуры, предлагает широкий спектр определений культуры как отражение ее сложности и многогранности, раскрывает специфику рассмотрения культуры в рамках различных методологических подходов.

© Издательство БГПУ,. 2001

Барнаульский Государственный Педагогический университет Научная библиотека


I. ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

(ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» И ЕГО

СМЫСЛОВАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ)

В современной научной и учебной литературе по философии, социологии, этнографии, антропологии, педагогике, культурологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, во всех этих нау­ках очень широко применяется понятие «культура», выступая в каче­стве одного из ключевых, центральны», с другой стороны, содержа­тельные представления о ней далеки от четкости, определенности, конкретности.

Эта ситуация требует от современной культурологической науки по крайней мере более глубокого осмысления содержательного напол­нения понятия «культура», истоков его возникновения, путей даль­нейшего развития, объективных оснований многозначности в повсе­дневном и научном употреблении.

В настоящее время понятие «культура» характеризуется чрезвы­чайно широким спектром своего применения. Оно употребляется в самых разнообразных сферах человеческой жизни, творчества, позна­ния. Так, применительно к историческим эпохам выделяется перво­бытная культура, античная культура, средневековая культура, культу­ра Возрождения, культура эпохи Просвещения, культура Нового и но­вейшего времени. При необходимости зафиксировать специфические формы проявления культуры в различных сферах человеческой жизне­деятельности выделяют политическую, правовую, экономическую, физическую, религиозную, производственную культуру, культуру бы­та, семейно-бытовую культуру и т.п. Дифференцируется культура, со­пряженная с конкретными видами искусства: театральная культура, музыкальная культура. Вряд ли возможно перечислить все аспекты, сферы, нюансы употребления понятия культура, ведь то, что обознача­ется понятием «культура» «представляет собой весь необозримый мир человеческой деятельности и множество ее продуктов»

Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие,-М.: Гардарика, 1998. С. 25.

Выявляя истоки смысловой многозначности понятия «культура», условно можно выделить два основных аспекта, две ветви, в рамках которых происходило становление понятия «культура» и через кото­рые раскрывается сушь (сущность) сложного и многообразного мира культуры, т.е. самого явления, обозначаемого понятием «культура».

Первый аспект связан с латинским словом «cultura», второй - с корнем слова «культура» - «культ». В первом случае культура понима­ется как обработка, возделывание, преобразование;во втором -культура трактуется как преклонение, почитание.

Рассмотрим более подробно каждую из этих ветвей (линий) в осмыслении понятия «культура».

I. Большинство ученых (лингвистов, философов, историков, этно­графов и др.) утверждают, что происхождение слова «культура» непо­средственно связано с латинским словом «cultura», в переводе озна­чавшем обработку, возделывание, уход, улучшение.Тогда, более двух тысяч лет назад латинское слово «cultura» означало именно опре­деленный сельскохозяйственный аспект и обозначало такие явления, процессы как обработку земли, возделывание почвы, земледельческий труд (agriculture).

Вплоть до сегодняшнего дня в современном словоупотреблении широко используются такие слова и словосочетания как сельскохозяй­ственные культуры, плодовоягодные культуры, культура озимой пше­ницы, культивирование почвы, культиватор и многие другие, истоки которых коренятся в рамках латинского слова «cultura».

Но постепенно круг применения слова «cultura» расширяется и начинает употребляться в сферах, выходящих за рамки сельскохозяй­ственной деятельности. Все чаще оно начинает употребляться в слово­сочетаниях, фиксирующих функцию чего-то: «cultura juris» (выработка правил поведения), «cultura litterarum» (совершенствование письмен­ности) и т.п. Несмотря на то, что в этих словосочетаниях, слово «cultura» еще опирается на другое слово и только в единстве с ним образует определенное смысловое единство, именно здесь намечают­ся, по мнению исследователей «первые признаки самостоятельного значения» слова «культура».

Важным моментом в становлении понятия «культура» явилось то, что выдающийся римский оратор, общественно-политический дея­тель Марк Туллий Цицерон в 45 году до н.э. в своей работе «Туску-ланские беседы» впервые употребляет слово «культура» для обозначе­ния усилий, воздействий, направленных на человеческий ум, душу в смысле «обработка человеческого ума», «возделывание человеческой души». Цицероновское «cultura animi», т.е. возделывание, взращивание духа до настоящего времени остается одним из актуальных и значи­мых аспектов понимания культуры.

Употребление слова «культура» не только в сельскохозяйствен­ной сфере, но и в области человеческого духа зафиксировало различие между возделыванием, обработкой природы и «возделыванием человека», его души, т.е. воспитанием, формированием человека как куль­турного существа. Вплоть до сегодняшнего дня культура зачастую понимается именно в этом аспекте, как воспитание, образование.

Таким образом, в Древнем Риме формируется смысловая оппози­ция «cultura» - «nature». Если словом «nature» обозначались естествен­ные природные явления, возникшие и существующие без дополни­тельных внешних усилий и действий человека, то словом «cultura» начинают обозначать все то, что противоположно «натуре», т.е. все то, что создано самим человеком в результате его деятельности, преобра­зующей, изменяющей естественный природный мир, мир «натуры». В оппозиции «культура - натура» слово «культура» стало обозначать мир внеприродных, надприродныхявлений, созданных самим чело­веком, а по отношению к самому человекуэта оппозиция фиксиро­вала различие природного начала в человеке и собственно куль­турного,появляющегося в результате воспитания, образования. По мнению многих античных мыслителей именно воспитание отличает человека от животного, эллина от варвара, свободного гражданина античного полиса от раба. В античную эпоху воспитание было тем стержнем, вокруг которого складывалась культуросозидающая дея­тельность человека и общества.

Употребление слова «культура» как возделывания, обработки, взращивания зафиксировало процесс осмысления культуры как «вто­рой натуры»,которая в отличие от первой натуры (природы) возника­ет в результате преобразующей эту «первую натуру» человеческой деятельности.

Механизм возникновения культуры связан с тем, что человек как природное существо должен был приоб­рести некие навыки, некие способности, которые не были изначально заложены в его генетической приро­де. В процессе эволюционного развития человека и человеческого сообщества должны были проявиться такие формы и способы человеческой деятельности, которыми он не был наделен от природы как биоло­гическое существо.

Пытаясь найти ответы на вопросы, что это за новые формы жизнедеятельности человека и как они прояв­ляются, каким образом у человека формируется сис­тема навыков и знаний, как возникают первые формы общественных установлений древние люди создают мифы о культурном герое. В разных мифологических системах существуют мифологические персонажи - герои, которые помогают людям осваивать окружаю­щий мир, выходя за рамки их биологического сущест­вования. Культурный герой добывает или впервые создает для людей различные предметы культуры, т.е. то, что не существует в природе само по. себе и возни­кает только в результате деятельности человека, -огонь костра, окультуренные растения, различные орудия труда и т.п.

У разных народов, в разных мифологических систе­мах имеется свой культурный герой. Для древних гре­ков культурным героем был Прометей, для скандина­вов - бог Один, для древних египтян - Осирис. Куль­турный герой учит людей пользоваться огнем, изго­тавливать орудия, приручать животных, учит различ­ным ремеслам, искусствам, вводит определенные формы организации семьи, собственности, государст­ва. Так, например, древнеегипетский бог Осирис оту­чил людей от дикого, животного образа жизни, нау­чил сеять и выращивать виды злаков, сажать вино­градники, выпекать хлеб, обрабатывать металлы, он обучил людей искусству врачевания, строительству городов, заложил основы государственного ус­тройства.

Наиболее значительным и глубоко символическим является древнегреческий миф о Прометее. Имя Про­метей означает "мыслящий прежде", "предвидящий". Именно Прометей "закладывает" основы для даль­нейшего культурно-исторического развития человека и общества. Прометей "вдохнул" в людей надежду на будущее; дав им могучее оружие огня, научив плавить в огне металлы и изготавливать инструменты, научил одомашнивать животных, чтобы они могли служить человеку, научил строить жилища и корабли, лечить больных, считать, писать, читать. Прометей как бы заново сотворил человека, создал "человека разумно­го", "человека культурного". Прометей стал символом дерзаний человеческого духа, символом усилий и страданий во имя могущества и величия человеческо­го существования, символом безграничных творче­ских возможностей человека на пути его культурного развития. Недаром к образу Прометея в различные эпохи обращаются писатели, музыканты, скульпторы, поэты.

Чтобы наглядно представить себе различия между миром натуры (природы) и миром культуры достаточно обратиться к некоторым примерам. Так, огонь как результат молнии является сугубо природ­ным явлением; огонь же, искру которого «высекают» люди в результа­те трения двух предметов по-прежнему будет огнем, но он уже будет не природным, а культурным фактом, явлением культуры, возникшим в результате человеческой деятельности.

Аналогично, цветок, или любая лесная ягода, растущие на лесной полянке, вне всяких сомнений - явления природы; цветок или опреде­ленная ягодная культура: малина, смородина, земляника, выращенные заботливой рукой человека и являющиеся результатом кропотливой селекционной работы - безусловно «продукты» культуры.

Из множества примеров, которые могли бы проиллюстрировать различие между природой и культурой, приведем еще один, имеющий непосредственное воплощение в человеке. Каждый человек рождается как природное существо, имеющее естественно-биологическое проис­хождение. Но человек как естественно-природное существо Человеком в подлинном смысле этого слова, Человеком как культурным сущест­вом становится только в результате соответствующей человеческой, культурной «обработки», когда в нем «взращиваются» не имеющиеся у него от природы умения и навыки.

II. Для понимания сущности культуры, ее глубинной основы важное значение имеет употребление слова культура в смысле пре­клонения, почитания. Это связано с тем, что «корнем» понятия «культура» является слово «культ» - одно из значений которого, как в русском, так и в латинском вариантах, - почитание кого-то, чего-то, поклонение перед кем-то, чем-то. (См.: Словарь русского языка.- М., 1993. С. 321. Словарь иностранных слов.- М., 1996. С. 265).

Через понимание культуры как формы преклонения перед чем-то, почитания кого-то можно рассмотреть всю историю развития человека и общества.

Экстраполируя понимание культуры как почитания чего-то, пре­клонения перед чем-то на начальные этапы человеческой истории можно сказать, что культура зарождается тогда, когда возникает осоз­нание человеком своего преклонения перед различными явлениями природы: солнцем, небом, воздухом, деревом, водой, землей и т. п., а также почитание предков, старейшин рода, племени. Подтверждением могут служить, например, языческие верования древних славян, которые почитали богов, олицетворявших солнце - Дажьбога, воздушные явления - Перуна. Преклонение перед солнцем ярко иллюстрирует древнеегипетская мифология, где одним из наиболее почитаемых бо­жеств является солнечное божество: Ра, Амон-Ра.

Одной из важнейших ценностей, выработанных первобытной культурой, было преклонение перед предками своего рода, почитание старейшин. Культура как почитание, преклонение перед теми, кто во­площал в себе накопленный совокупный человеческий опыт, осущест­вляла механизм поддержания, структурирования и функционирования рода, племени, общины.

Для каждой эпохи характерен был свой объект почитания. В ан­тичную эпоху превозносится единство физической и духовной красо­ты человека, в средние века все подчинено преклонению перед Богом, в эпоху классических капиталистических отношений «ценностным культом» становятся деньги, власть, которые либо вытесняют, либо подменяют все другие ценности: верность, любовь, дружбу. В совре­менном обществе вряд ли можно найти некий единый предмет почи­тания, поклонения, характерный для общества как единого целого. Сегодняшняя действительность может быть представлена самыми раз­ными культами (как позитивными, так и негативными): культ власти, культ денег, культ веры.

То, что для людей определенного общества выступает в качестве главного, основного объекта почитания, преклонения, является «куль­том» данной эпохи, ценностным стержнем этой культуры. Чтобы по­нять, прочувствовать, вникнуть в суть той или иной культуры необхо­димо, прежде всего, выявить ее стержневые «культы», т.е. те наибо­лее важные ценностиперед которыми люди данной культуры* опре­деленной исторической эпохи преклонялись, которые они больше все­го почитали, и которые являлись для них «Высшим смыслом» жизни, «Высшим смыслом» их «культурной Вселенной».

В этом отношении поистине бездонный смысл заключен в словах зверски убитого протоиерея Александра Меня:

«Вера в Высший смысл Вселенной сегодня, как в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре».

(Мень А,В. Культу­ра и духовное вос­хождение.- М.: Ис­кусство, 1992. С. 3.)

У каждой культурной эпохи, у каждого народа, у каждого чело­века своя «Вселенная», свой «Высший смысл» и своя вера в него.

Ярким примером теоретической модели культуры, воплощающей осмысление культуры как преклонения, почитания, поклонения, явля­ется концепция культуры Н.К. Рериха.

В своих культурологических изысканиях Н.К. Рерих возводит термин «культура» не к традиционному латинскому истоку «cultura», понимаемому, как возделывание, а к санскритскому - Cult Ur,что означает Почитание Света.Тем самым само понятие «культура» у Н.К. Рериха наполняется особым духовным смыслом.

Культура понимается Н.К. Рерихом как светоносное явление. В очерке, который так и называется «Культура - почитание Света» он пишет: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к чело­веку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культу­ра есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Куль­тура есть сердце».

Во все времена Свет, Огонь воспринимались людьми как свиде­тельство божественного, чистого, утонченно-возвышенного. Необык­новенной светоносностью пронизана вся деятельность Н.К. Рериха: художественная, литературная, общественная. «Огонь и свет» - это две вездесущие, всепроникающие стихии, к которым приходит, по мнению Н.К. Рериха, весь прогресс человечества.

В схематическом варианте вышеизложенные рассуждения могут быть представлены следующим образом

Смыслы понятия

«КУЛЬТУРА»

 

 

Обработка, возделывание а) обработка, возделывание в сфере сельского хозяйства (например, обработка почвы) б) «обработка», «возделывание» человека, его души и ума в процессе образование почитание, преклонение перед наиболее значимым для человека явлениями природы, предметами, событиями, выступающими в качестве главных жизненных ценностей, смысловых стержней данной культуры или отдельной личности.

 

Для более глубокого и полного осмысления понятия и сущности культуры целесообразно обратиться к ниже приведенному материалу из книги Ионина Л.Г. «Социология культуры», где наиболее полно, по сравнению с другими учебными пособиями, изложена история слова культура.

История слова «культура»

Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных систе­мах мысли.

О том, как формировались и развивались разные значения слова культура, рассказал языковед Р. Уильяме (Williams R. Keywords. A vocabulary of culture and society. - New York: Oxford University Press, 1976, p. 76-82.). Появлению этого слова в различных европейских язы­ках непосредственно предшествовало латинское cultura, происходив­шее от colere. Последнее имело множество значений: населять, куль­тивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д. Неко­торые из них со временем образовали самостоятельные термины, хотя и с частично перекрывающими друг друга значениями. Так, значение "населять" через латинское colonus трансформировалось в колонию, а "почитать", "поклоняться" через латинское cultus - в культ. В англий­ском языке слово culture первоначально имело смысл "развивать", "культивировать", хотя и с оттенком "служения", "почитания", при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение. Во французском, точнее в старофранцузском, латинское cultura преобразовалось в слово couture, позже приобретшее совер­шенно самостоятельное значение, и лишь затем в culture.

Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно живот­ных и растений. Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких, как английское coulter - лемех, происходящее от латин­ского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция свя­зана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании с естественных процессов на человеческое развитие, причем агрикультурный, сельскохозяйственный смысл долгое время сохранялся. Так, Френсис Бэкон говорил о "культуре и удобрении умов", а в середине XVIII века английский епископ, сетуя на недостат­ки современного воспитания, писал, что "люди благородного рожде­ния и воспитания не хотят растить своих детей для церкви" (словом люди ...рождения ...и воспитания" я постарался передать словосоче­тание "persons of either birth or culture").

* Фрагмент из книги: Ионин Л.Г. Социология культуры:

Учебное по­собие. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. С. 9-12.

 

Два момента нужно отметить особо. Во-первых, метафора стано­вилась все более привычной, пока, наконец, такие термины, как куль­тура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура, относящееся к част­ным процессам, все чаще использовалось при характеристике процес­сов развития и совершенствования вообще, что означало универсали­зацию термина. Именно с этого на рубеже XVIII - XIX веков и нача­лась многообразная и запутанная современная история слова культу­ра.

Тогда же, в конце XVIII - начале XIX века сформировалось ус­тойчивое значение самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинских civis - гражданин и civilis - принадлежащий, относящийся к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же время, сначала во Франции, а затем в Англии оно стало использо­ваться во множественном числе - стали говорить о цивилизациях.

Примерно те же процессы (правда, с определенными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зареги­стрировано в карманном словаре иностранных слов, изданным Н. Ки­рилловым в 1845 году, но особенного распространения оно не имело, и не встречается даже у "властителей дум" - Добролюбова, Писарева, Чернышевского и др. Еще в 1853 году И. Покровский в "Памятном листке ошибок в русском языке", опубликованном в "Москвитянине", объявил это слово ненужным. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е и позже получает широкое распространение, причем в том же богатстве значений, что и в западноевропейских языках. Согласно В. Далю, культура - это "обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать вместо обрабатывать, воз­делывать, образовать" (Даль В. Толковый словарь живого великорус­ского языка. Т. 2. - М.: Русский язык, 1979.). При этом, как в европей­ских языках, соответствующие термины применялись для обозначения сельскохозяйственных орудий (культиватор) (Будагов Р.А. История слов в истории общества. - М.: Просвещение, 1971. С. 128.).

Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими передовыми книгами. В XX веке в Рос­сии, как и в Западной Европе, под словом цивилизация (а иногда циви­лизованность или civility) стали понимать общее состояние общества или даже уровень воспитания, поведения или манер конкретных пер­сон, противопоставляемое дикости или варварству. Однако с ростом числа сравнительных исследований появились весьма нечеткие трак­товки этого понятия в различных сочетаниях: западная цивилизация, российская цивилизация, индустриальная цивилизация, современная цивилизация и т.д.

Но вернемся к развитию термина культура. Важный поворот в его интерпретации произошел в немецком языке: до конца XIX века была распространена форма Cultur, а на смену пришла сегодняшняя Kultur. Сначала понятия культура и цивилизация развивались в Герма­нии так же, как в других странах. В конце XVIII века, прежде всего в трудах Гердера, было сделано нововведение, едва ли не решающее в истории изучения культуры: речь зашла не о культуре, а о культурах (во множественном числе). Другим важным нововведением, предло­женным несколько позже, стало характерное для Германии и редко встречающееся как в обыденной, так и в научной лексике прочих ев­ропейских языков противопоставление культуры и цивилизации.

Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура за несколько столетий. В современных европейских языках можно выделить (если исключить сельскохозяйственную и естествен­но-научную терминологию, например, культура вики, культура мик­робов) четыре основных смысла слова культура:

- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

- обозначение состояния общества, основанного на праве, поряд­ке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений цивилизация;

- абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, жи­вопись, театр, кино и т.д. (то есть все то, чем занимается министерство культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культура наиболее рас­пространен среди широкой публики.

Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу. Все это очень пре­стижные значения (если можно здесь применить такой термин). Од­нако есть множество примеров враждебного отношения как к слову культура, так и к тому, что оно обозначает.

Антикультурные чувства и отношение враждебности к культуре также имеют солидную историю. Впервые они отмечены в Англии XIX столетия и явились реакцией на претенциозность эстетизма в ис­кусстве и жизни (М. Арнольд). Тогда критики эстетизма вместо culture использовали "изобретенное" ими издевательски-имитирующее culchah. Затем определенная враждебность возникла в результате гер­манской пропаганды времен первой мировой войны, сосредоточивав­шейся вокруг якобы превосходящей все остальное германской Kultur. В первые десятилетия нашего века русские и зарубежные нигилисты и авангардисты, а затем молодежные вожди и массы 60-х - 70-х годов на Западе выступали за то, чтобы разрушить культуру как опору тради­ции и главное препятствие на пути в будущее человечества. В этом к авангардистам 20-х примыкали большевики.

Но существует и постоянная, хроническая вражда к культуре. Ее причинами являются, с одной стороны, необоснованные претензии так называемых интеллектуалов, или интеллигенции, на высшее, преобла­дающее значение или даже состояние ума и души, а с другой - малооб­разованность народа, пренебрежительно относящегося к бездельни­кам-интеллектуалам, существующим на народные деньги. Для обозна­чения именно такой культуры, понимаемой в пренебрежительном, уничижительном смысле, существуют даже особые термины: в Аме­рике - culture-vulture, в России и СНГ этому приблизительно соответ­ствует культур-мультур - русскоязычный термин среднеазиатского происхождения.

Конечно, мы привели самый приблизительный обзор истории слова и истории значений слова культура. Чтобы провести полный обзор, пришлось бы рассматривать всю культурную историю челове­чества, а также ознакомиться с другими, близкими по значению тер­минами. Достаточно сказать, что упомянутый выше Р.Уильяме, в спи­сок к словарной статье, посвященной слову культура, включил сле­дующие соотносящиеся по значению термины: эстетика, искусство, цивилизация, гуманизм, наука.

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие.- М.: Издательская корпорация "Логос"; 1996. С. 9 - 12.


II. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В

СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ. МНОГООБРАЗИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Понятие «культура» является фундаментальным не только для культурологии, но и для всей системы социогуманитарного знания. Динамику интереса к. понятию культура иллюстрируют следующие факты.

"Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клакхон в их совместном исследовании, посвященном определениям культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры (первое, как они считают, принадлежит выдающемуся анг­лийскому этнографу Эдуарду Тайлору), то с 1920 г. по 1950 г. у раз­личных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. В отечественной литературе готовность сопоставить различные оп­ределения культуры позволила Л.Е. Кертману насчитать более 400 определений. Сейчас число определений измеряется уже четырехзнач­ными цифрами ".

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.- М.: Знание, 1996. С. 9-10.

"Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Пре­жде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспекта и культура. Нас не должно сму­щать множество определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон самого феномена. Кроме того, и сам под­ход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установка­ми. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только кулътуроведов, но и философов, социологов, историков, аксио-логов. В зависимости от теоретической методики вырастает и спо­соб, помогающий постигать феномен. Можно ли, однако, вычленить некоторые проблемы, которые помогают обсудить сущность куль­туры?"

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.- М.: Знание, 1996. С. 10.

Концепции культуры в современной западной и отечественной культурологической науке представлены очень широко. Основные теоретические трактовки культуры могут быть следующими: - Культура - как совокупность материальных и духовных ценностей человека, общества, человечества;

- Культура - как все сотворенное человеком как совокупность всех достижений человечества;

- Культура - как все то, что отличает человека от мира животных (как мера человеческого в человеке), а социальную форму жизни от биоло­гической;

- Культура - как способ и продукт человеческой жизнедеятельности;

- Культура - как накопленная в процессе общественно-исторического развития информация;

- Культура- как особая знаково-символическая система (т.е. как сово­купность символов, знаков и их семантических значений);

- Культура - как своеобразные формы жизни различных народов, включающие нормы бытового поведения, обычаи, верования, празд­ники, традиции;

- Культура - как форма сохранения и трансляции накопленного чело­веческого опыта;

- Культура - как уровень желаемого и возможного на данном истори­ческом этапе развития социума;

- Культура - как форма и средство коммуникации;

- Культура - как совокупность памятников предшествующих эпох: художественных, археологических, исторических (т.е. культура как "музей");

- Культура - как универсальная комплексная характеристика личности и общества, человечества;

- Культура - как "особое измерение общества" его стержень, ядро, ос­нова, душа.

В современной культурологической науке существуют многооб­разные варианты систематизации различных аспектов рассмотрения феномена культуры. Один из таких вариантов предлагает А.Я. Флиер. В осмыслении культуры он выделяет следующие аспекты:

- культура — это способ познания и упорядочивания мира для практических и психологических нужд и потребностей человека;

- культура — это средство самоорганизации совместной жиз­недеятельности людей в виде определенных устойчивых сообществ на основании того или иного типа социальной солидарности, определя­ющего историческую типологию самой данной культуры;

- культура — это механизм выработки и селекции определенных способов поведения, практической и интеллектуальной деятельности по удовлетворению интересов и потребностей людей ("правил игры" коллективного сосуществования), закрепляющий в их сознании и при вычках (нравах, обычаях, традициях, ментальностях и т. п.), наиболее приемлемые технологии этого существования (сохраняющие общество в консолидированном состоянии), которые могут быть определены как совокупный групповой социальный опыт данного общества;

- культура — это совокупная общественная и индивидуальная деятельность по реализации потенций и способностей, заложенных в человеке;

- культура — это особый способ рефлексии и фиксации социального опыта в виде определенных "культурных текстов" (вербаль­ных и невербальных, политических, мифологических, религиозных, философских, художественных, публицистических и пр.), задающих более или менее общепринятые нормы (стандарты) коллективного бытия и сознания, а также индивидуального поведения и суждения каждого человека в отдельности;

- культура — это система допустимых в данном обществе границ интерпретации и способов применения на практике этих "культурных текстов" (норм, образцов), что воплощается в историче­ски складывающейся системе мировоззренческих установок (религии, идеологии), ценностных ориентации, этических и эстетических пред­почтений, реализуемых на практике традиций, законов, установлений и пр.;

- культура — это средство распредмечивания объектов окру­жающего мира, наделения; их смыслами, потребными человеку, а так­же выражения этих смыслов на системных языках символов и услов­ных знаков (задающих имена этим объектам, из манипуляции которы­ми собственно и составляются "культурные тексты"), и одновременно средство опредмечивания интеллектуально-образного мира человека в процессе реализации теоретических принципов (смыслов), за­ложенных в многообразие писанных и неписанных культурных тек­стов", нравах, обычаях, традициях в социальной практике жизнедея­тельности людей;

- культура — это средство межпоколенного воспроизводства общества как устойчивой и исторически своеобразной социокультур­ной целостности, осуществляемое путем трансляции социального опы­та (во всем многообразии форм его манифестации — политико-правовых, религиозных, философских, публицистических, художест­венных и иных, в чертах обычаев, нравов, этикета, традиций, способов изготовления любой социально значимой продукции и т. п.), что реа­лизуется в социальной практике общества в ходе социализации и инкультурации каждой отдельной личности;

- культура — это то, что не передается детям от родителей генетически, но всегда выучивается новым поколением "с нуля";

- культура — это средство реализации функции обучения как в обыденной сфере неформального общения людей (воспитание, соци­альная коммуникация), так и через систему специальных "культурных
институтов" (образовательных, просветительских, информационных), непосредственной целью которых является социализация и инкультурация индивида;

- культура — это самокорректирующаяся система, постоянно колеблющееся поле норм, правил и прочих элементов социального опыта, меняющихся как под влиянием внешних природных и истори­ческих обстоятельств существования общества (адаптация), так и в связи с постоянными коллективными или индивидуальными противо­речиями и конфликтами внутри самого общества, социальным сопер­ничеством, демографическими кризисами, наплывами эмигрантов, рождением гениальных личностей, всплесками активности кримина­литета и т. п.;

- культура — это поле весьма неравномерного (в цивилизован­ную эпоху) распределения различных элементов социального опыта (культурной компетентности, социальных ролей и функций и т. п.) между разными людьми и их группами, что способствует, во-первых, формированию специфических групповых интересов (не всегда адек­ватных общенациональным), и во-вторых, становлению дифференцированного и специализированного личного социального опыта, инди­видуальных интерпретаций общественных стандартов, интеллекту­ального и художественного творчества и т. п., что является одной из главных причин порождения новаций, изменения ценностных принци­пов и иных проявлений творческого потенциала, заложенного в чело­веке;

- культура — это зона постоянных конфликтов (или напряже­ний) между общественными стандартами и их индивидуальными ин­терпретаторами, благодаря чему она практически всегда в той или иной мере является средством насилия общества над личностью, по­рядка над произволом, норм социальной адекватности над личными социальными притязаниями и т. п.;

- культура — это система каналов непрерывного перетекания различных информационных потоков, обмена информацией между людьми, причем почти вся эта информация является плодом бесконеч­ных комментариев тех самых "культурных текстов", норм и правил, о которых речь шла выше, т. е. вторичным цитированием, комментиро­ванием и компилированием чужих мыслей и идей (в полном соответ­ствии с постмодернистской парадигмой), что, однако, не гарантирует

- даже самое традиционное общество от появления каких-либо ориги­нальных культурных новаций, порождения новых смыслов, оснований социальной солидарности и способов ее осуществления.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторов и соискателей, а также преподавателей , культурологии.- М: Академический Проект, 2000. С. 16-19.

Различные аспекты осмысления культуры, как правило, фикси­руются в конкретных определениях культуры, «схватывающих» ту или иную сторону многообразного феномена культуры.

Определения культуры, предложенные наиболее видными западноев­ропейскими, американскими и отечественными учеными:

- комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные чело­веком как членом общества (Э. Тейлор);

- "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе..." (Ф. Энгельс);

- социальное наследование - ключевое понятие культурной ан­тропологии. Его обычно называют культурой (Б. Малиновский);

- общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (К. Клакхон);

- культурный аспект сверхорганического универсума, охваты­вающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаи­моотношения (П. Сорокин);

- социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций (X. Ортега-и-Гассет);

- формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг);

- то, что отличает человека от животного (В. Оствальд);

- в широком смысле слова - система знаков (Ч. Моррис);

- слово "культура" характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных пред­ков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядо­чиванию отношений людей друг с другом (3. Фрейд);

- культура - Это "система, организованная для решения возни­кающих перед людьми и обществом проблем" (Дж. Форд);

- "реализация верховных ценностей путем культивирования выс­ших человеческих достоинств" (М. Хайдеггер);

- "Главное в культуре - не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека" (А. Швейцер);

- культура "ядром своим и корнем имеет культ... Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа',' (П.А. Флоренский);

- "культура и культурное развитие человечества" - "довольно ту­манный идеал", "духовная настроенность", выражающаяся в вере в "постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенст­вование человечества" (С.Л. Франк);

- способ человеческой деятельности (Э. Маркарян);

- деятельность общества, преобразующая природу (Э. Баллер);

- совокупность текстов, точнее - механизм, создающий совокуп­ность текстов (Ю. Лотман};

- знаковая система (Ю. Лотман, Б. Успенский);

- наследственная память коллектива, выражающаяся в опреде­
ленной системе запретов и предписаний (Ю. Лотман, Б. Успенский);

- воплощенные ценности (Н. Чавчавадзе);

- духовное бытие общества и есть культура (Л. Кертман);

- культура - это "диалог культур" (В. Библер);

- система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом (В. Да­видович и Ю. Жданов);

- культура представляет собой деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природ-но- и социально-детерминированного деятельного существования (В. Межу ев);

- культура и есть воплощение творческих сил общества и челове­ка в определенных культурных ценностях (Е. Боголюбова);

- культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в раз­личных сферах общественной жизни (В. Келле);

- система хранения и передачи социального опыта, основу кото­рого составляет достигнутый обществом уровень развития сущност­ных сил человека (В. Конев);

- объективированная форма, предметное бытие творчества (Г. Давыдова);

- программа социального наследования (Н. Дубинин);

- "система, выступающая мерой и способом формирования и раз­вития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности" (Л. Коган); .

- особая система средств хранения и передачи социального опыта (Л. Клейн);

- "...культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей... Культура всегда обращена к человеку, она соз­дается для блага людей, процесс передачи раскрывает преемствен­ность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а раз­витие культуры всегда предполагает и развитие самого творца культу­ры - человека" (В. Добрынина);

- вид духовной деятельности, основными составляющими кото­рой являются значения и ценности (А. Клосковская);

- культура, понимаемая как процесс, - это коммуникация, а пони­маемая статично и предметно - совокупность высказываний (напри­мер, произведений), символических рядов, служащих целям коммуни­кации (например, всевозможных ритуалов), наконец, средств комму­никации (М. Червинский);

- культура начинается там, где появляется специфическая челове­ческая "боль существования" и специфически человеческие формы ее преодоления в виде произведений искусства, философии, науки (В. Павлючук);

- целостность человеческого развития, выводящего его за при­родные границы (И. Херман);

- коллективное достижение человечества, исторически возникшее и развивающееся в процессе человеческой деятельности, культивиро­вание внутренней и внешней природы человека, их превращение в другую человеческую природу, в способности и предметы, отмечен­ные человеческим отношением к действительности и представляющие определенный общественно обусловленный уровень ценности (М. Бружек).

Каган М.С. Философия культу­ры.- Санкт-Петербург: ТОО ТК "Петрополис", 1996. С. 13-18.


III. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты